Отчет о деятельности контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» за 2015 год

Настоящий отчет о деятельности контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» (далее – Палата, контрольно-счетная палата) подготовлен в соответствии с пунктом 22 Положения о контрольно-счетной палате муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 26.04.2012 №13-154, с учетом требований Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Бюджетного кодекса Российской Федерации, правовых актов муниципального образования «Город Саратов». В отчете представлены основные итоги деятельности контрольно-счетной палаты по реализации задач, возложенных на контрольно-счетные органы.

За отчетный период должностные лица контрольно-счётной палаты присутствовали на 12 заседаниях Саратовской городской Думы и на 65 заседаниях ее постоянных комиссий, принимали участие в совещаниях при главе администрации муниципального образования «Город Саратов», заседаниях рабочих групп, создаваемых в Саратовской городской Думе и администрации города для рассмотрения вопросов, связанных с формированием и использованием средств муниципального образования «Город Саратов», управлением и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Должностные лица контрольно-счетной палаты участвовали в работе межведомственной комиссии по разработке проекта бюджета муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год, присутствовали на публичных слушаниях по отчету об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов» за 2014 год и по проекту бюджета муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год.

Вопросы планирования и организации работы контрольно-счетной палаты в 2015 году, уточнения регулирующего ее деятельность регламента, а также систематизации результатов аудита в сфере закупок рассматривались на заседаниях Коллегии контрольно-счетной палаты.

Как и в предыдущие годы, в 2015 году контрольно-счетная палата взаимодействовала со Счетной палатой Саратовской области, контрольно-счетными органами муниципальных образований области и других субъектов Российской Федерации, принимала участие в работе и заседаниях Совета контрольно-счетных органов Саратовской области. В целях противодействия коррупции и в рамках заключенного с прокуратурой города соглашения об организации взаимодействия и сотрудничества материалы по результатам всех контрольных мероприятий направлялись контрольно-счетной палатой в прокуратуру города. В этих же целях в 2016 году соглашение о взаимодействии и сотрудничестве с Управлением Министерства внутренних дел России по городу Саратову было дополнено положением о проведении совместных проверок. Кроме того, специалисты контрольно-счетной палаты принимали участие в проверках соблюдения действующего законодательства при использовании бюджетных средств и законодательства о закупках, проводимых прокуратурой города Саратова и прокуратурой Волжского района г. Саратова, в соответствии с требованиями указанных органов.

Повышенное внимание уделялось информационной открытости, доступности результатов деятельности органа внешнего муниципального финансового контроля. В 2015 году работа контрольно-счетной палаты отражена в 82 новостных сообщениях, размещенных на официальном сайте Палаты, и в 31 публикации в официальном издании – общественно-политической газете «Саратовская панорама». Принятое в 2013 году решение о размещении на официальном сайте информации о результатах всех контрольных мероприятий, публикации отчетов об экспертно-аналитической работе сделало сайт контрольно-счетной палаты чрезвычайно востребованным коллегами из контрольно-счетных органов муниципальных образований области и других регионов Российской Федерации, работниками проверяемых организаций. Посещаемость сайта контрольно-счетной палаты с момента его создания в 2013 году увеличилась в 2,7 раза, в 2015 году ежемесячно фиксировалось в среднем более 14 тыс. посещений сайта.

Информация о результатах проведенных контрольных мероприятий, экспертные заключения по отчетам об исполнении бюджета города представлялись в Саратовскую городскую Думу и администрацию муниципального образования «Город Саратов».

Постоянное совершенствование знаний, умений и навыков сотрудников контрольно-счетной палаты, повышение их квалификации является залогом эффективности муниципального внешнего финансового контроля. В 2015 году сотрудники контрольно-счетной палаты участвовали в семинарах, вебинарах по вопросам государственных (муниципальных) закупок, ведения учета и формирования отчетности казенных учреждений, 6 сотрудников прошли обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам, в их числе «Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд», «Закупка товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В 2015 году деятельность Палаты осуществлялась в соответствии с планом, утвержденным распоряжением контрольно-счетной палаты от 22.12.2014 № 76-01-01 (с учётом изменений), основу которого составили контрольно-ревизионные, экспертно-аналитические мероприятия, аудит в сфере закупок, а также мероприятия последующего контроля. Все предусмотренные планом работы мероприятия выполнены в полном объеме.

Контрольно-ревизионная деятельность.

В отчетном периоде в рамках контрольно-ревизионной деятельности проведены проверки 32 юридических лиц, в их числе:

– администрация муниципального образования «Город Саратов»;

– 10 структурных подразделений администрации муниципального образования «Город Саратов»;

– 18 муниципальных учреждений;

– 3 муниципальных унитарных предприятия.

