Информация о результатах проверки соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов при использовании бюджетных средств, а также установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом в 2015 году, в том числе контроля за устранением выявленных ранее нарушений в администрации муниципального образования «Город Саратов»

В соответствии с пунктом 29 раздела 1 плана работы контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» на 2015 год (с изменениями), утвержденного распоряжением контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» от 22.12.2014 № 76-01-01, на основании распоряжения контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» от 21.09.2015 № 34-01-01 и удостоверения на право проведения проверки от 21.09.2015 № 31-01-31, выданного и.о. председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов», аудитором Юровой Е.Л. (руководитель), инспектором Черновым А.С., инспектором Бондаренко А.Н., инспектором Каковкиной О.Ф. с 22.09.2015 по 19.10.2015 проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов при использовании бюджетных средств, а также установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом в 2015 году, в том числе осуществлен контроль за устранением выявленных ранее нарушений в администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее – администрация МО «Город Саратов», Администрация).

Период проверки: 2015 год.

Цель проверки: соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов при использовании бюджетных средств, а так же установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом. Контроль за устранением выявленных ранее нарушений.

Проверка проведена с ведома главы администрации муниципального образования «Город Саратов» Б.А. и начальника финансово-экономического отдела К.О.

При проверке использовались: Устав муниципального образования «Город Саратов», первичные учетные документы, отчеты об исполнении смет, регистры бухгалтерского учета, акты судебных органов, договоры и контракты, другие нормативные и правовые документы.

Анализ учредительных и локальных документов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность.

Администрация зарегистрирована Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области за основным государственным регистрационным номером 1036405000280 (ИНН 6450011003, КПП 645001001).

Администрация имеет статус юридического лица, функции и порядок деятельности которого определяются Уставом муниципального образования «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 № 67-649.

Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области.

Администрацией города руководит глава администрации муниципального образования «Город Саратов» на принципах единоначалия.

Администрация города осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Саратовской области, Уставом, решениями Саратовской городской Думы, постановлениями и распоряжениями администрации города.

Администрация города обеспечивает исполнение полномочий главы администрации города.

Проверка составления, утверждения и исполнения бюджетной сметы.

Решением Саратовской городской Думы от 18.12.2014 № 42-473 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2015 год» (далее – решение Думы «О бюджете на 2015 год») Администрации, как главному распорядителю бюджетных средств, был утвержден объем бюджетных ассигнований по расходам в объеме 168 052,9 тыс. рублей.

Бюджетная смета администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее – Смета) на 2015 год утверждена главой администрации 26.12.2014 в сумме 168 052,9 тыс. рублей.

Согласно «Отчету об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» (форма 0503127), по состоянию на 01.10.2015 уточненные бюджетные назначения и лимиты бюджетных обязательств утверждены в объеме 159 457,9 тыс. рублей, кассовый расход составил 115 772,7 тыс. рублей, или 72,6 % от плановых бюджетных назначений с учетом изменений.

В соответствии с п. 6 Приказа Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» к бюджетной смете должны прилагаться обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, используемых при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы. Факт несоблюдения требования п. 6 Приказа Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» отражен в акте предыдущей проверки финансово-хозяйственной деятельности администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30.03.2015 (далее – акт проверки от 30.03.2015).

С целью устранения и дальнейшего недопущения данного нарушения, к бюджетной смете 2015 года приложены обоснования (расчеты) плановых сметных показателей.

Проверка операций с наличными и безналичными денежными средствами, учета расчетов с подотчетными лицами, в том числе обоснованность командировочных расходов.

Проверка кассовых операций Администрации проведена за период с 01.01.2015 по 30.09.2015 путем сличения записей в журнале операций по счету «Касса», кассовой книге, первичных учетных документов.

Нарушений действующего законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении операций с наличными денежными средствами, а также с денежными документами в проверяемом периоде не установлено.

Нарушение п. 6 приложения № 2 к Инструкции № 157н выразившееся в отсутствии в учетной политике Администрации порядка и периодичности проведения инвентаризации кассы, отраженное в акте предыдущей проверки от 30.03.2015 устранено, распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30.06.2015 № 440-р были внесены изменения в учетную политику Администрации, в частности определен порядок и периодичность проведения инвентаризации кассы, бланков документов строгой отчетности и денежных документов.

При проверке банковских операций по лицевым счетам администрации муниципального образования «Город Саратов», проведенной за 2015 год, путем сличения данных Главной книги, журнала операций с безналичными денежными средствами и первичных документов к ним, нарушений не установлено.

Выписки банка подтверждены первичными документами, обороты и остатки сумм на лицевом счете соответствуют данным журнала операций с безналичными денежными средствами. Расходы произведены в соответствии с требованиями действующей бюджетной классификации, нарушений не установлено.

Нарушение п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, отраженное в акте проверки от 30.03.2015, в части отсутствия документа, определяющего персональный состав инвентаризационной комиссии, устранено. Персональный состав постоянно действующей комиссии администрации по проведению инвентаризации денежных средств, бланков документов строгой отчетности, денежных документов утвержден распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30.06.2015 № 441-р.

При проверке расходов, связанных с осуществлением сотрудниками Администрации служебных командировок, установлено.

Оплата расходов на служебные командировки осуществлялась в соответствии с Порядком и размерами возмещения муниципальным служащим администрации муниципального образования «Город Саратов» расходов, связанных со служебными командировками, утвержденным постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.11.2008 № 1387 с изменениями от 10.06.2015.

Согласно распоряжению Губернатора Саратовской области от 28.07.2015 № 561-р, в г. Чэнду провинции Сычуань Китайской Народной Республики с 05.08.2015 по 08.08.2015 направлена делегация, в состав которой включены глава администрации муниципального образования «Город Саратов» Б.А. и заведующий сектором обеспечения деятельности главы администрации и заместителей главы администрации муниципального образования «Город Саратов» У.Ю.

Фактически по распоряжению администрации муниципального образования «Город Саратов» от 22.07.2015 № 249-лс Б.А. и У.Ю. убыли в командировку сроком на 6 календарных дней с 04.08.2015 по 09.08.2015. Кроме того, распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 11.08.2015 № 268-лс срок командировки У.Ю. увеличен до 7 календарных дней с 04.08.2015 по 10.08.2015.

