Отчет об экспертно-аналитической работе контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» за IV квартал 2016 года

В IV квартале 2016 года контрольно-счетной палатой муниципального образования «Город Саратов» (далее – контрольно-счетная палата, КСП) проведены экспертизы отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов» за 9 месяцев 2016 года, трех муниципальных программ, а также были подготовлены экспертные заключения на 24 проекта решений Саратовской городской Думы.

Замечания и предложения, относящиеся к компетенции контрольно-счетной палаты, отсутствовали по 6 проектам решений Саратовской городской Думы, в их числе:

– «Об утверждении Перечня имущества, предлагаемого к безвозмездной передаче из собственности муниципального образования «Город Саратов» в государственную собственность Саратовской области»;

– «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 19.06.2003 № 35-304 «О Положении о приватизации муниципального имущества города Саратова»;

– «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 26.04.2012 № 13-154 «О контрольно-счетной палате муниципального образования «Город Саратов»;

– «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 19.07.2007 №19-172 «О Положении о комитете по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов».

По остальным документам контрольно-счетной палатой были внесены замечания, предложения и рекомендации.

В отчетном периоде контрольно-счетной палатой проведена экспертиза отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов» за 9 месяцев 2016 года. По результатам экспертизы администрации муниципального образования «Город Саратов» предложено принять меры по приведению расходов бюджета в соответствие с прогнозируемым поступлением доходов в целях исполнения в 4 квартале года всех принятых бюджетных обязательств и недопущения роста кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2017, а также обеспечить соблюдение по итогам 2016 года ограничений предельного размера дефицита бюджета, предельного объема муниципальных заимствований и муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и статьей 7 Федерального закона от 09.04.2009 № 58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Кроме того, было указано на необходимость продолжения работы по сокращению дебиторской задолженности по неналоговым доходам до конца 2016 года, обеспечения своевременного целевого расходования предоставленных межбюджетных трансфертов а также неукоснительного соблюдения требований статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации при выделении средств из резервного фонда администрации муниципального образования «Город Саратов».

В IV квартале 2016 года контрольно-счетной палатой были рассмотрены четыре проекта решений Саратовской городской Думы «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 17.12.2015 № 54-587 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год». По итогам работы над проектами внимание администрации муниципального образования «Город Саратов» было обращено на необходимость:

– своевременной оплаты обязательств муниципальными учреждениями (в том числе коммунальных услуг, налогов), что позволит исключить рост расходов бюджета на оплату штрафов, неустоек и других платежей, связанных с судебными издержками;

– соблюдения требований статей 65, 78.2 и 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 13.03.2014 №622 «Об утверждении Порядка принятия решения о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление за счет субсидий из бюджета муниципального образования «Город Саратов» капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности, приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность и предоставления указанных субсидий»;

– приведения планируемых доходов по отдельным источникам в соответствие с прогнозом поступления доходов в бюджет города на IV квартал 2016 года;

– обоснования сумм увеличения субсидий юридическим лицам;

– обеспечения достаточности расходов бюджета на обслуживание долговых обязательств.

Кроме того, администрации муниципального образования «Город Саратов» было рекомендовано дополнительно рассмотреть вопросы:

– сокращения неэффективных расходов;

– оптимизации случаев выделения субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг) по их количеству и суммам, в том числе в связи с изменением полномочий органов местного самоуправления в части деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

– целесообразности выделения дополнительных расходов бюджета города по софинансированию государственных полномочий Саратовской области.

По итогам экспертизы проекта решения Саратовской городской Думы «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2017 год» был сделан вывод о соответствии сроков внесения проекта решения о бюджете города в Саратовскую городскую Думу, предельном размере муниципального долга и расходах на его обслуживание нормам Бюджетного кодекса РФ и муниципальным правовым актам, а также даны следующие рекомендации:

1. До утверждения проекта решения Саратовской городской Думы «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2017 год» представить в Саратовскую городскую Думу уточненные параметры проекта бюджета муниципального образования «Город Саратов» на 2017 год с учетом:

– сумм межбюджетных трансфертов, определенных муниципальному образованию «Город Саратов» Законом Саратовской области «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»;

– изменений федерального и областного законодательства.