Основная часть контрольных мероприятий в 2015 году была сосредоточена на проверках финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений, предприятий, администрации муниципального образования «Город Саратов» и ее структурных подразделений. В ходе таких проверок были установлены многочисленные нарушения в учете имущества, отсутствие контроля за сохранностью муниципальной собственности, искажение и недостоверность финансовой отчетности, необоснованные расходы, неэффективное использование средств и др.

Только в муниципальном казенном учреждении «Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства» сумма нарушений составила 676,7 млн. рублей, из них нарушения в учете имущества – 611,6 млн. рублей. На забалансовых счетах учреждения не отражалось переданное в безвозмездное и возмездное пользование имущество (по состоянию на 01.01.2015 – в сумме 582,7 млн. рублей), выявлена недостача 27 единиц основных средств (2 экскаватора, 4 трактора, автомонтажная вышка, автомобили ГАЗ, ЗИЛ и т.д.) балансовой стоимостью 5,1 млн. рублей, а 438 единиц основных средств и объектов муниципальной казны на общую сумму 64,1 млн. рублей были переданы по договорам в безвозмездное пользование и в аренду 28 ликвидированным или находящимся в стадии ликвидации предприятиям (учреждениям). При этом имущество возвращено не было, работа по выявлению его фактического местонахождения и обратной передаче не проводилась. Контрольно-счетная палата еще в 2014 году в своих заключениях рекомендовала администрации муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть вопрос целесообразности функционирования муниципального казенного учреждения «Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства» ввиду несоответствия его основных функций действующему законодательству, а также частичной их реализации в рамках ведомственных целевых программ.

На забалансовых счетах муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный центр «Дубки» не отражался земельный участок площадью 165,2 тыс. кв. м кадастровой стоимостью 92,6 млн. рублей.

В учете муниципального унитарного предприятия «Саратовское городское капитальное строительство и комплектация» по состоянию на 01.01.2015 отсутствовали 53 объекта недвижимости, переданные предприятию комитетом по управлению имуществом г. Саратова в соответствии с соглашением с о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, в ходе проверки установлена недостача объекта недвижимости площадью 463,3 кв. м стоимостью 12,1 млн. рублей, числящегося на балансе предприятия.

Муниципальным унитарным производственным предприятием «Саратовгорэлектротранс» в отсутствие согласия собственника имущества и приказов директора предприятия осуществлялось списание основных средств (здание столовой, очистные сооружения, внеплощадочные сети теплотрассы, трамвайные пути и др.) всего на сумму 5,4 млн. рублей.

Муниципальными унитарными предприятиями по-прежнему заключались заведомо убыточные сделки (размер арендной платы за транспортное средство устанавливался ниже суммы его амортизации в месяц), на расходы относилась стоимость основных средств, принимались к учету документально неподтвержденные расходы, что приводило к ухудшению финансовых показателей деятельности предприятия (убыткам) и, соответственно, снижению перечисляемых в бюджет платежей.

В 2015 году более чем в 2 раза увеличился охват муниципальных организаций аудитом в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Аудит в сфере закупок был проведен в 14 муниципальных учреждениях, в администрации муниципального образования «Город Саратов» и 6 ее структурных подразделениях. Проверено 1 472 муниципальных контракта на общую сумму 876,3 млн. рублей. Выявлено 312 нарушений при осуществлении закупок товаров, работ и услуг в 169 муниципальных контрактах на общую сумму 8,3 млн. рублей. Бóльшая часть нарушений связана с ограничением конкуренции при осуществлении закупок, превышением предельного объема закупок у единого поставщика, увеличением стоимости заключенных контрактов (договоров) более чем на 10%, нарушением порядка ведения планов-графиков и оформления документации о закупках и заключенных контрактах, неразмещением (несвоевременным размещением) документации о закупке, экспертиз результатов и отчета о результатах в сети Интернет и др. Обобщенные результаты деятельности контрольно-счетной палаты по аудиту в сфере закупок за 2015 год, включая предложения, направленные на устранение выявленных нарушений, предупреждение их в будущем, на совершенствование ведомственного контроля в сфере закупок, размещены на официальном портале zakupki.gov.ru и официальном сайте контрольно-счетной палаты.

Контрольными мероприятиями в 2015 году была охвачена и часть программных расходов бюджета муниципального образования «Город Саратов». Проведены проверки эффективности и правомерности расходования бюджетных ассигнований четырех ведомственных целевых программ. Еще шесть ведомственных целевых программ и одна муниципальная программа были проверены в рамках комплексных контрольных мероприятий.