Основания, документально подтверждающие необходимость продления срока командировки к проверке не представлены, что свидетельствует о необоснованном увеличении срока командировки и соответственно увеличении командировочных расходов на общую сумму 25,8 тыс. рублей, в том числе:

– проживание в гостинице У.Ю. – на сумму 18,7 тыс. рублей;

– суточные при нахождении на территории Китайской Народной Республики У.Ю. в количестве 1 календарного дня за 09.08.2015 – на сумму 4,3 тыс. рублей;

– суточные при нахождении на территории Российской Федерации У.Ю. в количестве 2 календарных дней за 04.08.2015 и 10.08.2015, Б.А. в количестве 2 календарных дней за 04.08.2015 и 09.08.2015 на сумму 2,8 тыс. рублей.

В ходе контрольного мероприятия установлено, что нарушение п. 6 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 749, выразившееся в направлении сотрудника в командировку без оформления в установленном порядке служебного задания, принято к сведению. При направлении сотрудников администрации в командировку служебные задания оформляются в соответствии с действующим законодательством.

Согласно ст. 168 Трудового кодекса РФ, с 02.04.2014 и по настоящее время порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, лицам, работающим в органах местного самоуправления, работникам муниципальных учреждений определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В нарушение указанной нормы Администрацией, как органом местного самоуправления, нормативный акт, определяющий порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам муниципальных учреждений до настоящего времени не издан, то есть не исполнены полномочия по изданию нормативного акта для муниципальных учреждений.

Проверка обоснованности расходования средств бюджета в соответствии с полномочиями администрации по вопросам местного значения.

Согласно п. 5 ст. 36 Устава муниципального образования «Город Саратов», глава администрации города обеспечивает составление проекта бюджета города, отчета об исполнении бюджета города, вносит на утверждение городской Думы проект бюджета города, изменения в бюджет города и отчет об его исполнении.

В соответствии с п. 5. Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 27.03.2008 № 26-271, Администрация осуществляет следующие бюджетные полномочия от имени муниципального образования «Город Саратов»: осуществляет муниципальные заимствования, предоставляет муниципальные гарантии и бюджетные кредиты, а также обеспечивает составление проекта бюджета города и среднесрочного финансового плана, утверждает среднесрочный финансовый план, вносит проект бюджета города с необходимыми документами и материалами, изменения в него и отчет об исполнении бюджета города на утверждение Саратовской городской Думы.

Решением Саратовской городской Думы от 18.12.2014 № 42-473 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2015 год» первоначально были утверждены:

– доходы бюджета – в сумме 10 867 137,2 тыс. рублей;

– расходы бюджета – в сумме 11 485 808,3 тыс. рублей.

Решением Саратовской городской Думы от 13.08.2015 № 49-554 внесены изменения в решение Саратовской городской Думы от 18.12.2014 № 42-473 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2015 год». В течение проверяемого периода в результате вносимых изменений:

– доходы бюджета составили – 11 772 280,2 тыс. рублей;

– расходы бюджета – 12 934 633,9 тыс. рублей.

Проверкой расходов на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий установлено.

Бюджетом муниципального образования «Город Саратов» на 2015 год» предусмотрены расходы в размере 5 538,0 тыс. рублей на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по организации предоставления питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, и частичное финансирование расходов на присмотр и уход за детьми дошкольного возраста в муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

По состоянию на 01.09.2015 исполнение составило 3 258,7 тыс. рублей.

В соответствии со ст. 1 Закона Саратовской области от 12.12.2011 № 190-ЗСО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации предоставления питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, и частичному финансированию расходов на присмотр и уход за детьми дошкольного возраста в муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» (далее – Закон Саратовской области № 190-ЗСО) органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по организации предоставления питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – Государственные полномочия по организации предоставления питания).

Согласно п. 2. ст. 3. Закона Саратовской области № 190-ЗСО, органы местного самоуправления обязаны исполнять в установленном законодательством порядке переданные государственные полномочия.

Организация исполнения указанных государственных полномочий возложена на администрации районов муниципального образования «Город Саратов» и комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» согласно п. 1 постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 17.02.2012 № 182 «Об организации осуществления государственных полномочий по организации предоставления питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях и частичному финансированию расходов на содержание детей дошкольного возраста в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования».

Контроль за исполнением указанного постановления возложен на заместителя главы администрации муниципального образования «Город Саратов» по социальной сфере.

Несмотря на то, что нормативными правовыми актами Саратовской области право передачи от органов местного самоуправления данных полномочий иным лицам не предусмотрено, фактически территориальными и структурным подразделениями администрации МО «Город Саратов» исполнение Государственных полномочий по организации предоставления питания было передано казенным учреждениям (централизованным бухгалтериям учреждений образования соответствующих районов муниципального образования «Город Саратов»).

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Пунктом 2 решения Саратовской городской Думы от 07.04.2005 № 56-537 «О создании муниципальных учреждений «Централизованная бухгалтерия учреждений образования города Саратова», «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Ленинского района города Саратова», «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Заводского района города Саратова», «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Кировского района города Саратова», «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Волжского района города Саратова», «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Фрунзенского района города Саратова», «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Октябрьского района города Саратова» определено, что данные централизованные бухгалтерии создаются для обслуживания учреждений образования города в части ведения бухгалтерского и налогового учета.

Таким образом, территориальными и структурным подразделениями администрации МО «Город Саратов» неправомерно были переданы казенным учреждениям учреждений образования Государственные полномочия по организации предоставления питания, что повлекло необоснованное планирование бюджетных ассигнований на указанные цели и как следствие привело к осуществлению расходов по несоответствующим видам расходов бюджетной классификации по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» с целью исполнения полномочий органа местного самоуправления учреждены должности муниципальной службы.

При этом расходы на осуществление Государственных полномочий по организации предоставления питания предусмотрены по целевой статье 9507330 «Осуществление государственных полномочий по организации предоставления питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, и частичному финансированию расходов на присмотр и уход за детьми дошкольного возраста в муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», по виду расходов 110 «Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений».

