Информация о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципального образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №14»

В соответствии с пунктом 12 раздела 1 плана работы контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» на 2014 год, утвержденного распоряжением контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» от 23.12.2013 №62-01-03 (с изменениями), на основании распоряжения контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» от 11.04.2014 №25-01-01 и удостоверения на право проведения проверки от 11.04.2014 №11-01-31, выданного председателем контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов», инспектором инспекции по контрольно-ревизионной работе Бондаренко А.Н., главным специалистом инспекции по контрольно-ревизионной работе Музуровой Н.Г. проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности, в том числе исполнения Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд», муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №14».

Период проверки: 2013 – 2014 годы.

Цель проверки: финансово-хозяйственная деятельность, в том числе исполнение Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд» муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №14» (далее – Школа, Учреждение, МОУ «ООШ №14», МОУ).

Проверка проведена с ведома директора Учреждения и директора муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Кировского района» (далее – Централизованная бухгалтерия).

При проверке использовались: устав Учреждения, план финансово-хозяйственной деятельности, первичные учетные документы, другие нормативные правовые документы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №14» открыто 01.09.1954 года как средняя школа №14. Зарегистрировано администрацией г. Саратова 22.07.1996 как самостоятельное юридическое лицо – муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» с целью реализации образовательных программ начального общего, основного общего образования и обеспечения содержания образования и воспитания обучающихся.

В соответствии с приказом отдела образования администрации Кировского района г. Саратова от 05.01.2001 №4 Учреждение было переименовано в муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» и являлось правопреемником муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №14».

На основании распоряжения администрации Кировского района города Саратова от 28.11.2012 №1257-р изменён тип и название на «Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №14» Кировского района города Саратова». Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №14» Кировского района города Саратова является правопреемником Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №14» Кировского района города Саратова по всем обязательствам.

Запись о Школе внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 14.01.2003 за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1036405201766.

Учреждение поставлено на учет в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Саратовской области с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) 6452061666 и кодом причины постановки на учет (КПП) 645201001.

Юридический адрес и фактический адрес: 410005, г. Саратов, ул. 1-я Садовая, 35.

Собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Город Саратов». Имущество закреплено за Учреждением на праве оперативного управления.

Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» в пределах делегированных полномочий осуществляет ее территориальное структурное подразделение – администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов».

Полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом Учреждения от имени муниципального образования «Город Саратов» осуществляет в соответствии с действующим законодательством уполномоченный представитель – комитет по управлению имуществом города Саратова.

Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевой счет в органах Федерального казначейства, иные счета в соответствии с законодательством Российской Федерации, гербовую печать, угловой штамп и бланки со своим наименованием.

Учреждение вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести ответственность, исполнять обязанность, быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах.

Организационно-правовая форма – муниципальное учреждение. Тип учреждения – бюджетное учреждение. Тип образовательного учреждения – общеобразовательное учреждение. Вид Учреждения – основная общеобразовательная школа.

Учреждение подотчетно: комитету по управлению имуществом города Саратова – по вопросам целевого использования и сохранности переданного ему имущества; Учредителю – по вопросам организации деятельности по оказанию государственных услуг в области образования, воспитания и развития в соответствии с действующим законодательством.

Целями Учреждения являются обеспечение гарантий права на образование; создание образовательной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятные условия для обучения, воспитания и развития обучающихся в соответствии с их склонностями, способностями, интересами и состоянием здоровья; формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ, создание условий для развития личности, ее самореализации и самоопределения и др.

Задачами Учреждения являются обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования.

Согласно п. 1.1. Устава, Учреждение открыто с целью реализации образовательных программ начального общего, основного общего образования. Вид Учреждения – основная общеобразовательная школа. В соответствии с п. 4.3. Устава, Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с общеобразовательными программами начального и основного общего образования, то есть обучение по программе среднего полного общего образования не предусмотрено.

Данный факт подтвержден лицензией на осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего образования (4 года) и основного общего образования (5 лет), выданной Учреждению министерством образования Саратовской области от 03.10.2013 №1056.

Однако пунктами 2.3. и 3.1.1. Устава необоснованно предусмотрена деятельность и право Школы на осуществление образовательного процесса по программе среднего полного общего образования (2 года).

Свидетельство о государственной аккредитации от 20.11.2013 №507 выдано министерством образования Саратовской области.

Учреждение имеет лицензию на осуществление эксплуатации взрывопожарных производственных объектов от 26.12.2006 №ЭВ-51-000823, выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Проверки финансово-хозяйственной деятельности Учреждения за 2013-2014 годы не проводились.

В соответствии со ст. 45 и 50 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на получение дополнительных (в т. ч. платных) образовательных услуг, а государственное (муниципальное) образовательное учреждение вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги).

Согласно п 9.2. Устава, к платным образовательным услугам, предоставляемым Учреждением, относится деятельность по образовательным программам следующих направленностей:

– физкультурно-спортивной;

– художественно-эстетической;

– естественно-научной;

– информационно-технологической;

– преподавание специальных курсов и дисциплин сверх часов учебного плана и др.

Тарифы на платные дополнительные образовательные услуги Учреждением применялись на основании постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 05.11.2011 №1996 «О тарифах на дополнительные образовательные услуги, оказываемые МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» и постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 17.02.2014 №404 «О тарифах на платные образовательные услуги, оказываемые муниципальным общеобразовательным учреждением «Основная общеобразовательная школа №14» (далее – Тарифы).

Оказание платных дополнительных образовательных услуг в Учреждении осуществляется на основании договоров. Проверкой порядка оформления и содержания договора о предоставлении платных образовательных услуг гражданам на соответствие общим требованиям ст. 779–783 Гражданского кодекса РФ, нарушений не установлено.

Поступление денежных средств от оказания платных дополнительных образовательных услуг Учреждением составило:

– в 2013 году 54,5 тыс. рублей;

– за первый квартал 2014 года – 14,0 тыс. рублей.

Выборочной проверкой оказания Учреждением платных образовательных услуг установлено, что наименования дополнительных образовательных услуг, оказываемых Учреждением по Тарифам, соответствуют наименованиям направленности услуг, предусмотренных Уставом Школы.

Проверка состояния бухгалтерского учета, порядка составления, утверждения и исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности.

Ведение бухгалтерского учета Учреждения осуществляет Централизованная бухгалтерия на основании договоров на оказание услуг от 28.03.2013 №1 на сумму 39,4 тыс. рублей; от 24.06.2013 на сумму 40,7 тыс. рублей, от 09.08.2013 на сумму 45,8 тыс. рублей, от 14.10.2013 на сумму 44,9 тыс. рублей, от 18.03.2014 на сумму 22,8 тыс. рублей.

В проверяемом периоде бухгалтерский учет осуществлялся на основании:

– Федерального закона РФ от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон №402-ФЗ);

– приказа Министерства финансов РФ от 01.12.2010 №157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» (далее – Инструкция №157н);

– приказа Министерства финансов РФ от 15.12.2010 №173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее – Указания №173н);

– приказа Министерства финансов РФ от 16.12.2010 №174н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению» (далее – Инструкция №174н);

– методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 №49;

– учетной политики на 2013 год, утвержденной приказом по Учреждению от 28.12.2012 №524.

