Контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Саратов»
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, 78
Приемная +7(8452)27-99-91

Экспертно-аналитическая деятельность

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 1 января 2014 года контрольно-счетные органы муниципальных образований осуществляют аудит в сфере закупок. Контрольно-счетной палатой муниципального образования «Город Саратов» (далее – контрольно-счетная палата) контроль за соблюдением муниципальными органами и учреждениями законодательства в сфере закупок проводился в рамках проверок их финансово-хозяйственной деятельности. Осуществлялся также выборочный анализ информации о закупках за счет средств бюджета муниципального образования «Город Саратов», размещенной на портале www.zakupki.gov.ru.

В 2014 году (по состоянию на 17.12.2014) муниципальными заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключено 2 636 контрактов. Почти половина (46,0%) из них заключены с единственным поставщиком. С использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заключены 54,0% общего количества контрактов. В 2014 году муниципальные органы и учреждения при осуществлении закупок наиболее активно использовали такой конкурентный способ определения поставщиков, как электронный аукцион, посредством которого было заключено 1 305 контрактов, что составляет 59,5% от общего количества контрактов и 91,7% от числа контрактов, заключенных с использованием конкурентных способов закупок. Доля контрактов, заключенных с использованием процедур запроса котировок и открытого конкурса, в общем объеме заключенных контрактов с использованием федерального закона №44-ФЗ составила 3,6% и 1% соответственно, в объеме контрактов с использованием конкурентных способов закупок – соответственно 6,6% и 1,8%.

Контрольно-счетной палатой был проведен выборочный анализ 313 контрактов, заключенных с использованием конкурентных способов определения поставщиков. Были проанализированы все контракты, заключенные посредством проведения открытого конкурса и запроса котировок, а также контракты суммой 1 млн. рублей и выше, заключенные после проведения электронного аукциона.

Использование при осуществлении закупок конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) позволило обеспечить снижение начальной (максимальной) цены контрактов в среднем на 6,7%. Метод запроса котировок позволил обеспечить снижение начальной (максимальной) цены контракта в среднем на 7,2%, электронного аукциона (без учета контрактов по муниципальным заимствованиям) – в среднем на 5,8%, открытого конкурса – в среднем на 0,6%.

z-2014

Однако по отдельным контрактам муниципальных заказчиков снижение начальной (максимальной) цены контракта превышало сумму заключенного контракта. Значительное снижение начальной (максимальной) цены контрактов на сумму свыше 1 млн. рублей, заключенных посредством электронного аукциона, выявлено по следующим заказчикам:

– комитет по управлению имуществом города Саратова (на 75,9% по одному контракту);

– администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов» (на 52,6% по одному контракту);

– муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный центр «Дубки» (на 50,9% по одному контракту);

– муниципальное учреждение «Служба благоустройства» (на 45,7% – 33,8% по трем контрактам);

– муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18» (на 43,6% по одному контракту);

– комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» (на 37,6% – 32,7% по двум контрактам);

– муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №100 Ленинского района г. Саратова» (на 35,4% по одному контракту).

Так, при закупке комитетом по управлению имуществом города Саратова услуг по изготовлению технических планов и постановке на государственный кадастровый учет муниципальных объектов инженерной инфраструктуры (электроснабжения) начальная (максимальная) цена – 7 650,0 тыс. рублей – снизилась по итогам проведенного электронного аукциона на 5 807,9 тыс. рублей, или в 4,1 раза, и составила 1 842,1 тыс. рублей.

Стоимость работ по разработке и экспертизе проектно-сметной документации рекультивации земель Маханного оврага, расположенных в районе парка Победы, заказанных администрацией Волжского района города, снизилась на 1 439,1 тыс. рублей, или в 2,1 раза (с 2 735,3 тыс. рублей до 1 296,2 тыс. рублей); по бурению водозаборной скважины для МОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный центр «Дубки» – на 1 258,8 тыс. рублей, или в 2,0 раза (с 2 475,2 тыс. рублей до 1 216,4 тыс. рублей).

Начальная (максимальная) цена контракта, указанная в документации к электронному аукциону муниципальным учреждением «Служба благоустройства», снизилась:

– по поставке дисков щеточных и сопутствующих материалов – на 901,9 тыс. рублей, или в 1,8 раза (с 1 972,0 тыс. рублей до 1 070,1 тыс. рублей);

– по поставке автомобильных запасных частей – на 1 098,2 тыс. рублей, или в 1,6 раза (с 2 993,7 тыс. рублей до 1 895,5 тыс. рублей);

– по поставке лакокрасочных материалов – на 684,8 тыс. рублей, или в 1,5 раза (с 2 026,0 тыс. рублей до 1 341,4 тыс. рублей).