Между тем в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н подгруппа 120 «Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов» обобщает расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, на выплату денежного содержания (денежного вознаграждения, заработной платы), а также осуществление командировочных и иных выплат, в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными правовыми актами работникам государственных (муниципальных) органов, лицам, замещающим муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, иным работникам государственных (муниципальных) органов, не являющимся государственными (муниципальными) служащими, с учетом страховых взносов по обязательному социальному страхованию в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации с указанных выплат.

Так как Государственными полномочиями по организации предоставления питания наделены органы местного самоуправления, расходы на реализацию указанных полномочий должны отражаться по виду расходов 120 «Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов».

В результате расходы бюджета муниципального образования «Город Саратов», предусмотренные на осуществление Государственных полномочий по организации предоставления питания на общую сумму 3 258,7 тыс. рублей запланированы и произведены по несоответствующему виду расходов бюджетной классификации.

Аналогично произведены расходы на организацию и обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий по предоставлению субсидии частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности.

Бюджетом муниципального образования «Город Саратов» на 2015 год» предусмотрены расходы в размере 381,9 тыс. рублей на организацию и обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий по предоставлению субсидии частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности по бюджетной классификации: разделу 07 «Образование», подразделу 09 «Другие вопросы в области образования», целевой статье 9507210 «Организация осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по предоставлению субсидии частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности», виду расходов 110 «Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений» и виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

По состоянию на 01.09.2015 исполнение составило 36,5 тыс. рублей.

Согласно ст. 1 Закона Саратовской области от 31.05.2012 № 73-ЗСО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиям по предоставлению субсидии частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности», органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению субсидии частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности в части финансирования расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (далее – Государственные полномочия по предоставлению субсидии частным общеобразовательным организациям).

Согласно п. 2 ст. 3 Закона Саратовской области № 73-ЗСО, органы местного самоуправления обязаны исполнять в установленном законодательством порядке переданные государственные полномочия.

В соответствии с п. 2 постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.07.2014 № 1927 «Об организации осуществления отдельных государственных полномочий по предоставлению субсидии частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности» (далее – Постановление № 1927) на администрации районов муниципального образования «Город Саратов» и комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» возложена организация и обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий по предоставлению субсидии частным общеобразовательным организациям. Контроль за исполнением указанного постановления возложен на заместителя главы администрации муниципального образования «Город Саратов» по социальной сфере.

Несмотря на то, что нормативными правовыми актами Саратовской области право передачи от органов местного самоуправления данных полномочий иным лицам не предусмотрено, фактически территориальными и структурным подразделениями администрации МО «Город Саратов» исполнение Государственных полномочий по организации предоставления питания было передано казенным учреждениям (централизованным бухгалтериям учреждений образования соответствующих районов муниципального образования «Город Саратов»), что противоречит п. 2 ст. 3 Закона Саратовской области № 190-ЗСО и п. 2 ст. 3 Закона Саратовской области от 31.05.2012 № 73-ЗСО.

Таким образом, неправомерная передача структурными подразделениями администрации МО «Город Саратов» казенным учреждениям государственных полномочий по организации питания и предоставлению субсидии частным общеобразовательным организациям повлекло за собой:

– необоснованное планирование бюджетных ассигнований на указанные цели в сумме 5 919,9 тыс. рублей и, как следствие, привело к финансовым нарушениям в части осуществления расходов по несоответствующим видам расходов бюджетной классификации в общей сумме 3 295,2 тыс. рублей;

– ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления переданных государственных полномочий и как следствие нарушение п. 2 ст. 3 Закона Саратовской области от 12.12.2011 № 190-ЗСО и п. 2 ст. 3 Закона Саратовской области от 31.05.2012 № 73-ЗСО.

Проверка законности распределения средств Резервного фонда.

В ходе проверки использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации муниципального образования «Город Саратов» в 2015 году установлено следующее.

На основании ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Администрации от 31.03.2008 № 376 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее – Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации).

Контроль за исполнением указанного постановления возложен на главу администрации МО «Город Саратов».

Согласно решению Саратовской городской Думы «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2015 год», объем бюджетных ассигнований резервного фонда администрации МО «Город Саратов» составляет 16 000,0 тыс. рублей.

По состоянию на 01.10.2015 из резервного фонда выделено 10 877,5 тыс. рублей (68,0% утвержденной суммы).

Остаток средств резервного фонда по состоянию на 01.10.2015 составил 5 122,5 тыс. рублей.

Бюджетные ассигнования из резервного фонда выделены на основании следующих распоряжений администрации МО «Город Саратов»:

1) от 29.01.2015 № 28-р «О выделении денежных средств администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» на проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, направленных на недопущение обрушения строительных конструкций в многоквартирном доме № 39 по улице Московской в Волжском районе города Саратова – в сумме 2 409,3 тыс. рублей;

2) от 13.04.2015 № 208-р «О выделении денежных средств администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» на проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, направленных на недопущение обрушения строительных конструкций в жилом доме № 39 по улице Московской в Волжском районе – в сумме 790,4 тыс. рублей.;

3) от 22.06.2015 № 411-р «О выделении денежных средств администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» на проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, направленных на недопущение обрушения строительных конструкций здания и пристроек МДОУ «Детский сад № 162» – в сумме 7 677,9 тыс. рублей.

Контроль за исполнением указанных распоряжений возложен на заместителя главы администрации муниципального образования «Город Саратов» по городскому хозяйству.

Бюджетные ассигнования доведены следующими уведомлениями об изменении лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана по расходам бюджета муниципального образования «Город Саратов»:

– от 30.01.2015 № 13 на сумму 2 409,3 тыс. рублей на проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, направленных на недопущение обрушение строительных конструкций в многоквартирном доме № 39 по улице Московской в Волжском районе города Саратова от 30.01.2015 № 13;

– 20.04.2015 № 159 на сумму 790,4 тыс. рублей на проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, направленных на недопущение обрушения строительных конструкций в жилом доме № 39 по улице Московской в Волжском районе;

– от 30.06.2015 № 377 на сумму 7 677,9 тыс. рублей на проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, направленных на недопущение обрушения строительных конструкций здания и пристроек МДОУ «Детский сад № 162».

Согласно п. 2.2. Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда получатель бюджетных средств резервного фонда представляет главному распорядителю и комитету по финансам администрации МО «Город Саратов» в месячный срок после получения бюджетных ассигнований резервного фонда информацию о расходовании средств резервного фонда.