Формирование отдельных программ осуществлялось при отсутствии документального обоснования потребности в тех или иных мероприятиях и четкой взаимосвязи между бюджетными ассигнованиями и результатами программы, что создавало условия для неэффективных расходов. Например, для приобретения мобильного измельчителя стоимостью 15 000,0 тыс. рублей, использование которого в производственной деятельности муниципального предприятия невозможно по причине отсутствия полигона. Отсутствовал контроль со стороны заказчиков и исполнителей программ за сроками и качеством выполнения работ (услуг). При исполнении администрациями районов программ по благоустройству сумма принятых с нарушениями работ достигала 10% от общего объема финансирования программных мероприятий, при ремонте автомобильных дорог принимались и оплачивались работы, проведенные в условиях низких температур.

В связи с изменениями действующего законодательства в части обязательств собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать взнос на проведение капитального ремонта общего имущества дома с 1 октября 2014 года контрольно-счетной палатой в 2015 году проведены проверки правильности и обоснованности перечисления ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за жилые и нежилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования «Город Саратов», во всех администрациях районов города. Совокупная сумма выявленных нарушений составила 396,1 млн. рублей. Проверки показали отсутствие в администрациях районов города четкой и достоверной информации о количестве и площади объектов муниципального жилищного фонда, данные реестров объектов муниципального жилищного фонда администраций не соответствовали данным договоров социального найма, допускалось необоснованное начисление и оплата взносов на капитальный ремонт, не в полной мере осуществлялись бюджетные полномочия в части начисления, учета и контроля за правильностью и полнотой исчисления платежей в бюджет. Следствием таких нарушений стало завышение потребности и бюджетных ассигнований для уплаты взносов на капитальный ремонт в 2014-2015 годах и недоначисление и, соответственно, недопоступление в бюджет города платы за наем муниципальных помещений.

Общий объем выявленных в 2015 году финансовых нарушений в стоимостном выражении составил 2 631,9 млн. рублей, в том числе:

– нецелевое использование бюджетных средств – 0,1 млн. рублей;

– нарушения в учете муниципального имущества – 1 234,9 млн. рублей (46,9%);

– искажение и недостоверность финансовой отчетности – 979,7 млн. рублей (37,2%);

– необоснованные и документально неподтвержденные доходы и расходы – 77,7 млн.рублей (3,0%);

– недостачи и излишки – 79,7 млн. рублей (3,0%), из них недостачи – 76,3 млн. рублей;

– нарушения при предоставлении и расходовании субсидий – 11,9 млн. рублей (0,5%), из них субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг – 5,1 млн. рублей;

– заключение крупных сделок без согласования с учредителем, а также распоряжение имуществом без согласования с собственником, наблюдательным советом – 39,2 млн. рублей (1,5%);

– упущенная выгода – 53,8 млн. рублей (2,0%);

– недополученные доходы бюджета – 36,6 млн. рублей (1,4%);

– прочие нарушения – 118,3 млн. рублей (4,5%).

В сравнении с 2014 годом общая сумма выявленных нарушений практически не изменилась (для сравнения: объем выявленных нарушений в 2014 году составил 2 643,7 млн. рублей). Как и в предыдущем году преобладающими остаются нарушения в учете муниципального имущества и недостоверность, искажение финансовой отчетности. Обращает внимание значительное увеличение объема выявленных в ходе проверок недостач (с 2,6 млн. рублей в 2014 году до 76,3 млн.рублей в 2015 году), а также сумм недополученных доходов бюджета и упущенной выгоды, что в условиях снижения доходной части бюджета является недопустимым.

По итогам контрольных мероприятий 2015 года в адрес проверяемых организаций направлено 35 представлений об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и недостатков.

Экспертно-аналитическая деятельность.

Экспертно-аналитическая деятельность Палаты была направлена на проведение финансово-экономических экспертиз проектов муниципальных правовых актов, затрагивающих вопросы формирования и исполнения местного бюджета, а также вопросы управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Город Саратов», проведение экспертиз муниципальных программ, годовой и квартальной отчетности об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов».

В отчетном периоде проведено 62 экспертизы, итогом которых стало не только изложение замечаний по рассмотренным документам, но и формирование 93 предложений, направленных на совершенствование муниципальных правовых актов, формируемой бюджетной отчетности, бюджетного процесса. Только по итогам внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов» за 2014 год и квартальной отчетности за 2015 год контрольно-счетной палатой внесено 27 предложений по повышению эффективности использования бюджетных средств и имущества, находящегося в муниципальной собственности, изыскания резервов дополнительных доходов, сокращению дефицита бюджета, еще 25 предложений направлено в администрацию города по проектам решений Саратовской городской Думы о внесении изменений в бюджет 2015 года и 11 – по проекту бюджета на 2016 год. Заключения по итогам проведенных экспертиз направлены главе муниципального образования «Город Саратов», в администрацию города, другим субъектам правотворческой инициативы.