– учетной политики на 2014 год, утвержденной приказом по Учреждению от 30.12.2013 №533.

Проверкой представленной годовой бухгалтерской отчетности Учреждения за 2013 год установлено, что в нарушение п. 11 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 25.03.2011 №№33н (далее – Инструкции №33н), бухгалтерская отчетность Учреждения, сформированная на бумажном носителе, не содержит отметки, о ее принятии по результатам проведенной камеральной проверки, которая проставляется в левом верхнем углу титульного листа баланса государственного (муниципального) учреждения, с указанием даты принятия, должности и подписи (с расшифровкой) ответственного исполнителя.

В состав годовой бухгалтерской отчетности включены не все формы отчетов, предусмотренные п. 12. Инструкции №33н. Например, отсутствуют:

– Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);

– Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725).

Пунктом 58 Инструкции №33н определено, что «При формировании годовой бухгалтерской отчетности Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760) формируется в составе таблиц, приложений и иной информации, предусмотренной пунктом 56 настоящей Инструкции».

В нарушение вышеуказанного пункта текстовая часть Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760) не содержит разделов и отдельных табличных приложений. Например:

– Сведений об основных направлениях деятельности (Таблица №1);

– Сведений о проведении инвентаризаций (Таблица №6);

– Сведений об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций (ф. 0503766);

– Сведений о задолженности по ущербу, причиненному имуществу (ф. 0503776);

– Сведений о результатах мероприятий внутреннего контроля (Таблица №5) и т.д.

Кроме того, в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503760) отсутствует перечень форм отчетности, не включенных в состав бухгалтерской отчетности учреждения ввиду отсутствия числовых значений показателей, также предусмотренный данным пунктом Инструкции №33н.

В 2013 году до Учреждения Учредителем (администрацией Кировского района муниципального образования «Город Саратов») доведены муниципальные задания на оказание муниципальной услуги: «Предоставление общего образования (начального, основного, среднего (полного) с выполнением требований образовательного стандарта».

Учреждению 12.09.2013 Учредителем произведено изменение муниципального задания на 2013 год в части уменьшения объема муниципальной услуги «Предоставление бесплатного начального общего образования».

Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 №81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (далее – Требования) установлены общие требования к формированию плана финансово-хозяйственной деятельности. В соответствии с вышеуказанными Требованиями, постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 20.01.2011 №29 «О порядке составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений» (далее – Порядок).

На 2013 год Соглашением о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг физическим лицам и субсидий на иные цели от 09.01.2013 №1/21 администрацией Кировского района муниципального образования «Город Саратов» доведены МОУ «СОШ №14» субсидии:

– на выполнение муниципального задания в общей сумме 13 739,2 тыс. рублей;

– на иные цели в общей сумме 1 762,8 тыс. рублей.

Согласно п. 2.2 Порядка план финансово-хозяйственной деятельности (далее по тексту – План ФХД) после согласования с комитетом по экономике администрации муниципального образования «Город Саратов» утвержден директором Учреждения 17.01.2013 в разрезе показателей:

  • по остаткам средств на начало года на общую сумму 2,4 тыс. рублей (сложившихся за счет средств по оказанию платных услуг и от приносящей доход деятельности)
  • по поступлениям (доходам) на общую сумму 15 574,6 тыс. рублей, в том числе:

– субсидии на выполнение муниципального задания – 13 739,2 тыс. рублей;

– субсидии на иные цели – 1 762,8 рублей;

– поступления от приносящей доход и иной деятельности – 72,6 тыс. рублей.

  • по выплатам на общую сумму 15 577,0 тыс. рублей, в том числе:

– субсидии на выполнение муниципального задания – 13 739,2 тыс. рублей;

– субсидии на иные цели – 1 762,8 тыс. рублей;

– поступления от приносящей доход и иной деятельности – 75,0 тыс. рублей.

Плановые объемы выплат, связанные с выполнением Учреждением муниципального задания, формируются в соответствии с нормативными затратами, установленными для муниципальных бюджетных учреждений в соответствии с постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 12.11.2010 №2781 «О порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями и финансового обеспечения выполнения этого задания».

Муниципальное задание МОУ «ООШ №14» на 2012, 2013 годы (и на плановый период 2014 и 2015 годов) утверждено 09.01.2013.

Согласно муниципальному заданию, Учреждение оказывает муниципальную услугу «Предоставление общего образования (начального, основного, среднего (полного) с выполнением требований государственного образовательного стандарта».

В течение 2013 года в показатели плана финансово-хозяйственной деятельности вносились изменения в части объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и выделения субсидий на иные цели.

В результате по состоянию на 30.12.2013 показатели плана финансово-хозяйственной деятельности, в части поступлений (доходов) составили 15 125,3 тыс. рублей, в части выплат (расходов) составили 15 127,7 тыс. рублей, в том числе:

– по субсидии за счет бюджета муниципального образования «Город Саратов» на финансовое обеспечение муниципального задания – в сумме 13 219,1 тыс. рублей, из которых расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда были предусмотрены в сумме 10 350,3 тыс. рублей, или 78,3% от общего объема субсидии; расходы на обеспечение функционирования Учреждения (содержание имущества, услуги связи, коммунальные услуги и т.д.) – 1 482,2 тыс. рублей, или 11,2%; расходы на приобретение нефинансовых активов – 183,5 тыс. рублей, или 1,4%; прочие расходы – 1 203,1 тыс. рублей, или 9,1%;

– по субсидии на иные цели – в сумме 1 833,6 тыс. рублей.

– по средствам от оказания услуг на платной основе физическим и юридическим лицам – в размере 75,0 тыс. рублей.

Согласно «Отчету об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности» (форма 0503737), по состоянию на 01.01.2014 исполнение в части поступлений (доходов) составило 15 125,3 тыс. рублей, или 100% плановых значений, в части расходов составило 15 020,6 тыс. рублей, или 99,3 % плановых значений.

На 2014 год Соглашением о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг физическим лицам и субсидий на иные цели от 09.01.2014 №1/14 (далее – соглашение от 09.01.2014 №1/14) администрацией Кировского района муниципального образования «Город Саратов» МОУ «СОШ №14» доведены субсидии:

– на выполнение муниципального задания в общей сумме 12 807,7 тыс. рублей;

– на иные цели – в общей сумме 258,7 тыс. рублей.

Согласно п. 2.2 Порядка План ФХД после согласования с комитетом по экономике администрации муниципального образования «Город Саратов» утвержден директором Учреждения 17.01.2014 в разрезе показателей:

  • по остаткам средств на начало года на общую сумму 61,3 тыс. рублей (сложившихся за счет средств по оказанию платных услуг, от приносящей доход деятельности)
  • по поступлениям (доходы) на общую сумму 13 168,3 тыс. рублей, в том числе:

– субсидии на выполнение муниципального задания – 12 807,7 тыс. рублей;

– субсидии на иные цели – 258,7 рублей;

– поступления по приносящей доход и иной деятельности – 101,9 тыс. рублей;

  • по выплатам на общую сумму 13 184,4 тыс. рублей, в том числе:

– субсидии на выполнение муниципального задания – 12 807,7 тыс. рублей;

– субсидии на иные цели – 258,7 тыс. рублей;

– поступления по приносящей доход и иной деятельности – 118,0 тыс. рублей.