Получателями бюджетных средств резервного фонда информация о их расходовании на проведение указанных мероприятий в установленный срок не представлялась, что противоречит требованиям п. 2.2. Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации, и, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии контроля за использованием бюджетных ассигнований резервного фонда со стороны Администрации и ее структурных подразделений.

Проверка учета основных средств и материальных запасов.

Проверкой правильности учета основных средств и материальных запасов, проведенной за период с января по сентябрь 2015 года, установлено.

Комитетом по управлению имуществом города Саратова Администрации на праве оперативного управления передано муниципальное имущество, перечень которого определен в договоре о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 20.03.2000 № 577.

Состав и стоимость имущества корректируются ежегодными дополнительными соглашениями к договору.

В соответствии с дополнительным соглашением от 16.02.2015 к договору № 577 от 20.03.2000 по состоянию на 01.01.2015 первоначальная стоимость имущества составляла 43 413,1 тыс. рублей, остаточная стоимость – 5 498,8 тыс. рублей.

Объекты недвижимости и транспортные средства в составе имущества, переданного на праве оперативного управления, отсутствуют.

В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 30.10.2014 № 40-452 «Об утверждении Перечня муниципальных объектов, подлежащих передаче в безвозмездное пользование» в 2015 году муниципальным казенным учреждением «Транспортное управление» (далее – МКУ «Транспортное управление», ссудодатель) Администрации безвозмездно переданы нежилые помещения согласно договорам безвозмездного пользования объектами муниципального нежилого фонда. Передача нежилых помещений осуществлялась на по актам приема-передачи, оформленным в соответствии п. 2 ст. 9 Федерального закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В соответствии с п. 333 Инструкции 157н переданные в безвозмездное пользование указанные нежилые помещения отражены на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по учетной стоимости, указанной в акте приема-передачи.

Таким образом, нарушения, отраженные в акте проверки от 30.03.2015, приняты к сведению и устранены.

При проверке соблюдения действующего законодательства при отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов нарушений не установлено.

Нарушение п. 41 Инструкции 157н, отраженное в акте проверки от 30.03.2015, в части учета материальных запасов в составе основных средств на счет 010100000 «Основные средства» и на забалансовом счете 21 «Основные средства, стоимостью до 3000 рублей включительно, выданные в эксплуатацию» устранено путем их списания с соответствующего счета на счет 010500000 «Материальные запасы».

Отмеченное в акте предыдущей проверки от 30.03.2015, нарушение п. 345 Инструкции 157н, выразившееся в учете материальных ценностей, приобретенных для вручения (награждения) и дарения, на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности», устранено. Администрацией произведено перемещение указанных материальных ценностей на забалансовый счет 07 «Награды, призы, кубки, ценные подарки и сувениры».

В целях устранения нарушения ст. 3 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» в части нахождения в составе имущества Администрации пистолетов газовых (10 шт. общей балансовой стоимостью 2,9 тыс. рублей), электрошока (1 шт. балансовой стоимостью 0,04 тыс. рублей) осуществлена частичная передача указанного гражданского оружия в отдел полиции № 1 в составе управления внутренних дел МВД России по г. Саратову в соответствии с квитанциями № № 1559 – 1568 от 12.10.2015 (пистолеты газовые – 10 шт.). При этом, электрошок продолжает числиться в составе имущества Администрации.

Таким образом, меры по устранению нарушения ст. 3 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» приняты частично.

Нарушение приложения № 4 к Учетной политике Администрации в части единоличного принятия решений о выдаче и списании отдельных категорий материальных ценностей начальником финансово-экономического отдела, принято к сведению. В 2015 году принятие соответствующих решений осуществляется в рамках Учетной политики Администрации заместителем главы администрации муниципального образования «Город Саратов», руководителем аппарата.

Проверка исполнения полномочий по организации управления муниципальной собственностью в соответствии с действующим законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления.

В экспертном заключении по проекту решения Саратовской городской Думы «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 26.04.2013 № 24-281 «О Положении о системе оплаты труда и стимулирования работников муниципального казенного учреждения «Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства» от 17.11.2014 № 65 и письме в адрес администрации муниципального образования «Город Саратов» от 26.06.2015 № 01-70-190 контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Саратов» неоднократно предлагала рассмотреть вопрос о целесообразности функционирования муниципального казенного учреждения «Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства».

По состоянию на 01.10.2015 организационные меры по данному учреждению со стороны администрации МО «Город Саратов» не приняты.

Так, проверкой установлено, что в перечне муниципальных учреждений утвержденном постановлением администрации МО «Город Саратов» от 07.04.2015 № 1022, числится муниципальное казенное учреждение «Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства» (далее – МКУ «ГЦМ ЖКХ»). Данное учреждение входит в подведомственную принадлежность комитета по управлению имуществом города Саратова, являющегося структурным подразделением администрации МО «Город Саратов».

В ходе контрольного мероприятия, проведенного контрольно-счетной палатой муниципального образования «Город Саратов» в период с 19.01.2015 по 27.02.2015 в отношении МКУ «ГЦМ ЖКХ», установлено, что функции и задачи, для которых создавалось данное учреждение, им не исполняются.

Так, в решении Саратовской городской Думы от 29.03.2001 № 5-40 «О создании муниципального учреждения «Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства» и постановлении мэра г. Саратова от 08.05.2001 № 355 «О мероприятиях по созданию муниципального учреждения «Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства» указано, что МКУ «ГЦМ ЖКХ» создан для осуществления следующих основных функций:

– ремонт, хранение и техническое обслуживание движимого муниципального имущества (машины, оборудование, механизмы и т.д.), закрепленного за учреждением и предоставляемого в рамках заключенных договоров аренды с комитетом по управлению имуществом города Саратова предприятиям и организациям любых форм собственности, оказывающим жилищно-коммунальные услуги юридическим и физическим лицам, выигравшим в установленном порядке конкурс по размещению муниципального заказа;

– приобретение в муниципальную собственность движимого имущества (машины, оборудование, механизмы и т.д.) для нужд жилищно-коммунального хозяйства города за счет средств, выделяемых в установленном порядке из бюджета города.