2. Обеспечить соблюдение требований статьей 65, 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части соответствия расходных и бюджетных обязательств по муниципальным программам и ведомственным целевым программам.

3. Рассмотреть вопросы:

– целесообразности выделения дополнительных расходов бюджета города на софинансирование государственных полномочий Саратовской области в указанных в проекте решения суммах;

– оптимизации случаев выделения субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг) в проекте бюджета 2017 года по их количеству и суммам;

– целесообразности выделения из бюджета муниципального образования «Город Саратов» субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат на обеспечение бесперебойного функционирования объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, в том числе в части предупреждения ситуаций прекращения или ограничения подачи энергоресурсов к таким объектам.

4. Обеспечить при формировании расходов бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям соблюдение единого подхода и условий, определенных в Основных направлениях бюджетной политики и основных направлениях налоговой политики муниципального образования «Город Саратов» на 2017 год в части роста таких расходов по отношению к уровню бюджета 2016 года.

5. Обеспечить ведение реестра расходных обязательств в соответствии с постановлением главы администрации г. Саратова от 31.12.2008 №1489 «О порядке ведения реестра расходных обязательств города Саратова» в части указания действующих правовых актов, объективно определяющих финансовое обеспечение и порядок расходования средств.

6. В целях сохранения финансовой устойчивости бюджета муниципального образования «Город Саратов» в 2017 году принять меры по сдерживанию роста муниципального долга, сокращению стоимости его обслуживания, недопущению роста штатной численности муниципальных учреждений и органов местного самоуправления и, соответственно, расходов на их содержание, сокращению дебиторской задолженности по неналоговым доходам бюджета.

В экспертном заключении на проект решения Саратовской городской Думы «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 27.03.2008 года № 26-271 «О Положении о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Саратов» было предложено уточнить порядок направления муниципальных программ на экспертизу в контрольно-счетную палату. Помимо этого, внимание разработчиков обращалось на необходимость в связи с переходом к трехлетнему планированию формировать отдельные приложения к решению о бюджете (например, перечень объектов капитальных вложений) на очередной год и плановый период.

В отчетном периоде контрольно-счетная палата рассмотрела два проекта Саратовской городской Думы, касающихся стратегического планирования и развития муниципального образования «Город Саратов». Заключения на оба проекта содержат ряд замечаний, в том числе о необходимости их доработки с учетом норм Федерального закона от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Бюджетного кодекса РФ.

В заключении на проект решения Саратовской городской Думы «О Прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества муниципального образования «Город Саратов» на 2017 год» указывалось на невозможность оценки прогнозируемого дополнительного поступления доходов в бюджет города от приватизации в 2017 году сверх предлагаемого данным проектом решения ввиду отсутствия в сопроводительных документах информации об объектах, планируемых к дополнительному включению в Программу, в том числе об объектах, не реализованных в рамках Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год (количестве, местонахождении и иных характеристиках данного имущества).

Проект решения Саратовской городской Думы «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-288 «О Положении о ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Саратове» было предложено доработать уточнив сроки вступления в силу отдельных его положений.

Также контрольно-счетная палата рекомендовала уточнить норму проекта решения Саратовской городской Думы «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 №27-287 «О Положении о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Саратове» в части включения в состав периодов работы, засчитываемых в стаж муниципальной службы, работу на должностях муниципальной службы в избирательных комиссиях.