Плановые объемы выплат, связанные с выполнением Учреждением муниципального задания, формируются в соответствии с нормативными затратами, установленными для муниципальных бюджетных учреждений в соответствии с Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 12.11.2010 №2781 «О порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями и финансового обеспечения выполнения этого задания».

Муниципальное задание МОУ «ООШ №14» на 2014 год (и на плановый период 2015 и 2016 годов) утверждено 09.01.2014.

Согласно муниципальному заданию, Учреждение оказывает муниципальную услугу «Предоставление общего образования (начального, основного) с выполнением требований государственного образовательного стандарта».

Дополнительным соглашением от 01.04.2014 б/н к соглашению от 09.01.2014 №1/14 объем субсидий на финансовое обеспечение муниципального задания уменьшен до 12 779,8 тыс. рублей, объем субсидий на иные цели – увеличен до 350,9 тыс. рублей.

В результате по состоянию на 01.04.2014 показатели плана финансово-хозяйственной деятельности в части доходов составили 13 232,7 тыс. рублей, в том числе:

– субсидии на выполнение муниципального задания – 12 779,8 тыс. рублей;

– субсидии на иные цели – 350,9 рублей;

– поступления по приносящей доход и иной деятельности – 101,9 тыс. рублей.

В части расходов показатели плана финансово-хозяйственной деятельности составили 13 294,0 тыс. рублей в том числе:

– субсидии на выполнение муниципального задания – 12 779,8 тыс. рублей, из них: на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда – 10 481,2,0 тыс. рублей, или 82,0 % от общего объема субсидии; на обеспечение функционирования Учреждения (содержание имущества, связь, коммунальные услуги и т.д.) – 1 588,3 тыс. рублей, или 12,4%; на приобретение нефинансовых активов – 609,6 тыс. рублей, или 1,7 %; прочие расходы – 488,2 тыс. рублей, или 3,8%);

– субсидии на иные цели – 350,9 тыс. рублей;

– поступления от приносящей доход и иной деятельности – 118,0 тыс. рублей.

Согласно «Отчету об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности» (форма 0503737), по состоянию на 01.04.2014 исполнение по доходам составило 2 709,4 тыс. рублей, или 20,3 % от утвержденных годовых назначений.

Исполнение по расходам составило 2 730,4 тыс. рублей, или 20,5 % от утвержденных годовых назначений.

Оплата труда.

Проверкой правильности начисления и обоснованности выплаты заработной платы установлено, что оплата труда работников Учреждения осуществлялась на основании:

– решения Саратовской городской Думы от 30.10.2008 №32-354 «О новой системе оплаты труда и стимулирования работников муниципальных образовательных учреждений, за исключением педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, и руководящих работников общеобразовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего и (или) основного общего и (или) среднего (полного) общего образования в муниципальном образовании «Город Саратов» (с изменениями) (далее – решение Думы от 30.10.2008 №32-354);

– решения Саратовской городской Думы от 16.07.2008 №30-313 «О введении новой системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего и (или) основного общего и (или) среднего (полного) общего образования» (с изменениями).

Системой оплаты труда работников Учреждения предусмотрены:

– должностные оклады;

– выплаты по повышающему коэффициенту к должностному окладу;

– выплаты компенсационного характера;

– выплаты стимулирующего характера.

В проверяемом периоде в Учреждении действовали Коллективный договор МОУ «Основная общеобразовательная школа №14», принятый на общем собрании работников Учреждения 16.08.2012 и зарегистрированный в управлении по труду и социальному развитию 06.09.2012. Положение о новой системе оплаты труда работников Учреждения утверждено общим собранием трудового коллектива, директором 18.09.2013 и согласовано с профсоюзным комитетом Школы 18.09.2013.

Положение о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда учителей Учреждения утверждено директором 18.09.2013 и согласовано с профсоюзным комитетом Школы 18.09.2013.

В соответствии с приказами администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» от 03.09.2012 №45 ОУ/ОК и от 13.09.2013 №43/1 ОУ/ОК Учреждение отнесено ко 2-й группе по оплате труда руководителей образовательных учреждений.

Штатные расписания за 2013 – 2014 годы были утверждены приказами руководителя Учреждения:

– от 09.01.2013 №24 в количестве 65,53штатных единиц и месячным фондом оплаты труда 241,2 тыс. рублей;

– от 31.08.2013 №325 в количестве 60,62 штатных единиц и месячным фондом оплаты труда 246,1 тыс. рублей;

– от 01.10.2013 №393 в количестве 60,62 штатных единиц и месячным фондом оплаты труда 251,6 тыс. рублей;

– от 05.12.2013 №501 в количестве 60,62 штатных единиц и месячным фондом оплаты труда в сумме 251,6 тыс. рублей.

Планом финансово-хозяйственной деятельности на 2013 год средства на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда предусмотрены в объеме 11104,2 тыс. рублей, в течение финансового года плановые назначения уменьшены до 10 562,9 тыс. рублей.

Планом финансово-хозяйственной деятельности на 2014 год средства на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда предусмотрены в объеме 10 481,2 тыс. рублей.

Укомплектованность штатов в разрезе категорий персонала в Учреждении по состоянию на 01.01.2013 и на 01.01.2014 составляла:

ООШ14 1

Среднемесячный заработок по категориям персонала на 01.01.2013 и 01.01.2014 составил:

ООШ14 2

В штатных расписаниях Учреждения утверждены наименования рабочих должностей: «рабочий по комплексной уборке территории» и «рабочий по комплексному обслуживанию здания», которые не соответствуют Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, утвержденному постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 № 31/3-30 (с изменениями и дополнениями), а также Приложению 3 к решению Саратовской городской Думы от 30.10.2008 № 32-353 «Об установлении должностных окладов общеотраслевых должностей работников муниципальных учреждений», в которых определены тарифно-квалификационные характеристики рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий.

Проверка операций с денежными средствами и расчетов с подотчетными лицами.

Проверка банковских операций по лицевым счетам МОУ проведена за период 2013 год, январь – март 2014 года путем сличения данных Главной книги, журнала операций с безналичными денежными средствами и первичных документов к ним.

В проверяемом периоде расходы произведены в соответствии с действующей бюджетной классификацией, предусмотренной приказами Министерства финансов РФ от 21.12.2011 №180н, от 21.12.2012 №171н. В ходе проверки нарушений не установлено.

Выписки банка подтверждены первичными документами, обороты и остатки сумм на лицевом счете соответствуют данным журнала операций с безналичными денежными средствами.

Проверка кассовых операций Учреждения проведена за весь проверяемый период путем сличения записей в журнале операций №1 по счету «Касса», кассовой книге, отчетах кассира и первичных бухгалтерских документов.

В проверяемом периоде кассовые операции осуществлялись на основании Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, утвержденного Центральным банком РФ от 12.10.2011 г. №373-П.

Аналитический учет по кассовым операциям ведется в журнале операций по счету «Касса».

Кассовая книга в проверяемом периоде прошнурована, пронумерована, скреплена печатью и заверена руководителем Учреждения.