В то же время комитетом по управлению имуществом города Саратова (Учредителем) в Уставе на МКУ «ГЦМ ЖКХ» возложены задачи по учету, контролю, хранению и рациональному использованию муниципального имущества, то есть аналогичные тем, которые предусмотрены в Положении о комитете по управлению имуществом города Саратова, утвержденном решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 № 25-243.

Полномочия в части ведения реестров имущества казны, а также ведения бюджетного (стоимостного) учета объектов имущественной части муниципальной казны возложены на комитет по управлению имуществом города Саратова как держателя муниципальной казны:

– решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 № 25-246 «О муниципальной казне муниципального образования «Город Саратов»;

– Положением о держателях имущественной части муниципальной казны, утвержденным постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.09.2009 № 241 (далее – Положение).

Проверкой контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» (Акт от 16.06.2015) установлено, что МКУ «ГЦМ ЖКХ» осуществляло формирование реестров имущественной части муниципальной казны и вело бюджетный (стоимостной) учет объектов имущественной части муниципальной казны, то есть дублировало полномочия держателя муниципальной казны – комитета по управлению имуществом города Саратова.

Таким образом, деятельность МКУ «ГЦМ ЖКХ», как самостоятельного юридического лица, дублирующего функции и задачи Учредителя (комитета по управлению имуществом города Саратова) неэффективна, как и расходы городского бюджета, предусмотренные на функционирование данного учреждения в 2015 году в сумме 7 475,2 тыс. рублей.

В соответствии с действующим законодательством полномочия по созданию, реорганизации или ликвидации муниципальных учреждений осуществляются администрацией МО «Город Саратов». Порядок принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации и проведения реорганизации, ликвидации, изменения типа муниципального учреждения утвержден постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29.12.2010 № 3273 (далее – Постановление № 3273).

По состоянию на 01.01.2015 в составе муниципальных учреждений, подведомственных структурным подразделениям Администрации числились муниципальные учреждения «Дирекция единого заказчика» по районам города Саратова (далее – районные ДЕЗ). Между тем постановления Администрации об их ликвидации были изданы:

– 30.04.2010 № 1314 «О мероприятиях по ликвидации муниципального учреждения «Дирекция единого заказчика по Фрунзенскому району города Саратова» (далее – МУ ДЕЗ по Фрунзенскому району);

– 30.06.2011 № 1352 «О ликвидации муниципального учреждения «Дирекция единого заказчика по Октябрьскому району города Саратова» (далее – МУ ДЕЗ по Октябрьскому району);

– 13.09.2011 № 1797 «О ликвидации муниципального учреждения «Дирекция единого заказчика по Ленинскому району города Саратова» (далее – МУ ДЕЗ по Ленинскому району);

– 02.12.2011 № 2332 «О ликвидации муниципального учреждения «Дирекция единого заказчика по Волжскому району города Саратова» (далее – МУ ДЕЗ по Волжскому району);

– 28.12.2011 № 2591 «О ликвидации муниципального учреждения «Дирекция единого заказчика по Кировскому району города Саратова» (далее – МУ ДЕЗ по Кировскому району);

– 28.12.2011 № 2592 «О ликвидации муниципального учреждения «Дирекция единого заказчика по Заводскому району города Саратова» (далее – МУ ДЕЗ по Заводскому району).

Контроль за исполнением данных постановлений был возложен на заместителя главы администрации муниципального образования «Город Саратов» по городскому хозяйству.

В нарушение п. 3 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации Администрация, принявшая решение о ликвидации юридического лица, не установила сроки его ликвидации.

На момент проверки ликвидационные мероприятия завершены лишь в МУ ДЕЗ по Октябрьскому району. Согласно официальному сайту Федеральной налоговой службы (egrul.nalog.ru), сведения в единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации МУ ДЕЗ по Октябрьскому району внесены 11.02.2015, то есть через четыре года после принятия решения о его ликвидации.

Остальные 5 из 6 районных ДЕЗ по состоянию на 01.10.2015 не ликвидированы, следовательно, постановления Администрации не исполнены.

Соблюдение требований трудового законодательства в части расходования средств на оплату труда.

В проверяемом периоде оплата труда работников Администрации муниципального образования «Город Саратов» осуществлялась на основании:

– решения Саратовской городской Думы от 27.09.2007 № 20-196 «О денежном содержании лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Город Саратов» (далее – Положение о денежном содержании);

– постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 21.07.2010 № 1747 «Об утверждении Положения о премировании лиц, замещающих должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Город Саратов», за выполнение особо важных и сложных заданий»;

– распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» от 31.03.2014 № 118-р «О Порядке установления, изменения размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы».

В проверяемом периоде в Администрации действовал Коллективный договор, заключенный на 2015-2017 годы, зарегистрированный министерством занятости, труда и миграции Саратовской области 13.02.2015.

Штатные расписания Администрации в проверяемом периоде утверждены распоряжениями администрации муниципального образования «Город Саратов»:

– от 30.12.2014 № 673-р на период с 01.01.2015 – в количестве 219 штатных единиц и месячным фондом оплаты труда 6 965,7 тыс. рублей;

– от 03.12.2014 № 563-р на период с 04.02.2015 – в количестве 215 штатных единиц и месячным фондом оплаты труда 6 769,3 тыс. рублей;

– от 30.03.2015 № 140-р на период с 01.04.2015 – в количестве 215 штатных единиц и месячным фондом оплаты труда 6 780,8 тыс. рублей.

В ходе контрольного мероприятия установлено, что продолжает иметь место принятие сотрудников Администрации на должности, не предусмотренные утвержденным штатным расписанием.

Пунктом 18 Положения о контрольно-счетной палате муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 26.04.2012 № 13-154 (с изменениями и дополнениями) предусмотрено предоставление контрольно-счетной палате правовых актов администрации муниципального образования о создании, преобразовании или ликвидации муниципальных учреждений, изменении количества акций и долей муниципального образования в уставных капиталах хозяйственных обществ, о заключении договоров об управлении бюджетными средствами и иными объектами собственности муниципального образования, а также правовых актов в части формирования и исполнения бюджета муниципального образования «Город Саратов», муниципальных и ведомственных целевых программ в течение 10 рабочих дней со дня принятия правового акта. Администрации контрольно-счетной палатой неоднократно указывалось на существование данной нормы. Несмотря на это, в нарушение решения Саратовской городской Думы от 26.04.2012 № 13-154 «О контрольно-счетной палате муниципального образования «Город Саратов» правовые акты Администрации по финансовым и имущественным вопросам предоставляются не в полном объеме.

