Информация о результатах проверки законности расходования бюджетных денежных средств, выделенных на реализацию мероприятий по питанию и медицинскому обслуживанию детей, в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка – детский сад № 1 «Солнечный зайчик»

В соответствии с требованием прокуратуры города Саратова от 15.02.2016 № 32.2016 на основании распоряжения контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» от 16.02.2016 № 12-01-01 и удостоверения на право проведения проверки от 16.02.2016 № 09-01-32 аудитором Юровой Е.Л. (руководитель инспекторской группы) и инспектором Горбуновым В.В. с 17.02.2016 по 09.03.2016 проведена проверка законности расходования бюджетных денежных средств, выделенных на реализацию мероприятий по питанию и медицинскому обслуживанию детей в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка – детский сад № 1 «Солнечный зайчик» г. Саратова (далее – МАДОУ «Детский сад № 1», Учреждение).

Период проверки: 2015 – 2016 годы.

Цель проверки: соблюдение законности расходования бюджетных денежных средств, выделенных на реализацию мероприятий по питанию и медицинскому обслуживанию детей.

Бухгалтерское обслуживание Учреждения осуществляется муниципальным казенным учреждением «Централизованная бухгалтерия учреждений образования города Саратова» на основании договора от 06.04.2015 № 121.

Проверка проведена с ведома заведующего МАДОУ «Детский сад № 1» С.М., и директора муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образования города Саратова» (далее – МКУ ЦБ УО г. Саратова, Централизованная бухгалтерия) М.О.

При проверке использовались: учредительные документы, приказы по Учреждению, регистры бухгалтерского учета, первичные учетные документы, договоры и контракты, нормативные и правовые документы.

МАДОУ «Детский сад № 1» является некоммерческой организацией организационно-правовая форма – муниципальное учреждение, тип Учреждения – бюджетное, тип образовательной организации – дошкольная образовательная.

В проверяемом периоде Учреждение действовало на основании Устава, в редакциях, утвержденных в 2011 и 2015 годах председателем комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» и председателем комитета по управлению имуществом города Саратова. Действующая редакция Устава зарегистрирована межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области 15.12.2015.

ДОУ № 1 было создано в структуре образовательных учреждений, подведомственных Управлению образованием приказом Управления образованием администрации г. Саратова от 22.05.1996 №156. На основании приказа комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» от 10.07.2009 № 463 Учреждение переименовано в муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 1 «Солнечный зайчик» г. Саратова. После изменения типа учреждение стало муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Центр развития ребенка – детский сад № 1 «Солнечный зайчик» г. Саратова.

Учреждение является правопреемником муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 1 «Солнечный зайчик» г. Саратова.

МАДОУ «Детский сад № 1» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1026403356770 и поставлено на учет в инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саратова с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) 6454048734 и кодом причины постановки на учет (КПП) 645401001.

Юридический адрес и фактическое месторасположение МАДОУ «Детский сад № 1»: 410028, г. Саратов, ул. Советская, 12/14.

Собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Город Саратов». Полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом Учреждения от имени муниципального образования «Город Саратов» осуществляет уполномоченный представитель собственника – комитет по управлению имуществом города Саратова.

Функции и полномочия учредителя от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» осуществляет комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов».

Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе в установленном порядке открывать лицевые счета в комитете по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», иметь круглую печать со своим полным наименованием на русском языке, штамп, бланки, эмблему, зарегистрированную в установленном законом порядке, выступать истцом и ответчиком в суде.

Учреждение свою деятельность осуществляет на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной министерством образования Саратовской области 02.10.2014 № 1582, серия 64ЛО1 № 0001227; срок действия – бессрочно.

Показатели плана финансово-хозяйственной деятельности МАДОУ «Детский сад № 1» на 2015 год утверждены 21.12.2014 по поступлениям (доходам) в сумме 7 332,0 тыс. рублей и выплатам (расходам), с учетом остатка средств на начало года в сумме 7 597,8 тыс. рублей, из них:

– на приобретение продуктов питания – в сумме 1 010,8 тыс. рублей (в том числе за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания – 47,2 тыс. рублей);

– на приобретение медикаментов – в сумме 0,2 тыс. рублей (расходы за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания не предусмотрены).