В проверяемом периоде допустимый лимит остатка наличных денег установлен распоряжениями по Учреждению от 30.12.2012 №1, 31.12.2013 №1 и составил 0 рублей. Превышение указанного лимита остатка денежной наличности в кассе Учреждения в проверяемом периоде не установлено.

Операции по расчетам с подотчетными лицами в проверяемом периоде не осуществлялись, что подтверждается данными Главной книги по счету 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами».

Проверкой расчетов с поставщиками и подрядчиками установлено следующее.

В соответствии с п. 13 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

В проверяемом периоде балансовая стоимость активов Учреждения составляла:

– в 2013 году – 232,9 тыс. рублей, следовательно, 10 процентов от данной суммы – 23,3 тыс. рублей;

– в 2014 году – 245,5 тыс. рублей, следовательно, 10 процентов от данной суммы – 24,5 тыс. рублей.

В нарушение п. 13 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» без предварительного согласования с учредителем Школой совершены крупные сделки:

– в 2013 году на общую сумму 465,6 тыс. рублей по 7 самостоятельно заключенным договорам и 3 контрактам;

– в 2014 году – на общую сумму 150,1 тыс. рублей по 2 самостоятельно заключенным договорам и 1 контракту заключенным с единственным поставщиком.

В 2013 году Учреждением заключено 39 договоров и муниципальных контрактов на общую сумму 3 195,6 тыс. рублей, из которых до 100 тыс. рублей – 33 на общую сумму 1 095,9 тыс. рублей, от 100 до 500 тыс. рублей – 5 на сумму 1 388,1 тыс. рублей, свыше 500 тыс. рублей – 1 на сумму 711,6 тыс. рублей.

В период с января по март 2014 года Учреждением заключено 17 договоров и муниципальных контрактов на общую сумму 1 442,0 тыс. рублей, из которых до 100 тыс. рублей – 13 на сумму 298,6 тыс. рублей, от 100 до 500 тыс. рублей – 3 на сумму 628,1 тыс. рублей, свыше 500 тыс. рублей – 1 на сумму 515,3 тыс. рублей.

Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется в Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками в разрезе каждого контрагента.

Согласно данным Баланса за 2013 год, по состоянию на 01.01.2014 по счету 0302 «Расчеты по принятым обязательствам» числилась кредиторская задолженность в сумме 170,9 тыс. рублей, по счету 0206 «Расчеты по выданным авансам» числилась дебиторская задолженность в сумме 37,5 тыс. рублей.

Записи, отраженные в регистрах бухгалтерского учета, произведены на основании выставленных счетов-фактур за оказанные услуги, накладных за поставленные материальные ценности и актов выполненных работ.

Проверка учета основных средств и материальных ценностей.

Имущество Учреждения закреплено комитетом по управлению имуществом города Саратова на праве оперативного управления. Состав и стоимость муниципального имущества, закрепленного за Учреждением, определяются в договоре о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 01.07.1996 №222.

Дополнительным соглашением от 31.05.2013 к договору от 01.07.1996 №222 «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления», заключенным между комитетом по управлению имуществом города Саратова и Школой, Учреждению передано муниципальное имущество первоначальной стоимостью 18 954,0 тыс. рублей; остаточной стоимостью – 7 691,8 тыс. рублей, в том числе:

– недвижимое имущество первоначальной стоимостью – 14 910,9 тыс. рублей, остаточной стоимостью – 7 344,1 тыс. рублей;

– особо ценное движимое имущество первоначальной стоимостью – 3 334,7 тыс. рублей, остаточной стоимостью – 347,6 тыс. рублей;

– прочее движимое имущество первоначальной стоимостью – 708,4 тыс. рублей, остаточной стоимостью – 0 рублей.

За 2013 год поступило основных средств первоначальной стоимостью 1 213,8 тыс. рублей, остаточной стоимостью – 656,6 рублей, выбыло основных средств первоначальной стоимостью 485,2 тыс. рублей, остаточной стоимостью – 60,3 рублей.

Учреждением с комитетом по управлению имуществом города Саратова был заключен контракт от 14.02.2007 №2027 на право оперативного управления объектом нежилого фонда общей площадью 2999,6 кв. м, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. 1-я Садовая,35 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.06.2007, серия 64-АБ, №630776).

Транспортные средства на балансе не числятся.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.04.2014, серия 64 АД, №266705, Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование передан земельный участок площадью 6876 кв. м, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. 1-я Садовая, №35. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 68 419,2 тыс. рублей.

Согласно договору аренды объекта нежилого фонда №429/3 от 25.10.2007 (с учетом дополнительного соглашения от 25.10.2007 №1), заключенному комитетом по управлению имуществом города Саратова с ООО «Люция-2007», последнему было передано помещение общей площадью 99,6 кв. м. расположенное по адресу ул.1-я Садовая, 35, 1-й этаж для организации питания детей (из расчета 5 дней в неделю по 3 часа).

Сумма договора составила 56,6 тыс. рублей в год (ежемесячная арендная плата составила 4,7 тыс. рублей). Договор заключен на 11 месяцев до 01.08.2008. Согласно п. 5.2. данного Договора, он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока Договора ни одна из сторон не заявит о своем отказе от продления Договора.

Фактически Арендатор (ООО «Люция-2007») использует площадь в течение 9-ти, а не 3-х часов, предусмотренных указанным договором аренды, что подтверждается графиком работы столовой и приказом Учреждения от 31.08.2013 №304 «Об организации питания обучающихся школы в 2013/2014 учебном году».

Таким образом, арендная плата за использование Арендатором (ООО «Люция-2007») помещений Школы занижена в 3 раза, в результате чего в доход бюджета муниципального образования «Город Саратов» недополучены денежные средства в размере 113,2 тыс. рублей в 2013 году, и 23,5 тыс. рублей за 5 месяцев 2014 года (из расчета ежемесячной арендной платы в размере 4,7 тыс. рублей).

Помещения общей площадью 99,6 кв. м переданы ООО «Люция-2007» по акту приема-передачи от 01.09.2007, согласованному с комитетом по управлению имуществом города Саратова. В указанном акте приема-передачи не указана стоимость недвижимого имущества. Учет переданного помещения под столовую Учреждением не осуществлялся.

Таким образом, в нарушение п. 383 Инструкция №157н:

– в первичном учетном документе (акте приема-передачи) не указана стоимость недвижимого имущества;

– на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» не осуществляется учет помещения, переданного Учреждением под столовую.

Установлены факты передачи муниципального имущества без заключения договоров.

