Информация о результатах проверок, проведенных в администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов»

Контрольно-счетной палатой муниципального образования «Город Саратов» проведена проверка исполнения администрацией Заводского района муниципального образования «Город Саратов» полномочий главного администратора доходов бюджета муниципального образования «Город Саратов», главного распорядителя бюджетных средств за 2016 — 2017 годы, текущий период 2018 года, проверка достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главного администратора доходов бюджета муниципального образования «Город Саратов», главного распорядителя бюджетных средств за 2017 год, а также проверка использования администрацией Заводского района муниципального образования «Город Саратов» бюджетных средств, направленных на реализацию ведомственной целевой программы «Благоустройство территории Заводского района муниципального образования «Город Саратов» на 2017 год.

По результатам контрольных мероприятий установлено, что исполнение администрацией Заводского района муниципального образования «Город Саратов» (далее — администрация) бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджета муниципального образования «Город Саратов» осуществлялось не в полном объеме, не надлежащим образом. Так, администрацией не были установлены:

— порядок проведения главным администратором доходов контроля за осуществлением подведомственным администратором доходов бюджетных полномочий;

— порядок заполнения (составления) и отражения в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам бюджета муниципального образования «Город Саратов», не указаны нормативные правовые акты, регулирующие данные вопросы;

— порядок действий администратора доходов при уточнении невыясненных поступлений;

— порядок действий администратора доходов при принудительном взыскании администратора доходов с плательщиков платежей в бюджет муниципального образования «Город Саратов», пеней и штрафов по ним через судебные органы или через судебных приставов;

— порядок, формы и сроки представления администратором доходов сведений и бюджетной отчетности, необходимых для осуществления полномочий главного администратора доходов.

Проверка исполнения полномочия по администрированию доходов бюджета от использования имущества, находящегося в собственности городского округа (плата за наем муниципальных жилых помещений), показала, что Реестр объектов жилищного фонда имущественной части муниципальной казны по Заводскому району не содержит сведений об исключенных из Реестра объектах с указанием нового собственника на дату исключения либо балансодержателя, основания, даты и способа получения ими объекта в собственность, либо в хозяйственное ведение или оперативное управление, либо даты и основания списания имущества, о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект, об обременениях объекта, о времени изготовления (год постройки) объекта, о предыдущем собственнике (правообладателе) объекта, об основании, времени, способе и финансовых источниках получения объекта в муниципальную собственность, о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом.

В нарушение требований Положения о держателях объектов имущественной части муниципальной казны, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.05.2009 №241, администрацией не осуществлялись проверки (не реже одного раза в год) фактического наличия и состояния объектов жилищного фонда.

При проверке поступления в бюджет города доходов в виде платы за наем муниципального жилья установлено, что в бухгалтерском учете администрации начисление сумм таких доходов отражалось не в полном объеме. Так, согласно бухгалтерской отчетности:

— за 2016 год задолженность нанимателей по плате за наем социального жилья составляла 18 760,5 тыс. рублей, что на 1 487,6 тыс. рублей меньше суммы задолженности, отраженной в оборотных ведомостях, сформированных в разрезе лицевых счетов по начислениям и фактической оплате;

— за 2017 год задолженность нанимателей по плате за наем социального жилья составляет 21 461,7 тыс. рублей, что на 974,7 тыс. рублей больше суммы задолженности, отраженной в оборотных ведомостях, сформированных в разрезе лицевых счетов по начислениям и фактической оплате;

— за 9 месяцев 2018 года задолженность нанимателей по плате за наем социального жилья составила 22 379,4 тыс. рублей, что на 664,5 тыс. рублей больше суммы задолженности, отраженной в оборотных ведомостях, отраженной в оборотных ведомостях, сформированных в разрезе лицевых счетов по начислениям и фактической оплате.

Сложившаяся дебиторская задолженность по плате за наем муниципальных жилых помещений, отраженная в данных бухгалтерского учета администрации, не имела подтверждения первичными учетными документами.

Недостоверность показателей дебиторской задолженности по плате за наем муниципальных жилых помещений повлекла за собой искажение данных бюджетной отчетности, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ «Нарушение порядка представления бюджетной отчетности». В отношении должностного лица администрации составлено два протокола об административных правонарушениях.