В письме контрольно-счетной палаты от 27.11.2014 № 01-67-392 указывалось на непредоставление документов об установлении и изменении штатной численности и штатных расписаний Администрации города и ее структурных подразделений, а также предъявлялось требование о необходимости предоставлять данные документы с 01.01.2015 года.

В ходе проверки установлено, что Администрацией за период с января по август 2015 года было издано 11 постановлений и 3 распоряжения, корректирующих структуру, штатную численность и штатное расписание.

Фактически во исполнение требования контрольно-счетной палаты из 14 правовых документов предоставлено только 1 постановление.

Таким образом, в нарушение п. 18 Положения о контрольно-счетной палате муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 26.04.2012 № 13-154 не выполняются в полном объеме требования контрольно-счетной палаты по предоставлению правовых актов Администрации по финансовым и имущественным вопросам.

Проверка результативности и эффективности расходования средств на приобретение товаров, работ и услуг, в том числе соблюдения порядка их закупки, предусмотренного действующим законодательством.

Согласно данным Баланса, по состоянию на 01.01.2015 по счету 020600000 «Расчеты по принятым обязательствам» числилась дебиторская задолженность в сумме 8 631,1 тыс. рублей, в том числе перед:

– поставщиками и подрядчиками в сумме 212,2 тыс. рублей (Поволжский филиал ОАО «Мегафон» – 12,9 тыс. рублей за оказание услуг связи в декабре 2014 года, ООО «Урал-Пресс Саратов» – 199,3 тыс. рублей за оформление подписки на периодические издания в 2015 году);

– субъектами малого предпринимательства в сумме 8 418,9 тыс. рублей в рамках исполнения муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Город Саратов» (отчетный период – апрель 2015 года).

Указанная дебиторская задолженность носит текущий характер, подтверждена первичными документами.

Согласно данным бухгалтерского учета, по состоянию на 01.01.2015 кредиторской задолженности по счету 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам» в Администрации не числится.

Проверкой исполнения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) установлено следующее.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК). Обоснование НМЦК производится на основании ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ с учётом Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567 (далее – Методические рекомендации).

При определении НМЦК по закупке способом электронного аукциона «Предоставление двух каналов передачи данных без ограничения объема принимаемой и передаваемой информации» (Извещение № 0360300203315000012) Администрацией был выбран метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). В соответствии с п. 3.19. Методических рекомендаций в целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Однако, Администрацией при расчете НМЦК использовались только две цены товара, предлагаемых поставщиками.

Аналогично по закупкам способом электронного аукциона «Оказание услуг по предоставлению доступа к сети Интернет без ограничения объема принимаемой и передаваемой информации при помощи волоконно-оптической линии связи» (Извещение № 0360300203315000010), «Предоставление двух каналов передачи данных без ограничения объема принимаемой и передаваемой информации» (Извещение № 0360300203315000012), «Оказание услуг по разработке организационно-распорядительной документации и аттестации автоматизированного рабочего места по требованиям безопасности и подключения его к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия» (Извещение № 0360300203315000043).

Таким образом, Администрацией в проверяемом периоде не соблюдались Методические рекомендаций при определении НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

В соответствии с приказом Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31.03.2015 «Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 – 2016 годы» (далее – Особенности) в плане-графике указывается код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее – ОКПД). Предметом закупки способом электронного аукциона «Оказание услуг проводной местной, внутризоновой, междугородной, международной связи» (Извещение № 0360300203315000011) является предоставление услуг проводной местной, внутризоновой, междугородной, международной связи. Фактически Администрацией при описании объекта закупки указан только один код ОКПД 64.20.11.110 «Услуги местной телефонной связи».

В нарушение пп. 2 «в» п. 5 Особенностей заказчиком не указаны коды ОКПД для внутризоновой, междугородной и международной связи.

В акте проверки от 30.03.2015 отражены нарушения условий заключенных контрактов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Информационное освещение деятельности администрации муниципального образования «Город Саратов» по социально-экономическому развитию города Саратова» на 2014 год.

Вышеуказанные нарушения Администрацией приняты к сведению, при исполнении сторонами условий муниципальных контрактов, заключенных в 2015 году в рамках ведомственной целевой программы «Информационное освещение деятельности администрации муниципального образования «Город Саратов» по социально-экономическому развитию города Саратова» на 2015 год аналогичных и других нарушений не установлено.

В 2015 году в рамках реализации ведомственной целевой программы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций города Саратова» на 2015 год победителями конкурса социальных проектов определены:

– СРОО «Общество друзей Саратовского музея краеведения» с объемом субсидии – 300,0 тыс. рублей;

– Саратовское региональное отделение МООО «Российские студенческие отряды» с объемом субсидии 200,0 тыс. рублей.

Реализация Администрацией ведомственной целевой программы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций города Саратова» на 2015 год произведена в соответствии с требованиями Положения о конкурсе социальных проектов, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 19.02.2015 № 651. В ходе проверки нарушений не установлено.

Проверка принятых мер по обеспечению и защите интересов города, городского хозяйства в судебных органах, а также соответствующих органах государственной власти и управления по финансовым и имущественным вопросам.

В 2015 году судебными органами было вынесено 502 судебных акта, относящихся к имущественным и финансовым спорам, истцом или ответчиком в которых являлась администрация МО «Город Саратов».

Постановлением главы администрации МО «Город Саратов» от 24.05.2011 № 1040 была утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2011 году» (далее – Программа переселения в 2011 году).

С целью своевременного и качественного исполнения Программы переселения в 2011 году комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее – Комитет) были заключены с застройщиками муниципальные контракты по приобретению жилых помещений в муниципальную собственность.

Так, в 2014 году в Арбитражный суд Саратовской области комитетом было подано 228 исковых заявлений о взыскании неустойки по муниципальным контрактам 2011 года за нарушение срока ввода объекта в эксплуатацию в размере и за нарушение срока передачи объекта долевого строительства в размере не менее 3 800,0 тыс. рублей.