В рамках предварительного контроля проведены экспертизы одной утвержденной муниципальной программы и 56 проектов решений Саратовской городской Думы, включая 10 проектов решений о внесении изменений в бюджет муниципального образования «Город Саратов» на 2015 год, проект решения о бюджете города на 2016 год и 7 проектов решений по вопросам распоряжения муниципальным имуществом.

При последующем контроле за исполнением бюджета муниципального образования «Город Саратов» проведены внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов» за 2014 год, экспертизы отчетов об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов» за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2015 года и отчета о результатах приватизации муниципального имущества муниципального образования «Город Саратов» за 2014 год.

В ходе внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов» осуществлена камеральная проверка годовой отчётности об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов», подготовленной комитетом по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», бюджетной отчетности 22 главных администраторов бюджетных средств и контрольные мероприятия с выходом на место в:

– в администрацию муниципального образования «Город Саратов»;

– в комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов».

По итогам контрольных мероприятий администрацией города и ее структурными подразделениями были устранены несоответствия между показателями форм годовой отчетности. В то же время, в 2015 году, как и в предыдущие годы, актуальными оставались вопросы повышения качества администрирования неналоговых доходов бюджета города, сокращения дебиторской задолженности по неналоговым доходам, администрируемым комитетом по имуществу города Саратова и администрациями районов города, обеспечения внутреннего контроля за расходованием бюджетных средств муниципальными предприятиями и учреждениями.

В заключениях контрольно-счетной палаты по результатам экспертизы квартальных отчетов указывалось на необходимость принятия мер по своевременному и полному начислению платы за наем муниципальных жилых помещений и ее перечислению в бюджет города; по сокращению дебиторской задолженности по неналоговым доходам в бюджет, по недопущению роста кредиторской задолженности, а также по соблюдению ограничений предельного размера дефицита бюджета, предельного объема муниципальных заимствований и муниципального долга. Важность и своевременность данных предложений и замечаний подтверждена результатами контрольных мероприятий, аудита в сфере закупок, характером и объемами выявленных в 2015 году нарушений.

Замечания и предложения контрольно-счетной палаты по бóльшей части проектов решений были учтены администрацией муниципального образования «Город Саратов» до их внесения в Саратовскую городскую Думу, по отдельным проектам решений – в процессе их доработки в комиссиях и рабочих группах Саратовской городской Думы. Это позволило не только сократить количество возможных нарушений, но и обеспечить эффективность использования бюджетных средств, начиная со стадии планирования и заканчивая конечным результатом.

Экономическую эффективность деятельности муниципального органа внешнего финансового контроля можно оценить следующими результатами:

  • Стоимость неотраженного в бухгалтерском учете муниципального имущества, земельных участков, в том числе переданных в аренду и безвозмездное пользование, выявленная Палатой, составила 1 075,9 млн. рублей. По итогам проверок уже исправлено таких нарушений на 747,8 млн. рублей, или 69,5%.
  • Доля необоснованных расходов в общем объеме нарушений снизилась с 7,2% в 2014 году до 3,0% в 2015 году, доля нарушений, связанных с необоснованным выделением и расходованием субсидий – соответственно с 2,1% до 0,5%.
  • Выявлены муниципальные помещения, составляющие порядка 13% от общей площади муниципального жилищного фонда, по которым не начислялась и, соответственно, не поступала в бюджет муниципального образования «Город Саратов» плата за наем.

В 2016 году деятельность контрольно-счетной палаты как органа внешнего муниципального финансового контроля традиционно будет ориентирована на проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений и предприятий, органов местного самоуправления и их структурных подразделений, проверок законности и результативности использования средств, экспертно-аналитические мероприятия. Проведение аудита в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено в 21 муниципальном учреждении и структурном подразделении администрации муниципального образования «Город Саратов», или 70% от общего количества организаций, в которых запланированы контрольные мероприятия в 2016 году.

Учитывая многочисленные нарушения в учете муниципального имущества, выявляемые контрольно-счетной палатой, несоответствие сводного реестра имущественной части муниципальной казны реестрам держателей казны, а также снижение неналоговых поступлений по доходам, администрируемым комитетом по управлению имуществом города Саратова, в план работы контрольно-счетной палаты на 2016 год включена проверка порядка ведения реестра муниципального имущества казны, полноты и своевременности поступлений в бюджет города доходов от предоставления в аренду нежилых помещений, приватизации муниципального имущества, от продажи и сдачи в аренду земельных участков за 2015-2016 годы.

Как и в предыдущие годы, одной из значимых задач деятельности контрольно-счетной палаты остается обеспечение результативности контроля. В 2016 году контрольные мероприятия за устранением нарушений, выявленных при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности, запланированы в 5 организациях.

И.о. председателя
контрольно-счетной палаты
муниципального образования «Город Саратов»
Т.А. Антонова