За 2 года и 9 месяцев задолженность нанимателей по плате за наем социального жилья увеличилась на 5489,9 тыс. рублей (или на 30%), в том числе за счет роста числа нанимателей-должников. Если на 1 января 2016 года сумма такой задолженности в расчете на 1 нанимателя составляла 2,57 тыс. рублей (общая задолженность 16 225,0 тыс. рублей по 6 307 нанимателям), то по состоянию на 1 октября 2018 года задолженность в расчете на 1 нанимателя составляла 2,77 тыс. рублей (общая задолженность 21 714,9 тыс. рублей на 7 835 нанимателей).

Рост задолженности по плате за наем социального жилья свидетельствует о ненадлежащей работе администрации по ее взысканию. В 2016 году администрацией было направлено 706 заявлений о выдаче судебных приказов о взыскании задолженности по плате за наем муниципального жилья на общую сумму 4 353,9 тыс. рублей (23,2% от суммы задолженности, отраженной в бухгалтерском учете), в 2017 году направлено 1 250 таких заявлений на общую сумму 10 233,8 тыс. рублей (47,7% от суммы задолженности, отраженной в бухгалтерском учете), в 2018 году по состоянию на 01.10.2018 — 352 заявления на общую сумму 4 524,8 тыс. рублей (20,2% от суммы задолженности, отраженной в бухгалтерском учете).

При проверке установлены случаи начисления платы за наем муниципального жилого помещения, являющегося свободным в связи со смертью нанимателя, а также за помещения, находящиеся в частной собственности.

В соответствии с постановлением администрации города Саратова от 10.05.2007 № 319 «О вопросах предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда, учета, контроля и сохранности освобождаемого муниципального жилищного фонда» администрации районов обязаны направлять в комитет по управлению имуществом города Саратова письма по установленной форме об освободившихся жилых помещениях муниципального жилищного фонда. Данное требование в 2016 и 2017 годах администрацией не выполнялось, в 2018 году были предоставлены сведения о 7 свободных жилых помещениях. При этом администрация обладала сведениями о наличии по состоянию на 01.11.2018 свободных жилых помещений муниципального жилищного в количестве 30 единиц, а также пяти жилых помещений маневренного фонда.

В период проведения проверки специалистами контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» дополнительно выявлено 7 свободных жилых помещений, сведения о которых в комитет по управлению имуществом города Саратова не направлялись.

При проверке исполнения администрацией полномочий главного распорядителя бюджетных средств муниципального образования «Город Саратов» выявлены следующие основные нарушения.

Администрацией района как главным распорядителем бюджетных средств не осуществлялся внутренний финансовый аудит, а также внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в отношении подведомственных ей получателей бюджетных средств и муниципальных казенных учреждений.

При проверке правильности начисления и обоснованности перечисления ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования «Город Саратов», выявлены случаи оплаты администрацией взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за жилые помещения, принадлежащие на праве собственности физическим лицам.

Администрацией в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий исполнительным органам территориального общественного самоуправления (ТОС) не было включено обязательное условие о запрете приобретения за счет полученных средств (субсидии) иностранной валюты.

В 2016 году администрацией принимались отчеты об использовании средств субсидии органами территориального общественного самоуправления при отсутствии достоверных документов, подтверждающих произведенные расходы, на общую сумму 14,2 тыс. рублей. В качестве оправдательных документов о произведенных расходах исполнительными органами ТОС «Нефтяник», ТОС «Улеши», ТОС «Увек» к отчетам были приложены товарные чеки, выданные от имени организации, незарегистрированной в едином государственном реестре юридических лиц, организации, ликвидированной в 2011 году.

Аналогичная ситуация при расходовании субсидии органами территориального общественного самоуправления сложилась и в 2017 году.

К отчету об использовании средств субсидии исполнительными органами ТОС «Нефтяник», ТОС «Улеши», ТОС «Увек», ТОС «Станкостроитель» были приложены товарные чеки на общую сумму 24,3 тыс. рублей, выданные от имени организации, незарегистрированной в едином государственном реестре юридических лиц, ликвидированных организаций и прекративших деятельность индивидуальных предпринимателей.