Постановлением администрации МО «Город Саратов» от 08.07.2013 № 1347 утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013 – 2017 годах» (далее – Программа переселения в 2013 – 2017 годах).

Настоящая Программа переселения в 2013 – 2017 годах предусматривает приобретение жилых помещений:

– в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц);

– в домах высотой не более трех этажей, состоящих из нескольких блоков, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, расположенных на отдельном земельном участке.

Целью указанной Программы является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан города Саратова.

Обеспечение выполнения программных мероприятий с соблюдением установленных сроков и объемов бюджетного финансирования, представление в установленном порядке необходимой отчетной информации, а также ответственность за несвоевременное выполнение мероприятий возложена на структурное подразделение администрации муниципального образования «Город Саратов» – комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству.

Контроль за ходом реализации Программы переселения в 2013 – 2017 годах осуществляется заместителем главы администрации МО «Город Саратов» по градостроительству и архитектуре, комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству и комитетом по экономике администрации МО «Город Саратов».

Контроль за исполнением постановления об утверждении Программы переселения в 2013 – 2017 годах также осуществляется заместителем главы администрации МО «Город Саратов» по градостроительству и архитектуре.

Согласно пояснительной записке к отчету комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о выполнении мероприятий ведомственных целевых программ за 2 квартал 2015 года реализация отдельных этапов Программы переселения в 2013 – 2017 годах в полной мере может быть осуществлена только при наличии финансирования Программы в полном объеме (по всем трем источникам), наличия на рынке жилья необходимого количества (номенклатуры) жилых помещений для переселения граждан из многоквартирных домов и предложений от возможных участников аукционов на приобретение жилых помещений в собственность муниципального образования.

На момент проведения проверки в рамках Программы переселения в 2013 – 2017 заключено 19 муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений на общую сумму 29 269,2 тыс. рублей.

Для выполнения мероприятий, утвержденных Программой, Комитетом (участником долевого строительства) в 2013 году было заключено 616 муниципальных контрактов с казенным предприятием Саратовской области «Государственное жилищное строительство» (далее – Предприятие, Застройщик) на приобретение в собственность муниципального образования «Город Саратов» жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилого фонда на общую сумму 769 903,0 тыс. рублей.

Проверкой заключенных муниципальных контрактов в рамках реализации мероприятий Программы установлено, что в нарушение пп. 2.3 и 5.1.5 муниципальных контрактов Застройщиком нарушены сроки завершения строительства и получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, сроков передачи участнику долевого строительства жилого помещения. Так, по 610 муниципальным контрактам нарушены сроки получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на 58 дней (дата разрешения на ввод в эксплуатацию, указанная в контрактах – не позднее 30.09.2014, в актах приема-передачи жилых помещений – 28.11.2014). Также нарушены сроки передачи участникам долевого строительства жилого помещения примерно по 600 контрактам на срок от 96 и более дней (дата передачи жилого помещения по муниципальным контрактам не позднее 15.10.2014, по размещенным на официальном сайте (zakupki.gov.ru) Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» актам приема-передачи – с 20.01.2015 и позднее). По условиям муниципальных контрактов в случае нарушения предусмотренного муниципальным контрактом срока ввода объекта в эксплуатацию, Застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени) в размере 1/150 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки (п. 6.2. контракта). Аналогичные санкции применяются к Застройщику в случае нарушения срока передачи объекта долевого строительства (п. 6.3. контракта).

Сумма неустойки за каждый день просрочки на день срока передачи участнику долевого строительства объекта жилого помещения по 40 контрактам из указанных 610 составила 3 145,1 тыс. рублей.

Например:

– по 20 муниципальным контрактам на общую сумму 34 790,0 тыс. рублей сумма неустойки составила 1 836,9 тыс. рублей за 96 дней просрочки исполнения обязательств (акт приема-передачи от 20.01.2015);

– по 10 муниципальным контрактам на общую сумму 9 194,5 тыс. рублей сумма неустойки составила 525,9 тыс. рублей за 104 дня просрочки исполнения обязательств (акт приема-передачи от 28.01.2015);

– по 10 муниципальным контрактам на общую сумму 13 419,0 тыс. рублей, сумма неустойки составила 782,3 тыс. рублей за 106 дней просрочки исполнения обязательств (акт приема-передачи от 30.01.2015).

Сумма неустойки за каждый день просрочки по состоянию на день ввода объекта составляет около 23 435,8 тыс. рублей.

По информации, предоставленной заместителем главы администрации МО «Город Саратов» по градостроительству и архитектуре, все 616 муниципальных контрактов на приобретение 616 жилых помещений в рамках исполнения первого этапа Программы (2013 – 2014 годы) заключены и оплачены в полном объеме в сумме 769 903,0 тыс. рублей.

Комитетом к Застройщику в соответствии с условиями муниципальных контрактов за просрочку ввода объектов в эксплуатацию и просрочку передачи жилых помещений предъявлены претензии по 613 муниципальным контрактам на общую сумму 125 807,2 тыс. рублей, в том числе:

– от 27.01.2015 № 10-01-11-26/132 на сумму 1 283,8 тыс. рублей;

– от 11.03.2015 № 10-01-11-26/395 на сумму 75 457,3 тыс. рублей;

– от 11.03.2015 № 10-01-11-26/396 на сумму 49 066,1 тыс. рублей.

По 40 из 613 контрактов Комитетом поданы иски в Арбитражный суд Саратовской области. По состоянию на 19.10.2015 по данным искам судом не вынесены определения о принятии их к рассмотрению.

В связи с ненадлежащим исполнением Программы переселения в 2011 году и Программы переселения в 2013 – 2017 годах граждане, подлежащие переселению из аварийного жилищного фонда, а также представители правоохранительных органов соответствующих районов города Саратова в интересах указанных граждан обращаются в судебные органы с заявлениями о предоставлении по договору социального найма благоустроенных жилых помещений. В связи с отсутствием в муниципальной собственности необходимого количества жилых помещений для переселяемых граждан подавляющее число актов судебных органов остаются неисполненными. В этом случае граждане повторно обращаются в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения ранее вынесенного судебного акта и взыскании с Администрации среднерыночной стоимости благоустроенной квартиры, а также индексации присужденных денежных средств (в случае несвоевременной выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения). В результате выплаты гражданам денежных средств с учетом индексации на приобретение жилого помещения стоимость 1 кв. м жилья становится значительно выше утвержденной в установленном порядке.