Снижение начальной стоимости ремонтных работ, приведенной в документации к электронному аукциону МДОУ «Детский сад №18», составило 1 535,2 тыс. рублей (стоимость заключенного контракта составила 1 988,3 тыс.  рублей при начальной (максимальной) цене – 3 523,5 тыс. рублей). При этом стоимость столярных и плотничных работ снизилась в 3,2 раза, штукатурных работ – в 1,8 раза, работ по установке дверных и оконных блоков – в 1,6 раза. Снижение начальной (максимальной) цены по кровельным работам составило 25,8%.

Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта муниципального образования «Город Саратов» в 2014 году заключил 2 контракта на выполнение работ по содержанию и благоустройству городского зеленого хозяйства в сумме 15 650,9 тыс. рублей и на выполнение работ по эксплуатационному обслуживанию установок сетей наружного освещения улиц в сумме 16 371,3 тыс. рублей. Начальная (максимальная) цена, обозначенная в документации к аукциону (23 270,7 тыс. рублей и 26 250,0 тыс. рублей соответственно), по его итогам была снижена на 7 619,8 тыс. рублей и 9 878,7 тыс.  рублей соответственно.

Обращает на себя внимание также снижение начальной (максимальной) цены по отдельным контрактам, заключенным путем запроса котировок.

Так, при закупке МОУДОД «Центральная детско-юношеская спортивная школа» комплекса услуг по специальной оценке условий труда цена контракта снизилась с 66,0 тыс. рублей, обозначенных в документации при планировании закупки как начальная (максимальная) цена, до 15,7 тыс. рублей в заключенном контракте, или в 4,2 раза.

Цены контрактов на выполнение работ по техническому обслуживанию (содержанию) систем пожарной сигнализации, заключенных МБУ «Городской молодежный центр» и МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования города Саратова», снизились против цен, указанных в котировочных заявках, на 64,3% и 65,3% соответственно; контрактов на оказание услуг по заправке и восстановлению картриджей офисной техники, заключенных МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Фрунзенского района города Саратова» и МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Заводского района города Саратова», – на 58,9% и 32,4% соответственно.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку лакокрасочных материалов МБУ «Дорстрой» – 365,9 тыс. рублей – была снижена по итогам отбора поставщика до 264,1 тыс. рублей, или на 27,8%.

Проведенный анализ изменения начальной (максимальной) цены контрактов свидетельствует о несоблюдении заказчиками требований по применению установленных методов определения начальной (максимальной) цены контракта, и, как следствие, ее завышении при планировании закупки.

Реальность выполнения работ (поставки товаров, оказания услуг) по установленным в контрактах ценам (в отдельных случаях – уменьшенных в несколько раз по сравнению с выставляемой в документации к закупке начальной (максимальной) ценой) подтверждается исполнением заключенных контрактов. Половина из приведенных в примерах контрактов исполнена: осуществлены разработка и экспертиза проектно-сметной документации рекультивации земель Маханного оврага, бурение водозаборной скважины для МОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный центр «Дубки», поставлены автозапчасти, диски щеточные, лакокрасочные материалы в МУ «Служба благоустройства» и некоторые другие. Исполнение по другим контрактам продолжается.

В 2014 году для учащихся общеобразовательных учреждений города осуществлялись закупки молока. Определение поставщика производилось в большинстве случаев посредством аукциона в электронной форме. Наименования закупаемого товара и его характеристики – идентичны (молоко коровье ультрапастеризованное, ГОСТ Р 52783-2007, м.д.ж. 3,2%, асептическая упаковка «тетрапак», расфасовано по 200 грамм, с герметично упакованной трубочкой для питья). Однако начальная (максимальная) цена контрактов определена, исходя из разной стоимости единицы товара:

– по образовательным учреждениям Волжского района – 11,7 рублей;

– по образовательным учреждениям Ленинского и Октябрьского районов – 11,0 рублей;

– по образовательным учреждениям Заводского, Фрунзенского районов и учреждениям, учредителем которых является комитет по образованию – 10,0 рублей.

Законом Саратовской области от 12.12.2011 № 190-ЗСО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации предоставления питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, и частичному финансированию расходов на присмотр и уход за детьми дошкольного возраста в муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» размер стоимости молока в день на одного обучающегося 1-4 классов в муниципальной образовательной организации установлен в сумме 10 рублей. Дополнительные расходы бюджета муниципального образования «Город Саратов» на эти цели в расчете на 1 обучающегося составляют 1 рубль (решение Саратовской городской Думы от 19 декабря 2013 № 30-342 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2014 год»). Таким образом, в документации на проведение электронного аукциона, организованного МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8 Волжского района г. Саратова» по определению поставщика для поставки молока в общеобразовательные учреждения Волжского района, превышена предельная стоимость молока в день на одного обучающегося, установленная областным и муниципальным правовыми актами.