В течение 2015 года в показатели плана финансово-хозяйственной деятельности неоднократно вносились изменения, в результате по состоянию на 25.12.2015 показатели плана финансово-хозяйственной деятельности в части выплат (расходов), с учетом остатка средств на начало года составили 8 295,7 тыс. рублей, из них:

– на приобретение продуктов питания – в сумме 1 076,9 тыс. рублей (в том числе за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания – 47,2 тыс. рублей);

– на приобретение медикаментов – в сумме 5,4 тыс. рублей (в том числе за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания – 5,2 тыс. рублей).

Согласно «Отчету об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности» (форма 0503737), по состоянию на 01.01.2016 исполнение в части поступлений (доходов) составило 8 001,9 тыс. рублей, или 99,6% плановых значений, в части расходов составило – 7 902,2 тыс. рублей, или 95,3 % плановых значений, из них:

– на приобретение продуктов питания – в сумме 1 076,9 тыс. рублей, или 100% плановых значений (в том числе за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания – 47,2 тыс. рублей);

– на приобретение медикаментов – в сумме 5,4 тыс. рублей, или 100% плановых значений (в том числе за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания – 5,2 тыс. рублей).

Показатели плана финансово-хозяйственной деятельности МАДОУ «Детский сад № 1» на 2016 год утверждены 16.01.2016 по поступлениям (доходам) в сумме 8 271,2 тыс. рублей и выплатам (расходам), с учетом остатка средств на начало года в сумме 8 602,0 тыс. рублей, из них:

– на приобретение продуктов питания – в сумме 975,2 тыс. рублей (в том числе за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания – 49,6 тыс. рублей);

– на приобретение медикаментов – в сумме 0,5 тыс. рублей (расходы за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания не предусмотрены).

Кассовое исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности за январь 2016 года составило:

– по поступлениям (доходам) – 376,1 тыс. рублей;

– по расходам – 129,1 тыс. рублей, из них расходы на приобретение продуктов питания и медикаментов не производились.

Согласно Уставу, предметом деятельности Учреждения является реализация основной образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности.

Основными видами деятельности Учреждения являются:

– реализация основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования, включенной в реестр примерных основных образовательных программ;

– реализация дополнительных общеразвивающих программ и оказание дополнительных образовательных услуг в пределах определяющей его статус образовательной программы;

– проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий с воспитанниками, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья, оказание доврачебной помощи в соответствии с лицензией на право осуществления медицинской деятельности (сестринское дело в педиатрии).

В соответствии с Уставом в дошкольные группы МАДОУ «Детский сад № 1» принимаются дети в возрасте от 2 до 7 лет.

Уставом МАДОУ «Детский сад № 1» предусмотрено, что медицинское обслуживание детей в Учреждении обеспечивают:

– медицинский персонал учреждения здравоохранения на договорной основе в части оказания воспитанникам Учреждения первичной медико-санитарной помощи, прохождения ими периодических медицинских осмотров и диспансеризации, в соответствии с действующим законодательством, который наряду с администрацией Учреждения несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и обеспечение качества питания;

– штатный медицинский персонал Учреждения, который наряду с администрацией, несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.

Учреждение в обязательном порядке предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников учреждения здравоохранения, осуществляет контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей.

Необходимо отметить, что согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ), образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Частью 3 ст. 41 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

В соответствии с положениями пп. «б» п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.11.2010 № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с 01.01.2012 полномочия по организации оказания любого вида медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации (Саратовской области) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (министерству здравоохранения Саратовской области).

Законом Саратовской области от 12.12.2011 № 188-ЗСО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области» полномочия по организации оказания медицинской помощи были переданы муниципальному образованию «Город Саратов». В связи со вступлением в силу Закона Саратовской области от 28.11.2013 №223-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области» срок действия данных полномочий истек 1 января 2015 года.

Проверкой установлено, что штатным расписанием МАДОУ «Детский сад № 1» по состоянию на 01.01.2015 предусмотрена 1,0 ставка по должности старшей медицинской сестры.

Данная должность занята работником на основании трудового договора по основной должности. В ходе проверки были представлены документы, подтверждающие наличие образования и сертификацию работника.