Так, в нарушение ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации Учреждением без соблюдения простой письменной формы (договора) были переданы ООО «Люция-2007» основные средства, относящиеся к особо ценному имуществу, всего на общую сумму 228,7 тыс. рублей (из них в 2013 году – на общую сумму 95,6 тыс. рублей), в том числе:

– однокамерная холодильная витрина «Саратов-501» балансовой стоимостью 11,480 тыс. рублей;

– плита электрическая четырехконфорочная с жарочным шкафом «ЭП – 44ЖШ-Э» в количестве 1 шт. балансовой стоимостью 31,650 тыс. рублей;

– привод в количестве 1 шт. балансовой стоимостью 12,553 тыс. рублей;

– водонагреватель «Термекc RZL 80 верт.VS», в количестве 1 шт. балансовой стоимостью 9,495 тыс. рублей;

– мармит комбинированный для первых и вторых блюд «ЭМК 70 КМУ», в количестве 1 шт. балансовой стоимостью 45,800 тыс. рублей;

– мармит в количестве 1 шт. балансовой стоимостью 5,380 тыс. рублей;

– плита электрическая четырехконфорочная с жарочным шкафом «ЭП – 44ЖШ» в количестве 1 шт. балансовой стоимостью 39,2 тыс. рублей;

– холодильник «Бирюса» в количестве 1 шт. балансовой стоимостью 9,15 тыс. рублей;

– шкаф жарочный «ШЖЭ-2-Э» в количестве 1 шт. балансовой стоимостью 31,444 тыс. рублей;

– холодильник промышленный для хранения продуктов «Carboma-R1400» в количестве 1 шт. балансовой стоимостью 32,5 тыс. рублей;

Кроме того, согласно п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Таким образом, в нарушение п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» отсутствует согласие собственника на передачу в безвозмездное пользование объектов основных средств, относящихся к особо ценному имуществу, на общую сумму 228,7 тыс. рублей.

В соответствии с п. 22 Инструкция №157н, имущество, находящееся в собственности муниципальных образований и относящееся к основным средствам, материальным запасам, учитывается Учреждением на соответствующих счетах раздела «Нефинансовые активы» Единого плана счетов.

Согласно пп. 33, 383 Инструкции №157н, операции по передаче материального объекта нефинансовых активов в безвозмездное пользование отражаются на основании первичного учетного документа (акта) на соответствующих счетах учета нефинансовых активов путем внутреннего перемещения объекта нефинансовых активов с одновременным отражением переданного объекта по его балансовой стоимости на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».

В нарушение положений пп. 33, 383 Инструкции №157н стоимость объектов нефинансовых активов в сумме 228,7 тыс. рублей, переданных ООО «Люция 2007», не отражена на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование», что привело к недостоверности бухгалтерской отчетности, повлекшей искажение валюты баланса из-за завышения показателей нефинансовых активов:

– по состоянию на 01.01.2013 – на сумму 133,1 тыс. рублей;

– по состоянию на 01.01.2014 – на сумму 228,7 тыс. рублей.

Учреждением заключен договор от 15.01.2013. №1 с ООО «Люция-2007» на предоставление коммунальных услуг. Общая сумма договора 18,7 тыс. рублей. Ежемесячная плата составила 2,6 тыс. рублей. Срок действия договора: с 14.01.2013 по 31.12.2013.

Согласно предмету договора, Учреждение обязуется предоставлять ООО «Люция-2007», занимающему помещение площадью 99,6 кв. м на правах аренды, услуги по электро-, водо- и теплоснабжению.

В соответствии с п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах». Уставом Учреждения не предусмотрено оказание Школой коммунальных услуг.

Таким образом, деятельность Школы, не предусмотренная Уставом, в части предоставления услуг по электро-, водо- и теплоснабжению сторонней организации, противоречит требованиям п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Данным договором предусмотрено, что потребитель услуг (ООО «Люция-2007») обязан своевременно, до 20 числа месяца, следующего за расчетным, оплатить предоставление услуг и до 15 декабря произвести окончательный расчет.

Оплата произведена по платежному поручению от 19.04.2013 №49 на сумму 18,7 тыс. рублей (приложение к выписке из лицевого счета бюджетного учреждения №501030182 от 19.04.2013). Средства, поступившие от ООО «Люция-2007» за коммунальные услуги зачислены в доход Учреждения. Однако в учетной политике Учреждения не отражен способ отражения указанных поступлений.

Аналогичный договор заключен в 2014 году от 15.01.2014 №1 с ООО «Люция-2007» на предоставление коммунальных услуг. Сумма договора составила 23,3 тыс. рублей.

На основании решения Саратовской городской Думы от 26.03.2009 №38-428 «Об утверждении перечня объектов муниципальной собственности, подлежащих передаче в безвозмездное пользование» Учреждением с муниципальным учреждением здравоохранения «Детская городская поликлиника №2» комитета здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов» заключен договор от 01.07.2010 №8 безвозмездного пользования объектом нежилого фонда, находящимся в собственности муниципального образования «Город Саратов». Согласно указанному договору, Учреждение передает в безвозмездное пользование нежилое помещение площадью 26,3 кв.м для медицинского обслуживания обучающихся Школы и прохождения ими медицинского обследования.

В нарушение п. 33 Инструкции 157н операции по передаче материальных объектов нефинансовых активов в безвозмездное и возмездное пользование не отражены на основании первичного учетного документа (акта) на забалансовом счете по его балансовой стоимости.

В нарушение пп. 381 и 383 Инструкции 157н в первичном учетном документе (акте приема-передачи), являющимся основанием для принятия к учету объектов имущества, переданного Учреждением в безвозмездное и возмездное пользование, не указана его стоимость.

При проверке соблюдения порядка проведения инвентаризации нефинансовых активов, предусмотренного приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее – методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств) установлено.

Состав инвентаризационной комиссии Учреждения создан в соответствии с Приложением №3 к Приказу об учетной политике Учреждения.

Согласно приказу руководителя Учреждения от 30.09.2013 №389, проведена плановая годовая инвентаризация имущества, в результате которой излишков и недостач не установлено.

На основании приказа Учреждения от 30.09.2013 №389 назначена инвентаризационная комиссия и определены сроки проведения инвентаризации – по состоянию на 08.11.2013.

Согласно данным инвентаризационной описи №1 по объектам нефинансовых активов от 01.10.2013, инвентаризация производилась 08.11.2013. При этом описи составлены по состоянию на 01.10.2013 и в них не отражены данные о поступлении, списании, внутреннем перемещении объектов нефинансовых активов за период с 01.10.2013 по 07.11.2013.

Всего, согласно данным регистров бухгалтерского учета и оборотной ведомости, поступило нефинансовых активов на сумму 95,6 тыс. рублей, выбыло – на сумму 46,6 тыс. рублей,

Например, согласно данным регистров бухгалтерского учета и оборотной ведомости, в период с 01.10.2013 по 07.11.2013 поступили основные средства: плита электрическая ЭП-4ЖШ-Э – 1 шт. стоимостью 31,7 тыс. рублей, холодильник промышленный «Carboma Р-1400» – 1 шт. стоимостью 32,5 тыс. рублей, шкаф жарочный ШЖЭ-2-Э – 1 шт. стоимостью 31,4 тыс. рублей. За этот же период поступило материальных запасов на сумму 42,3 тыс. рублей, выбыло на 85,8 тыс. рублей.

Кроме того, приказом Учреждения от 30.09.2013 №389 предусмотрено проведение полной инвентаризации нефинансовых активов, однако инвентаризация продуктов питания (молока) в период с 01.10.2013 по 07.11.2013 в Учреждении не производилась.

Например, согласно данным регистров бухгалтерского учета и оборотной ведомости, в период с 01.10.2013 по 07.11.2013 по счету 10532000 «Продукты питания» оприходовано молока в количестве 5400 уп. на сумму 42,3 тыс. рублей, расход составил в количестве 4274 уп. на сумму 33,5 тыс. рублей.