В заключенных контрактах цена 1 упаковки молока (единицы товара) составила:

– по образовательным учреждениям Волжского района – 8,30 рублей;

– по образовательным учреждениям Заводского района – 8,45 рублей;

– по образовательным учреждениям Ленинского района – в среднем 8,47 рублей (проведено 4 аукциона, в результате которых по различным учреждениям заключены контракты по следующим ценам за единицу товара: по 12 учреждениям – 8,41 рублей, по 9 учреждениям – 8,46 рублей, по 8 учреждениям – 8,47 рублей, по 1 учреждению – 8,91 рублей);

– по образовательным учреждениям Фрунзенского района – 9,0 рублей;

– по образовательным учреждениям, учредителем которых является комитет по образованию – 9,30 рублей;

– по образовательным учреждениям Октябрьского района – 9,32 рублей.

Таким образом, фактическая стоимость одной упаковки молока ниже установленных областными законами расходов на исполнение государственных полномочий на единицу продукции. В то же время при закупке молока для образовательных учреждений Ленинского района города, осуществляемой МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Ленинского района города Саратова», стоимость контрактов формировалась за счет двух источников: областного бюджета по средней цене упаковки молока 7,47 рублей (т.е. около 75% от выделяемых на эти цели средств) и бюджета муниципального образования «Город Саратов» в сумме 1 рубль за 1 упаковку (т.е. в полном объеме от дополнительных ассигнований бюджета города). Сумма средств бюджета муниципального образования «Город Саратов», затраченных на покупку молока только по учреждениям образования Ленинского района (по итогам 4 электронных аукционов), при отсутствии потребности в дополнительном софинансировании исполнения государственных полномочий Саратовской области составила 822,1 тыс. рублей, или 54,2% от объема бюджетных ассигнований, выделенных администрации Ленинского района за счет средств бюджета города на организацию предоставления питания отдельным категориям обучающихся (всего на организацию предоставления питания муниципальным бюджетным и автономным учреждениям из бюджета города в 2014 году выделено 2 430,1 тыс. рублей).

Снижение начальной (максимальной) цены по образовательным учреждениям Заводского и Октябрьского районов составило 15,3% и 15,5% соответственно, по учреждениям Волжского района – 29,1% (что связано с необоснованным завышением начальной (максимальной) цены при планировании).

Проверки соблюдения заказчиками муниципального образования «Город Саратов» требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, проведенные контрольно-счетной палатой в муниципальных учреждениях образования, показали недостатки и нарушения:

– в планировании закупок, в том числе в части ведения планов-графиков;

– в документации (извещениях) о закупках;

– в заключенных контрактах.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» обязательным документом для любого государственного и муниципального заказчика является план-график, подлежащий опубликованию в единой информационной системе. Однако в проверенных учреждениях такие документы формировались и велись с нарушениями.

Планы-графики муниципальных общеобразовательных учреждений «Средняя общеобразовательная школа №21 им. П.А. Столыпина» Кировского района муниципального образования «Город Саратов», «Основная общеобразовательная школа №17» администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов», «Лицей прикладных наук», «Русская классическая гимназия» не содержали размер обеспечения исполнения контракта.

Практически во всех проверенных учреждениях образования изменения в план-график в нарушение приказа Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20.09.2013 № 544/18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы» вносились без соблюдения установленных сроков, т.е. менее чем за 10 дней до заключения контракта. Такие нарушения выявлены в муниципальных общеобразовательных учреждениях «Средняя общеобразовательная школа №21 им. П.А. Столыпина» Кировского района муниципального образования «Город Саратов», «Основная общеобразовательная школа №14», «Лицей прикладных наук» и некоторых других. При заключении сублицензионного договора на предоставление на условиях простой (неисключительной) лицензии права на использование программ для ЭВМ с ЗАО «Современные технологии» муниципальным общеобразовательным учреждением – Лицей №2 изменения в план-график внесены только через 17 дней после заключения договора.

В ряде случаев оформление планов-графиков не соответствует требованиям приказа Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 27.12.2011 № 761/20н «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков», отсутствуют утвержденные руководителем учреждения изменения в план-график на бумажном носителе.

Планы-графики муниципальных общеобразовательных учреждений «Основная общеобразовательная школа №17» администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов», «Русская классическая гимназия», «Лицей №2» в нарушение приказа Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20.09.2013 № 544/18н не содержат обязательной информации – итоговых годовых сумм планирования закупок в разрезе кодов бюджетной классификации по товарам, работам или услугам на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей и 400 тыс. рублей.

Уполномоченными учреждениями при получении от заказчиков заявок на осуществление организации закупок нарушались установленные Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» сроки размещения извещений об осуществлении закупок (МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Волжского района города Саратова»).

Заключенные контракты практически всех проверенных учреждений образования не содержали норм ответственности в случае недобросовестного исполнения обязательств в виде штрафов, пеней.

Аудитор
Н.В. Замятина
Возврат к списку