В соответствии с п. 5 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 23.07.2010 № 541н, должностное наименование «старший» устанавливается при условии, если специалист осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.

Согласно должностной инструкции по должности старшей медицинской сестры, в Учреждении старшая медицинская сестра руководство подчиненными исполнителями не осуществляет.

Таким образом, в Учреждении отсутствуют основания для введения в штат должности старшей медицинской сестры. Указанный факт привел:

  • к необоснованному планированию средств на оплату труда медицинского работника в общей сумме 269,1 тыс. рублей, в том числе:

– на 2015 год – 141,6 тыс. рублей;

– на 2016 год – 127,5 тыс. рублей.

  • к необоснованному расходованию средств на оплату труда медицинского работника в общей сумме 81,5 тыс. рублей, в том числе:

– в 2015 году – 66,9 тыс. рублей;

– в январе 2016 года – 14,6 тыс. рублей.

Медицинское обслуживание детей реализуется МАДОУ «Детский сад № 1» на основании лицензии на право осуществления медицинской деятельности, выданной министерством здравоохранения Саратовской области 30.07.2012 №ЛО-64-01-001454, серия ЛО-64 0000413, срок действия – бессрочно.

По данным Учреждения медицинские сотрудники и работники пищеблока в полном объеме обеспечены форменной одеждой – халатами и головными уборами.

В соответствии с п. 385 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, учет специальной одежды и иного имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, осуществляется на счете забалансового учета № 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)».

Согласно данным годовой бухгалтерской отчетности за 2015 год, материальные ценности на забалансовом счете 27 по состоянию на начало и конец отчетного периода отсутствовали.

Таким образом, в нарушение п. 385 Инструкции № 157н Учреждением не осуществляется учет специальной одежды, выданной работникам для выполнения должностных обязанностей, что свидетельствует о недостоверности бухгалтерской отчетности в части отражения показателей в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах по состоянию на 01.01.2016 к Балансу по счету 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)».

Согласно Уставу, организация питания возложена на Учреждение. В МАДОУ «Детский сад № 1» установлено четырехразовое питание. Учреждение обеспечивает сбалансированное питание детей, необходимое для нормального роста и развития с учётом режима работы Учреждения.

Контроль за качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на медицинский персонал Учреждения.

Питание детей в Учреждении осуществляется:

– с учетом суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях, рекомендуемых действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

– в соответствии с примерным десятидневным меню, утвержденным заведующим Учреждением.

Примерное десятидневное меню в Учреждении составлено в соответствии с требованиями п. 15.5 Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13).

В Учреждении меню-требования составляются на основании примерного десятидневного меню, утвержденного заведующим.

При выборочной проверке установлено, что закладка блюд по меню-требованиям и списание продуктов питания в январе и декабре 2015 года осуществлялись в соответствии с технологическими картами блюд.

В нарушение Приложения № 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 15 декабря 2010 года № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» и Приложения № 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 года № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» при списании продуктов питания в меню-требованиях отсутствуют: плановая стоимость одного дня, фактическая стоимость, персонал (количество человек), количество порций всего, в том числе по категориям – сотрудники, ясли, сад, школа.

В соответствии с данными бухгалтерского учета Учреждения поступление и расходование продуктов питания, приобретенных за счет средств, поступающих из различных источников финансирования, составило:

тыс. рублей

ЦРР-ДС1

В проверяемом периоде средняя стоимость питания одного воспитанника в день составляла:

– в 2015 году – 123,68 рублей;

– в 2016 году – 129,91 рублей.

В Учреждении приказом от 30.12.2013 № 120 утверждено Положение об организации питания обучающихся муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 1 «Солнечный зайчик» г. Саратова (далее – Положение).

Пунктом 4.9 Положения предусмотрено, что «ежедневно, старшей медицинской сестрой Учреждения ведется учет обучающихся с занесением данных в «Табель учета посещаемости детей» (ф. 504608)». Кроме того, п. 6.11 установлено, что число детодней по табелям посещаемости может не соответствовать числу обучающихся, поставленных на питание в меню-требовании.

При сравнении количества обучающихся, указанного в табеле учета посещаемости детей, с численностью детей поставленных на питание и отраженной в меню-требовании, за январь и декабрь 2015 года несоответствий не установлено.