В результате, в нарушение пп. 1.3, 1.4 методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств инвентаризационной комиссией не обеспечена полнота и точность внесения в описи данных о фактических остатках нефинансовых активов, то есть показатели проведенной инвентаризации являются недостоверными и не обеспечивают полноту информации о наличии имущества в Учреждении.

Кроме того, расписка дана материально ответственным лицом Д. 30.09.2013, в то время как инвентаризация проводилась 08.11.2013. В нарушение п. 2.4. методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, в соответствии с которым материально ответственные лица дают расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход, расписка дана только одним материально ответственным лицом – заместителем директора по АХЧ, в то время как, согласно инвентаризационным описям, инвентаризация имущества (библиотека) проведена у материально ответственного лица библиотекаря.

В результате, в нарушение п. 2.6. методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств инвентаризационной комиссией не обеспечена полнота и точность внесения в описи данных о фактических остатках нефинансовых активов, что свидетельствует о том, что показатели проведенной инвентаризации являются недостоверными и не обеспечивают полноту информации о наличии имущества в Учреждении.

Данные факты свидетельствуют о том, что проведенная Учреждением плановая годовая инвентаризация носила формальный характер.

В ходе контрольного мероприятия на основании приказа по Учреждению от 08.05.2014 №167 проведена выборочная инвентаризация нефинансовых активов у материально ответственного лица Д. По результатам проведенной инвентаризации установлена недостача материальных запасов (молоко ультрапастеризованное, 200 гр.) в количестве 488 уп. на общую сумму 5,4 тыс. рублей, а также выявлены излишки на сумму 15,0 тыс. рублей, в том числе:

– система автоматической пожарной сигнализации в количестве 1 шт. на сумму 13,0 тыс. рублей;

– объекты спортивного оборудования на общую сумму 2,0 тыс. рублей (рукоход в количестве 1 шт. на сумму 0,8 тыс. рублей; металлическая лесенка в количестве 2 шт. на общую сумму 0,5 тыс. рублей; металлическая лесенка для детей двухсекционная в количестве 3 шт. на сумму 0,5 тыс. рублей, брусья металлические в количестве 2 шт. на сумму 0,1 тыс. рублей, гимнастическая стойка в количестве 2 шт. на сумму 0,1 тыс. рублей. В ходе проверки излишки приняты к учету.

В проверяемом периоде в бухгалтерском учете Учреждения не числилась противопожарная сигнализация. Согласно п. 38 Инструкции №157н, противопожарная сигнализация предназначена для постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, для осуществления государственных полномочий (функций), либо для управленческих нужд учреждения со сроком использования более 12 месяцев. Противопожарная сигнализация принимается к учету в качестве объекта основных средств независимо от стоимости. Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. №359 (далее – ОКОФ), противопожарной сигнализации присвоен код 143319000. В соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1, противопожарная сигнализация относится к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования от 5 до 7 лет.

Согласно представленным сведениям, стоимость противопожарной сигнализации составляет 13,0 тыс. рублей.

Следовательно, показатели по строке 010100 «Основные средства» и, соответственно, валюта Баланса за 2013 год (ф. 0503730) занижены на 13,0 тыс. рублей.

В ходе проверки объект основных средств «Противопожарная сигнализация» с инвентарным номером 410124000016 стоимостью 13,0 тыс. рублей, поставлен на баланс Учреждения, начислена амортизация, остаточная стоимость составляет – 0 рублей.

Таким образом, отсутствие в учете объекта основных средств «Противопожарная сигнализация» повлекло:

– искажение валюты Баланса (ф. 0503730) по состоянию на 01.01.2013 и на 01.01.2014 в сумме 13,0 тыс. рублей;

– недостоверность сведений о составе и стоимости муниципального имущества.

Кроме того, отсутствие пожарной сигнализации в оперативном управлении Учреждения, а также в составе нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, привело к другому финансовому нарушению, а именно к осуществлению расходов на содержание оборудования не числящегося на балансе.

Учреждением заключены договора с ООО «Интеллектуальные системы безопасности» от 14.02.2013 №69-ПТО и с ООО «Паритет» от 18.04.2013 №2-П на осуществление работ по ремонту и техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации.

Оплата по указанным договорам произведена Учреждением за счет субсидий на финансовое обеспечение муниципального задания с подстатьи КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» на общую сумму 11,9 тыс. рублей, из них ООО «Интеллектуальные системы безопасности» – 4,7 тыс. рублей и ООО «Паритет» – 7,2 тыс. рублей.

Пунктом 4.3 постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 12.11.2010 №2781 «О порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями и финансового обеспечения выполнения этого задания» определено, что размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания для муниципального бюджетного учреждения рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (работ), объема оказания муниципальных услуг (выполнения работ) и расходов на содержание имущества муниципального бюджетного учреждения.

В соответствии с Приказами Министерства финансов РФ от 21.12.2012 №171н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (утратившим силу с 01.01.2014) и от 01.07.2013 №65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (действующего с 01.01.2014) (далее – Указания о порядке применения бюджетной классификации) на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (обслуживанием, ремонтом) нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, казне муниципального образования.

Таким образом, с нарушением Указаний о порядке применения бюджетной классификации и п. 4.3 постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 12.11.2010 г. №2781 «О порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями и финансового обеспечения выполнения этого задания» произведены расходы на общую сумму 11,9 тыс. рублей, что является необоснованным использованием средств.

В соответствии с п. 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 №191н, проведение инвентаризации обязательств организации осуществляется перед составлением бухгалтерской отчетности. Согласно статье 15 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», отчетным периодом для годовой бухгалтерской отчетности (отчетным годом) является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно, инвентаризация обязательств должна проводиться по состоянию на 31 декабря включительно. Учреждением инвентаризация финансовых обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2013 год не проводилась, что не обеспечивает достоверность данных ее бухгалтерской отчетности.

В ходе проверки учета материальных ценностей установлено, что на счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» учитываются материальные ценности Учреждения на сумму 606,1 тыс. рублей.

Пунктом 335. Инструкции 157н, определено, что счет 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» предназначен для учета материальных ценностей, принятых учреждением на хранение, в переработку, материальных ценностей, полученных (принятых к учету) учреждением до момента обращения их в собственность государства и (или) передачи указанного имущества органу, осуществляющему в отношении указанного имущества полномочия собственника (имущество, полученное в качестве дара, бесхозяйное имущество и т.п.), материальных ценностей, изъятых в возмещение причиненного ущерба, за исключением материальных ценностей, являющихся согласно законодательству Российской Федерации, вещественными доказательствами и учитываемых обособленно, материальных ценностей, изъятых (задержанных) таможенными органами и не помещенных на склад временного хранения таможенного органа.

Материальные ценности Учреждения, учет которых муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Кировского района г. Саратова» ведет на данном счете, являются имуществом Учреждения и находятся в его эксплуатации, что не соответствует требованиям вышеуказанного пункта Инструкции 157н.