В рамках запланированных мероприятий исполнительными органами ТОС приобретались призы, подарки, сувениры, которые должны были вручаться участникам соответствующих мероприятий (ветеранам, победителям спортивных соревнований и пр.). Однако какие-либо документы, подтверждающие получение конкретными лицами этих призов, подарков, сувениров, не представлены. Вследствие чего проверить обоснованность расходования на приобретение сувениров, призов, подарков средств субсидии в 2016 году на общую сумму 104,8 тыс. рублей и в 2017 году на сумму 109,5 тыс. рублей не представляется возможным.

Таким образом, администрацией в 2016 — 2017 годах не исполнялись бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств в части контроля за соблюдением получателями (исполнительными органами территориального общественного самоуправления) условий, целей и порядка, предоставленных им субсидий.

При проверке исполнения мероприятий программ по благоустройству территории Заводского района муниципального образования «Город Саратов» установлено следующее.

Для обеспечения выполнения работ по ремонту 23 дворовых территорий многоквартирных домов в 2016 году было заключено 5 муниципальных контрактов на общую сумму 36895,9 тыс. рублей. Данные контракты в нарушение законодательства о закупках не содержали конкретные показатели и характеристики товаров, используемых при проведении работ. Кроме того, в нарушение пункта 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, в отсутствие проектной документации в сметную стоимость работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов в 2016 году включен резерв средств на непредвиденные работы и затраты. Как следствие, был нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств, предусмотренный статьей 34 Бюджетного кодекса РФ: неэффективные расходы составили 183,5 тыс. рублей.

Для обеспечения проведения контроля качества за выполнением работ по ремонту 23 дворовых территорий многоквартирных домов администрацией района в 2016 году было заключено 5 договоров с ООО «Слав-строй» на общую сумму 208,6 тыс. рублей. В соответствии с актами приема-передачи выполненных работ подрядчик выполнил и передал заказчику Технические отчеты по результатам контроля качества за выполнением работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, работы приняты без замечаний и выявленных недостатков и оплачены администрацией в полном объеме.

Однако в 2017 году были выявлены дефекты в проведенных работах по ремонту дворовых территорий, в связи с чем администрация обратилась в суд с требованием к подрядчику об устранении недостатков. В ходе судебного разбирательства была проведена судебная строительно-техническая экспертиза, установившая, что проведенные работы по устройству подстилающих и выравнивающих слоев из щебня, работы по устройству покрытия из асфальтобетонных смесей не соответствовали действующим требованиям нормативных документов в области строительства.

То есть работы по контролю качества за выполнением ремонта дворов фактически были произведены ненадлежащим образом, расходы на оплату контрактов на сумму 187,3 тыс. рублей оказались безрезультатными.

В результате приемки с учетом положительных заключений исполнителя работ по контролю качества ремонта, заказчик оплатил невыполненные работы и работы, выполненные с ненадлежащим качеством, на сумму 33 117,0 тыс. рублей (89,8% от суммы, выделенной на выполнение данных работ). Согласно информации администрации по данным фактам возбуждено уголовное дело.

В нарушение условий заключенных в 2016 году контрактов с ООО «Пелорус», ООО «Пелорус-С», ООО «ВолгаСтрой» администрацией района не была осуществлена приемка выполненных работ и их оплата, что повлекло взыскание с администрации района судебных издержек и неустоек на общую сумму 398,0 тыс. рублей. Таким образом, осуществление дополнительных расходов нарушило принцип эффективности использования бюджетных средств, предусмотренный статьей 34 Бюджетного кодекса РФ.

Администрацией района допущено неэффективное расходование бюджетных средств на общую сумму 398,0 тыс. рублей, выразившееся в оплате судебных издержек, штрафных санкций за неисполнение условий контрактов, оплаты представительских услуг, проведение судебной экспертизы по контрактам, заключенным в 2016 году.