В ходе контрольного мероприятия установлено несоответствие норм питания воспитанников Учреждения рекомендуемым суточным наборам продуктов для организации питания в детских дошкольных организациях, предусмотренных Приложением 10 к СанПиН 2.4.1.3049-13. Проверка осуществлена путем сопоставления количества фактически потребленных видов продуктов питания в четвертом квартале 2015 года и в январе 2016 года с рекомендованными нормами.

В результате установлен перерасход продуктов на общую сумму 9,7 тыс. рублей, в том числе:

– в четвертом квартале 2015 года – 8,5 тыс. рублей;

– в январе 2016 года – 1,2 тыс. рублей.

Перерасход в размере больше 10 % от общего объема расходов продуктов питания, предусмотренных по норме, сложился по следующим наименованиям продуктов питания: сухофрукты, хлеб пшеничный.

Вместе с тем установлены факты занижения норм обеспечения питанием на общую сумму 17,3 тыс. рублей, в том числе:

– в четвертом квартале 2015 года – 12,0 тыс. рублей;

– в январе 2016 года – 5,3 тыс. рублей.

Недорасход продуктов питания в размере больше 10 % от общего объема расходов, предусмотренных по норме, сложился по следующим наименованиям: овощи и зелень, хлеб ржаной, макаронные изделия, мука пшеничная.

Согласно пояснительной заведующего Учреждением С.М., отклонение от норм питания:

– по овощам и зелени в 2015-2016 годах сложилось в связи с отсутствием холодного цеха для приготовления салатов;

– по хлебу ржаному в 2015-2016 годах было восполнено увеличением нормы хлеба пшеничного;

– по макаронным изделиям в 2015-2016 годах сложилось в связи с тем, что включение макаронных изделий влечет за собой снижение норм употребления овощей.

Сотрудники Учреждения в 2015-2016 годах питанием не обеспечивались.

В ходе проверки установлено:

1. Нарушение Приложения № 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 15 декабря 2010 года № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» и Приложения № 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 года № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» в части отсутствия в первичных учетных документах – меню-требованиях – обязательных реквизитов, обосновывающих списание продуктов питания, в частности: плановой стоимости одного дня и фактической стоимости, персонала (количества человек), количества порций всего, в том числе по категориям – сотрудники, ясли, сад.

2. Несоблюдение положений п. 5 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 23.07.2010 № 541н, в части введения в штат должности старшей медицинской сестры при отсутствии подчиненных ей исполнителей, повлекшее:

  • необоснованное планирование средств на оплату труда медицинского работника в общей сумме 269,1 тыс. рублей, в том числе:

– на 2015 год – 141,6 тыс. рублей;

– на 2016 год – 127,5 тыс. рублей.

  • необоснованное расходование средств на оплату труда медицинского работника в общей сумме 81,5 тыс. рублей, в том числе:

– в 2015 году – 66,9 тыс. рублей;

– в январе 2016 года – 14,6 тыс. рублей.

3. Нарушение п. 385 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, в части отсутствия учета специальной одежды, выданной работникам для выполнения должностных обязанностей, что свидетельствует о недостоверности бухгалтерской отчетности при отражении показателей в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах по состоянию на 01.01.2016 к Балансу по счету 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)».

4. В результате сопоставления количества фактически потребленных видов продуктов питания в четвертом квартале 2015 года и в январе 2016 года с количеством рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания в детских дошкольных организациях, предусмотренных Приложением 10 к СанПиН 2.4.1.3049-13 установлены:

– перерасход продуктов (сухофруктов, хлеба пшеничного) на общую сумму 9,7 тыс. рублей, в том числе в четвертом квартале 2015 года – 8,5 тыс. рублей, в январе 2016 года – 1,2 тыс. рублей;

– занижение норм обеспечения питанием (по овощам и зелени, макаронным изделиям, муке пшеничной, хлебу ржаному) на общую сумму 17,3 тыс. рублей, в том числе в четвертом квартале 2015 года – 12,0 тыс. рублей, в январе 2016 года – 5,3 тыс. рублей.

Аудитор контрольно-счетной палаты
муниципального образования «Город Саратов»
Е.Л. Юрова