Следовательно, в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к Балансу (ф. 0503730) за 2013 год, показатели, отраженные по строке 020 «Материальные ценности, принятые на хранение», завышены на начало года на сумму 656,2 тыс. рублей, на конец года – на сумму 606,1 тыс. рублей.

Это привело к нарушению п. 1 ст. 13. Закона №402-ФЗ, которым определено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

В ходе выборочной проверки правильности списания молока, Учреждением представлен Журнал учета выданного молока. Сверкой данных указанного Журнала с журналами посещаемости учащихся Школы между количеством присутствующих на занятиях детей и количеством выданного молока расхождений не установлено.

Материально ответственным лицом за получение молока от поставщика и его выдачу являлся заместитель директора по АХЧ.

Списание молока (продукт питания) в проверяемом периоде проводилось на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). В соответствии с п. 37 Инструкции №174н списание продуктов питания (молока) должно производиться на основании меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202).

Таким образом, в нарушение требований п. 37 Инструкции №174н Учреждением списано продуктов питания (молока) без меню-требования в 2013 году в количестве 29489 упаковок (объемом 200 мл) на сумму 241,6 тыс. рублей, за 4 месяца 2014 года – 10064 упаковок (объемом 200 мл) на сумму 110,7 тыс. рублей.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности возлагается на главного бухгалтера (руководителя централизованной бухгалтерии), которому передано на договорных началах ведение бухгалтерского учета.

Проверкой исполнения Федерального Закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Учреждении установлено следующее.

С 01.01.2014 планирование и осуществление закупок товаров, работ, услуг производится по требованиям Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №44-ФЗ).

В целях исполнения требований Федерального закона №44-ФЗ постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30.12.2013 №3530 «О возложении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных казенных и бюджетных учреждений» (далее – постановлением администрации №3530) утвержден Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными учреждениями при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере закупок товаров, работ, услуг, где предусмотрены следующие способы взаимодействия:

– конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);

– аукционы (аукцион в электронной форме (далее – электронный аукцион), закрытый аукцион);

– запрос котировок;

– запрос предложений или осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Частью 1 ст. 39 Закона №44-ФЗ предусмотрено, что комиссия по осуществлению закупок создается для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а такими полномочиями, согласно постановлению администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30.12.2013 №3530, наделена Централизованная бухгалтерия.

Приказом директора Школы от 09.01.2014 №9 контрактным управляющим назначен заместитель директора школы по административно-хозяйственной части, в его должностные инструкции внесены дополнительные функции и полномочия.

Общий годовой объем закупок по МОУ «Основная общеобразовательная школа №14» на 2014 год, по сведениям, представленным Централизованной бухгалтерией:

– по состоянию на 01.01.2014 составляет 2 215,1 тыс. рублей;

– по состоянию на 01.04.2014 – 2 187,22 тыс. рублей.

На сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по состоянию на 05.05.2014 размещен план-график по закупкам на общую сумму 1 152,65 тыс. рублей.

По состоянию на 19.05.2014 в плане-графике запланировано 7 закупок на общую сумму 1 152,65 тыс. рублей, из них на осуществление закупки:

– у единственного поставщика по п. 5.ч. 1. ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ (до 400 тыс. рублей) на общую сумму 27,7 тыс. рублей (по КОСГУ 226);

– у единственного поставщика по п. 8 ч. 1 ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ на сумму 515,34 тыс. рублей (КОСГУ 223), на сумму 50,0 тыс. рублей (КОСГУ 225);

– способом электронного аукциона по ч. 1. ст. 59 Федерального закона №44-ФЗ на сумму 559,61 тыс. рублей.

Планом-графиком предусмотрены закупки у единственного поставщика по п. 8 ч. 1. ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ («Отпуск питьевой воды и прием сточных вод») на сумму 50,0 тыс. рублей.

При заполнении показателей графы 1 на официальном сайте Школой по данным услугам был указан КОСГУ 225. Тогда как, согласно приказу Минфина РФ от 01.07.2013 №65н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ», оплата услуг холодного водоснабжения, в том числе оплата услуг канализации, а также оплата услуг отопления относятся к КОСГУ 223 «Коммунальные услуги».

Планом-графиком предусмотрена закупка молока способом электронного аукциона. В нарушение пп. 2 п.5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ и ФК №544/18н в столбце 10 (условия финансового обеспечения исполнения контракта (включая размер аванса) плана-графика не предусмотрен размер обеспечения исполнения поставщиком контракта.

Согласно пп. 4 п. 5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ и ФК №544/18н, информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ, указывается в столбцах 1, 9 и 13 формы планов-графиков одной строкой по каждому коду бюджетной классификации в размере совокупного годового объема денежных средств по каждому из перечисленных ниже объектов закупки:

– товары, работы или услуги на сумму, не превышающую сто тысяч рублей;

– товары, работы или услуги на сумму, не превышающую четыреста тысяч рублей.

В нарушение пп. 4 п. 5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ и ФК №544/18н на сайте в плане-графике не отражена информация по каждому коду бюджетной классификации по закупкам, осуществляемым по п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ.

Школой по состоянию на 19.05.2014 у единственного поставщика были заключены три контракта:

– (по п. 8 ч. 1 ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ) от 24.03.2014 №4001 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод для бюджетных организаций с МУПП «Саратовводоканал» на сумму 48,9 тыс. рублей и от 13.03.2014 №46-5-1063/14 на поставку природного газа с ООО «Газпроммежрегионгаз Саратов» на сумму 515,3 тыс. рублей;

– (по п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ) от 18.03.2014 №1 на услуги по ведению бухгалтерского учета с Централизованной бухгалтерией на сумму 45,53 тыс. рублей.

В нарушение ст. 22 Федерального закона №44-ФЗ по контракту от 18.03.2014 №1, заключенному Школой с Централизованной бухгалтерией, обоснование цены на оказание услуг по обслуживанию бухгалтерского учета представлено без обозначения метода определения и фактического расчета цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В период проведения проверки 25.04.2014 обоснование цены тарифным методом представлено.

При расчете цены контракта применялся показатель трудоемкости выполнения услуги, приведенный в Методике расчета стоимости платной услуги по ведению бухгалтерского учета муниципальных бюджетных и автономных дошкольных образовательных учреждений, муниципальных бюджетных и автономных общеобразовательных учреждений, муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений дополнительного образования детей, предоставляемой муниципальным казенным учреждением «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Кировского района города Саратова», утвержденной приказом администрации Кировского района от 15.12.2011 №65ОУ/ОК с изменениями (далее – Методика). Согласно пояснению заместителя директора по экономическим вопросам Централизованной бухгалтерии:

– при разработке Методики показатель трудоемкости определялся в зависимости от группы учреждения;

– отнесение учреждения к определенной группе устанавливалось в зависимости от количества штатных единиц, необходимых для ведения определенного объема учетной работы в учреждении, исходя из сложившейся практики, так как утвержденные нормативы отсутствуют.

Изменение показателя трудоемкости с 2011 года было произведено приказом администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» только один раз – в 2013 году. Первоначально установленные показатели трудоемкости в 2011 году были уменьшены в 2013 году в 6,25 – 7,5 раз. Разъяснений причины непропорциональности уменьшения показателя не представлено. Фактически нормативы были подведены под требования п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ (осуществление закупки муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четыреста тысяч рублей).