По итогам экспертизы проекта решения Саратовской городской Думы «Об установлении коэффициента для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» был сделан ряд замечаний, в том числе о необходимости дополнительного анализа экономической ситуации, оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

В заключении на проект решения Саратовской городской Думы «Об утверждении Перечней муниципальных объектов, подлежащих передаче в безвозмездное пользование» предлагалось дополнительно рассмотреть вопрос о включении в указанный перечень муниципальных объектов (объектов нежилого фонда) объектов нежилого фонда, предназначенных для передачи в безвозмездное пользование в 2017 году органам местного самоуправления муниципального образования «Город Саратов», их структурным подразделениям и избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов».

Проект решения Саратовской городской Думы «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 04.08.2016 № 65-654 «О Регламенте Саратовской городской Думы» рекомендовано доработать с учетом приведения его в соответствие с Уставом муниципального образования «Город Саратов» и другими муниципальными правовыми актами.

В экспертном заключении по проекту решения Саратовской городской Думы «О приостановлении действия отдельных положений некоторых решений Саратовской городской Думы» указывалось на установление отличающихся условий в оплате труда работников, выполняющих идентичные функции, но работающих в различных организациях, а также на установление различных дат индексации для различных категорий получателей, что уже обеспечило экономию бюджетных средств.

В ходе экспертизы проекта решения Саратовской городской Думы «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 8-11.11.2005 №64-630 «Об установлении видов деятельности, подлежащих налогообложению в виде единого налога на вмененный доход, значений корректирующих коэффициентов К2, зон осуществления предпринимательской деятельности» было выявлено, что уточнение наименований отдельных видов бытовых услуг создает условия для применения более высоких коэффициентов по отдельным видам оказываемых услуг, и, как следствие, увеличение налоговой нагрузки для субъектов предпринимательской деятельности, в том числе не работающих на условиях субподряда.

По итогам работы над проектом решения Саратовской городской Думы «О тарифах на услуги МУП «БПХ» г. Саратова» контрольно-счетная палата высказала ряд замечаний и рекомендовала администрации муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть возможность установления тарифов ниже экономически обоснованных затрат исключительно на услуги по помывке в банных отделениях общего пользования и в душевых кабинах, то есть на социально значимые для населения города услуги.

В заключении на проект решения Саратовской городской Думы «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 27.11.2014 № 41-465 «О налоге на имущество физических лиц» было отмечено, что оценить сокращение поступлений в бюджет муниципального образования «Город Саратов» в 2018 году по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в связи с принятием проекта решения не представляется возможным ввиду проводимой в настоящее время работы по расширению перечня объектов, в отношении которых будет применяться предусмотренная проектом ставка налогообложения.

В указанный период контрольно-счетной палатой проведены экспертизы трех муниципальных программ:

– «Улучшение условий и охраны труда в муниципальных учреждениях города Саратова» на 2017-2019 годы»;

– «Развитие образования в муниципальном образовании «Город Саратов» на 2017 – 2020 годы»;

– «Развитие физической культуры и массового спорта в муниципальном образовании «Город Саратов» на 2017 – 2019 годы».

По результатам экспертизы были отмечены:

– отсутствие взаимосвязи между целевыми показателями (индикаторами) программ и ожидаемыми результатами их выполнения;

– несоответствие отдельных мероприятий полномочиям и правам органов местного самоуправления;

– отсутствие взаимосвязи указанных программ с результатами ранее реализованных в городе аналогичных программ, имевших идентичные целевые показатели и ожидаемые результаты реализации;

– отсутствие взаимозависимости между финансовыми затратами и показателями результативности в разрезе соисполнителей, что неоднократно подчеркивалось контрольно-счетной палатой в экспертных заключениях на муниципальные программы.

Администрации города было рекомендовано учесть указанные замечания при внесении изменений в программы.

Из 85 замечаний и предложений, направленных контрольно-счетной палатой в IV квартале 2016 года в адрес администрации муниципального образования «Город Саратов» и других субъектов правотворческой инициативы, 26 были учтены полностью, остальные рекомендации учтены частично.

Скачать PDF