Проверкой исполнения работ по озеленению территории района было установлено, что в 2017 и 2018 годах подрядчиками были высажены по 100 саженцев. В результате осмотра сквера «Дружба народов» 23.11.2018 установлено, что из высаженных в начале октября 2018 года 60 саженцев осталось 40 штук. При осмотре 23.11.2018 посаженных в начале октября 2017 года саженцев деревьев в сквере у ДК «Химиков» установлено наличие только 25 штук, 75 саженцев отсутствуют. Таким образом, администрацией района не была обеспечена сохранность имущества, а средства в сумме 43,4 тыс. рублей, направленные на оплату работ по посадке 20 саженцев, и в сумме 78,1 тыс. рублей, направленные на оплату работ по посадке 75 саженцев, израсходованы безрезультатно. По факту пропажи деревьев администрацией района было направлено заявление в правоохранительные органы.

Отдельные нарушения выявлены при осуществлении администрацией деятельности в сфере закупок для муниципальных нужд. Так, администрацией не были утверждены нормативные затраты на обеспечение функций муниципального органа (включая подведомственные администрации казенные учреждения). В утвержденных администрацией требованиях к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг предельные цены и потребительские свойства некоторых товаров превышают цены и потребительские свойства, установленные для таких товаров постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 23.05.2016 № 1318 «Об установлении правил определения требований к закупаемым муниципальными органами муниципального образования «Город Саратов» и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)».

При осуществлении закупки выполнения работ по содержанию зеленых зон и дорожных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования местного значения и прочих работ по благоустройству территории Заводского района в 2018 году администрацией в один лот были объединены работы (содержание фонтана, завоз песка на детские площадки, посадка цветов и деревьев, ремонт подземного перехода, содержание скверов и парков), относящиеся к разным группам, технологически и функционально не связанные между собой, что не соответствует требованиям антимонопольного законодательства.

При обосновании начальных максимальных цен контрактов, заключаемых администрацией, изучение рынка осуществлялось формально, что не позволяло получить объективные данные о стоимости закупаемых товаров (работ, услуг). В частности, использовались коммерческие предложения от организаций, не осуществляющих закупаемые работы, не имеющих необходимого опыта работы на ранке данных услуг (работ), от аффилированных друг другу организаций (индивидуальных предпринимателей). Полученные коммерческие предложения о стоимости ремонтных работ не содержали расчета предлагаемой цены контракта (указывалась только итоговая цена), при этом какие-либо иные расчеты для проверки обоснованности этой цены заказчиком не производились.

Администрацией допущены случаи утверждения документации об электронных аукционах с нарушением требований законодательства (сокращен срок подачи заявок на участие в электронном аукционе; при закупке мебели не было установлено дополнительное требование к участникам закупки об использовании при производстве таких товаров плит древесно-стружечных и аналогичных плит из древесины или других одревесневших материалов, плиты древесно-волокнистых из древесины или других одревесневших материалов, страной происхождения которых является Российская Федерация или государство — член Евразийского экономического союза; отсутствует обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, а также не установлено требование о предоставлении в составе заявки одного из документов, подтверждающих признание отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации).

Администрацией в 2018 году была осуществлена закупка работ по содержанию и ремонту детских и спортивных площадок общей стоимостью 842,4 тыс. рублей (12,0 тыс. рублей за 1 площадку). При этом объект закупки не был надлежащим образом описан, что не позволяет определить потребности заказчика и соответствие выполняемых работ этим потребностям (отсутствовали указания на функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), не использовались показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) работы, качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации (например, ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» и ГОСТ Р 55677-2013 «Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования»), принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования).

В заключенном по результатам закупки контракте от 06.02.2018 №0160300034218000001-0063513-01 также отсутствует детализация (состав и объем) и иные требования и характеристики к работам по содержанию площадок, что не позволяет сделать вывод о надлежащей приемке и обоснованной оплате выполненных работ на сумму 842,4 тыс. рублей (акты выполненных работ по содержанию площадок формы КС-2 от 15.08.2018 №14 и от 30.08.2018 №15 не содержали виды и стоимость фактически проведенных работ, иные документы, свидетельствующие о достаточности и полноте проведенных работ, а также подтверждающие стоимость проведенных работ к проверке не представлены).

По результатам контрольных мероприятий главе администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» направлены представления, материалы проверок переданы в прокуратуру города.

Скачать в PDF.