Показатель трудоемкости применялся при расчете количества часов оказания услуги. Учитывая, что данный показатель не является нормативным (так как не подкреплен никакими данными), обоснование невозможности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренное ч. 3 ст. 93 Федерального закона, не может являться аргументированным.

При заключении контрактов на ведение бухгалтерского учета муниципальных бюджетных учреждений нарушен принцип обеспечения конкуренции, предусмотренный ст. 8 Федерального закона №44-ФЗ, то есть, не соблюдена добросовестность ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий оказания услуг.

В случае если Федеральным законом №44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), то в соответствии с п. 6 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ и Федерального Казначейства от 20.09.2013 №544/18н внесение изменений в план-график, размещенный на официальном сайте, по каждому объекту закупки осуществляется не позднее, чем за десять календарных дней до даты заключения контракта.

В нарушение п. 6 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ и Федерального Казначейства от 20.09.2013 №544/18н изменение в план-график по контракту №1 на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета, заключенному 18.03.2014, внесено лишь 14.03.2014, то есть не за 10 дней, а за 3 дня до даты заключения контракта.

Федеральным законом №44-ФЗ предусмотрено:

– (ч. 4 ст. 34) обязательное включение в контракт условия об ответственности заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом;

– (ч. 6 ст. 34) в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов и пеней).

Пеня и штрафы рассчитываются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 №1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – постановление Правительства РФ от 25.11.2013 №1063).

В нарушение требований ч. 5 ст. 34 Федерального закона №44-ФЗ и постановления Правительства РФ от 25.11.2013 №1063 контракты № 4001 от 24.03.2014 с МУПП «Саратовводоканал» и №46-5-1063/14 от 13.03.2014 с ООО «Газпроммежрегионгаз Саратов» не содержат размеры пеней и штрафов в виде фиксированной суммы.

В ходе проверки установлено.

1. Нарушение Гражданского кодекса Российской Федерации:

– (ст. 161) в части несоблюдения простой письменной формы заключения договора при передаче муниципального имущества;

– (п. 3 ст. 298) в части предоставления услуг по электро-, водо- и теплоснабжению сторонней организации, что не предусмотрено Уставом МОУ «ООШ №14».

2. Нарушение ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:

– (п. 10) в части отсутствия согласия собственника на сдачу в аренду объектов основных средств, относящихся к особо ценному имуществу, в виде технологического оборудования пищеблока на общую сумму 228,7 тыс. рублей;

– (п. 13) в части отсутствия предварительного согласования с учредителем МОУ «ООШ №14» совершения крупных сделок (в 2013 году на общую сумму 465,6 тыс. рублей, в 2014 году – на общую сумму 150,1 тыс. рублей).

3. Нарушение ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части несоблюдения при заключении контрактов на ведение бухгалтерского учета муниципальных бюджетных учреждений принципа обеспечения конкуренции;

4. Нарушение Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ и Федерального Казначейства от 20.09.2013 №544/18н:

– (пп. 2 п.5) в части отсутствия размера обеспечения исполнения поставщиком контракта на закупку молока, способом электронного аукциона, в столбце 10 «условия финансового обеспечения исполнения контракта (включая размер аванса)» плана-графика;

– (пп. 4 п. 5) в части неотражения на официальном сайте в плане-графике информации по каждому коду бюджетной классификации по закупкам, осуществляемым по п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

– (п. 6) в части несоблюдения сроков внесения изменений в план-график, размещенный на официальном сайте, по контракту от 18.03.2014 №1 на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета (изменение внесено 14.03.2014, то есть не за 10 дней, а за 3 дня до даты заключения контракта).

5. Нарушение Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 №157н:

– (п. 333) в части неотражения на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» материальных ценностей полученных Учреждением во временное безвозмездное пользование;

– (п. 335) в части необоснованного отражения на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» собственного имущества (принадлежащего МОУ «ООШ №14»);

– (п. 381) в части отсутствия стоимости недвижимого имущества в первичном учетном документе (акте приема-передачи) и, как следствие, неосуществление учета имущества, переданного Учреждением в возмездное пользование (по договору аренды) на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)»;

– (п. 383) в части отсутствия стоимости недвижимого имущества в первичном учетном документе (акте приема-передачи) и, как следствие, неосуществление учета имущества, переданного МОУ «ООШ №14» муниципальному учреждению здравоохранения «Детская городская поликлиника №2» под медицинский кабинет на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».

6. Нарушение п. 37 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 16.12.2010 г. №174н в части списания продуктов питания (молока) на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) вместо меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202).

7. Нарушение Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 25.03.2011 №№33н:

– (п. 11) в части отсутствия в бухгалтерской отчетности Учреждения, сформированной на бумажном носителе отметки о ее принятии по результатам проведенной камеральной проверки, которая проставляется в левом верхнем углу титульного листа баланса государственного (муниципального) учреждения, с указанием даты принятия, должности и подписи (с расшифровкой) ответственного исполнителя;

– (п. 12) в части отсутствия форм отчетов, входящих в состав годовой бухгалтерской отчетности (Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710), Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);

– (п. 58) в части отсутствия в текстовой части Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760) разделов и отдельных табличных приложений.

8. Нарушение (п. 2 ст. 12) Федерального закона РФ от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в части проведения неполной инвентаризации материальных запасов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

9. Нарушение пп. 1.3, 1.4, 2.8 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 №49, в части:

– проведения инвентаризации нефинансовых активов без учета поступления, выбытия материальных ценностей в Учреждении;

– непроведения инвентаризации обязательств перед составлением годовой отчетности.

Кроме того установлены нарушения, имеющие стоимостную оценку.

1. Искажение валюты Баланса государственного (муниципального) учреждения из-за завышения показателей нефинансовых активов:

– по состоянию на 01.01.2013 – на сумму 133,1 тыс. рублей;

– по состоянию на 01.01.2014 – на сумму 228,7 тыс. рублей.

2. Недостоверность показателей в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к Балансу государственного (муниципального) учреждения, указанных по счету 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» в части завышения на начало года на сумму 656,2 тыс. рублей, на конец года – 606,1тыс. рублей.

3. Излишки материальных ценностей, установленные по результатам инвентаризации, что повлекло недостоверность сведений о составе и стоимости муниципального имущества и занижение показателей нефинансовых активов (в части основных средств и амортизации на них), не повлекшее искажение валюты Баланса государственного (муниципального) учреждения:

– по состоянию на 01.01.2013 – на сумму 15,0 тыс. рублей

– по состоянию на 01.01.2014 – на сумму 15,0 тыс. рублей.

4. Недостача материальных запасов (молока) на общую сумму 5,4 тыс. рублей.

5. Необоснованные расходы в 2013 году в сумме 11,9 тыс. рублей.

6. Недополучены денежные средства в доход бюджета муниципального образования «Город Саратов» в размере 113,2 тыс. рублей в 2013 году, и 23,5 тыс. рублей за 5 месяцев 2014 года в виде занижения арендной платы за использование Арендатором (ООО «Люция -2007») помещений МОУ «ООШ №14».

Аудитор контрольно-счетной палаты
муниципального образования «Город Саратов»
Е.Л. Юрова