Например, решением Волжского районного суда г. Саратова от 07.10.2011 по гражданскому делу по иску прокурора Заводского района г. Саратова на администрацию МО «Город Саратов» возложена обязанность предоставить М.М. на состав семьи из двух человек вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова общей площадью не менее 57,9 кв. м, состоящее из трех жилых комнат.

Определением Волжского районного суда г. Саратова от 28.11.2013 был изменен способ и порядок исполнения указанного решения Волжского районного суда путем взыскания с администрации МО «Город Саратов» в пользу М.М. стоимости предоставляемого жилого помещения в размере 2 271,0 тыс. рублей.

Так как указанное определение Волжского районного суда от 28.11.2013 об изменении способа и порядка исполнения решения суда было исполнено Администрацией только 26.01.2015, то М.М. 11.02.2015 обратилась в Волжский районный суд с заявлением об индексации присужденной ранее денежной суммы период с декабря 2013 по январь 2015 года.

В соответствии со ст. 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению взыскателя или должника суд, рассмотревший дело, может произвести индексацию взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда.

Необходимо отметить, что при вынесении решения расчет индексации производится судом в соответствии со сведениями, предоставленными Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области, характеризующими уровень инфляции по Саратовской области в соответствующем периоде просрочки платежа.

Определением Волжского районного суда от 14.04.2015 с администрации МО «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования в пользу М.М. в качестве индексации присужденной ранее денежной суммы взыскано 356,3 тыс. рублей.

Таким образом, сумма для приобретения жилого помещения взамен аварийного по состоянию на первый квартал 2015 года составила 2 627, 3 тыс. рублей из расчета 45,4 тыс. рублей за кв. м общей площади (2 627,3 тыс. рублей/57,9 кв. м = 45,4 тыс. рублей).

Расчеты средств в рамках реализации первого этапа (4 квартал 2014 года) Программы производятся в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2012 № 554 «О стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, предназначенной для определения в 2013 году размера предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, используемой при приобретении жилых помещений в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и постановлением Правительства Саратовской области от 18.04.2013 № 191-П «Об утверждении областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 – 2017 годах». При строительстве либо приобретении у застройщиков жилых помещений для переселения граждан в 4 квартале 2014 года, городу Саратову установлена цена за 1 кв. м не более 24 850,00 рублей.

Соответственно, при предоставлении М.М. жилого помещения в установленном законом порядке в соответствии с Программой (в первом этапе переселения) его стоимость ориентировочно составила бы 1 438,8 тыс. рублей, а при изменении способа и порядка исполнения решения с учетом индексации стоимость жилого помещения составила 2 627,3 тыс. рублей, что на 82,6% больше стоимости квартиры, приобретаемой по Программе.

Также следует учесть, что муниципальное образование несет дополнительные расходы по выплате денежных средств в виде судебных издержек по рассмотренным гражданским делам.

Таким образом, только по одной переселяемой семье выплата разницы между стоимостью предоставляемого (закупаемого) жилого помещения в рамках Программы и денежными средствами, выплаченными для его приобретения по вынесенным судебным актам (при изменении способа и порядка исполнения решения с учетом индексации), привело к дополнительным расходам более 1 млн. рублей за счет средств муниципальной казны при исполнении Администрацией одного и того же полномочия.

В 2015 году было рассмотрено более 60 дел об изменении способа и порядка исполнения судебного решения о предоставлении жилого помещения с учетом индексации.

В ходе проверки установлено:

1. Нарушение ст. 168 Трудового кодекса РФ Администрацией как органом местного самоуправления не разработан нормативный акт, определяющий порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам муниципальных учреждений, то есть не исполнены полномочия по изданию нормативного акта для муниципальных учреждений, что влечет к необоснованным расходам учреждений.

2. Администрацией не приняты меры по оптимизации муниципальных учреждений, в частности:

– продолжается деятельность МКУ «ГЦМ ЖКХ», дублирующего функции и задачи Учредителя (комитета по управлению имуществом города Саратова). Расходы на функционирование данного учреждения за счет средств бюджета города только на 2015 год предусмотрены в сумме 7 475,2 тыс. рублей;

– несмотря на изданные в 2010 и 2011 годах постановления, не ликвидированы 5 из 6 МУ ДЕЗ, что привело к дополнительным расходам бюджетных средств за счет муниципальной казны только по трем решениям суда на общую сумму 4 940,2 тыс. рублей.

3. Структурными подразделениями администрации МО «Город Саратов» неправомерно были переданы казенным учреждениям образования государственные полномочия по организации питания и по предоставлению субсидии частным общеобразовательным организациям, что в свою очередь повлекло необоснованное планирование бюджетных ассигнований на указанные цели в сумме 5 919,9 тыс. рублей и, как следствие, привело к финансовым нарушениям в части осуществления расходов по несоответствующим видам расходов бюджетной классификации в общей сумме 3 295,2 тыс. рублей.

4. Главному распорядителю и комитету по финансам администрации МО «Город Саратов» в установленный срок не представлялась от получателей информация о расходовании бюджетных средств резервного фонда, что противоречит требованиям п. 2.2. Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации и свидетельствует об отсутствии контроля за использованием бюджетных ассигнований резервного фонда со стороны Администрации и ее структурных подразделений.

5. Администрацией при проведении четырех закупок не соблюдались Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567, методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

6. В нарушение пп. 2 «в» п. 5 приказа Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31.03.2015 «Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 – 2016 годы» администрацией МО «Город Саратов» (заказчиком) не указаны коды ОКПД (Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности) для внутризоновой, междугородной и международной связи.

7. В нарушение п. 18 Положения о контрольно-счетной палате муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 26.04.2012 № 13-154, не выполняются в полном объеме требования контрольно-счетной палаты по предоставлению правовых актов Администрации по финансовым и имущественным вопросам.

Аудитор контрольно-счетной палаты
муниципального образования «Город Саратов»
Е.Л. Юрова