Информация о результатах проверки соблюдения требований законодательства об осуществлении закупок у единственного поставщика по извещению № 31604375972, а также обоснованности расходования бюджетных средств в связи с осуществлением данной закупки в муниципальном унитарном производственном предприятии «Саратовгорэлектротранс»

В соответствии с требованием прокуратуры города Саратов от 23.12.2016 № 32-2016, на основании распоряжения контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» от 29.12.2016 № 104-01-01 и удостоверения на право проведения проверки от 29.12.2016 № 50-01-32 инспектором Горбуновым В.В. (руководитель инспекторской группы) и главным специалистом Музуровой Н.Г. с 09.01.2017 по 16.01.2017 проведена проверка соблюдения требований законодательства об осуществлении закупок у единственного поставщика по извещению № 31604375972, а также обоснованности расходования бюджетных средств в связи с осуществлением данной закупки в муниципальном унитарном производственном предприятии «Саратовгорэлектротранс» (далее – МУПП «Саратовгорэлектротранс», МУПП «СГЭТ», Предприятие).

Период проверки: с октября 2016 года по январь 2017 года.

Цель проверки: проверка законности и обоснованности расходования средств при осуществлении закупочной деятельности.

Проверка проведена с ведома генерального директора МУПП «Саратовгорэлектротранс» К.К. и заместителя главного бухгалтера МУПП «Саратовгорэлектротранс» Ж.А.

При проверке использовались: учредительные документы, приказы по Предприятию, договоры и контракты, нормативные и правовые документы.

Предприятие по состоянию на начало проверяемого периода осуществляло закупки для своих нужд в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ Предприятием разработано Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд МУПП «СГЭТ» (далее – Положение о закупках), которое утверждено генеральным директором 20.12.2013. Данное Положение в соответствии с требованием действующего законодательства размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт) 26.12.2013.

С начала действия Положения о закупках и до момента начала проверки в него вносились изменения и дополнения, которые также были размещены на официальном сайте.

Извещение № 31604375972 и документация на поставку сантехники на сумму 500,0 тыс. рублей опубликованы на официальном сайте 24.11.2016.

В период размещения извещения и документации о закупке действовало Положение о закупках, утвержденное генеральным директором Предприятия 31.03.2016 (версия№ 10) на основании приказа от 31.03.2016 № 70/8-П. Указанная версия Положения опубликована на официальном сайте 15.04.2016.

Согласно пояснению начальника административно-эксплуатационной службы Л.А., необходимость проведения закупки сантехники обусловлена тем, что Предприятие имеет на балансе 67 объектов недвижимости, в том числе 4 трамвайных и троллейбусных депо, 25 тяговых подстанций, 11 конечных станций, внутриплощадочные водопроводные и канализационные сети и т.д. Ремонтом и содержанием водопроводных и канализационных сетей, а также санитарно-технического оборудования занимается административно-эксплуатационная служба Предприятия. Для этого необходимы материалы и комплектующие, в том числе муфты, трубы, задвижки, краны различного диаметра, сливные бачки и арматура к ним. В коммерческом предложении ООО «Вирадо» представлено 499 позиций сантехнических изделий.

В соответствии с проведенным Предприятием анализом за период 2015 – 2016 годов из 499 наименований, представленных в коммерческом предложении ООО «Вирадо», было закуплено всего 150.

Планом работы на 2017 год предусмотрена потребность в закупке 652 номенклатурных позиций, большая часть из которых учтена в коммерческом предложении ООО «Вирадо».

Согласно размещенной документации, заказчиком выбран способ осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 45 Положения о закупках.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 45 Положения о закупках предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется для нужд заказчика в размере «от 100 000 до 500 000 рублей, с учетом требований, установленных в ст. 44 Положения о закупках».

Используемые для определения соответствия потребностям заказчика максимальные и (или) минимальные значения не включают величины, непосредственно указанные в крайнем граничном значении. Согласно данной формулировке, значение в размере 500,0 тыс. рублей не входит в обозначенный диапазон.

Таким образом, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 45 Положения о закупках заказчиком неверно выбран способ закупки.

В соответствии с ч. 3 ст. 44 Положения о закупках для заключения договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчик проводит обоснование начальной (максимальной) цены договора (далее – НМЦД).

Согласно ч. 6 ст. 12 Положения о закупках, приоритетным методом является маркетинговое исследование рынка аналогичных товаров, работ, услуг и цен на них. Источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки, могут быть данные государственной статистической отчетности, ЕИС, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, в том числе по договору, и иные источники информации. Определение источников информации для расчета НМЦД относится к компетенции Предприятия (заказчика).

При проведении процедуры маркетингового исследования заказчик направляет запросы не менее чем трем потенциальным поставщикам аналогичных товаров с сопоставимыми условиями поставки товаров и производит расчет НМЦД в каждом случае индивидуально для каждой закупки. В случае, если расчет осуществляется с целью заключения договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такой договор заключается по наименьшей предложенной цене.

Предприятием представлены три ценовых предложения: ООО «Ортекс», ООО «Вирадо», ООО «Сэйл».

Согласно справке обоснования цены договора от 17.11.2016 за подписью начальника отдела материально-технического снабжения И.С., на основании анализа цен на поставку сантехники, указанных в коммерческих предложениях, установлено, что цены в ООО «Вирадо» имели наименьшие значение, однако никаких расчетов в справке не представлено.

На основании данной справки 25.11.2016 заключен договор № 257/П на поставку сантехники с ООО «Вирадо» на сумму 500,0 тыс. рублей, подписанный со стороны Предприятия заместителем генерального директора по финансам С.И. по доверенности от 01.08.2016 № 23/2016, со стороны поставщика – генеральным директором ООО «Вирадо» К.П.

По состоянию на 10.01.2017 заявки на поставку товара Предприятием не оформлялись, исполнение по вышеуказанному договору в части поставки товаров не проводилось, оплата не перечислялась. Таким образом, расходования бюджетных средств в связи с осуществлением данной закупки не производилось.

В ходе проверки коммерческих предложений установлено.

При суммировании цен в коммерческих предложениях установлено, что сумма коммерческого предложения ООО «Ортекс» составляет 713,1 тыс. рублей, ООО «Вирадо» 676,8 тыс. рублей, ООО «Сэйл» 773,9 тыс. рублей.

Ни одно коммерческое предложение не соответствует сумме договора.

Кроме того, установлены факты, когда цена за единицу товара, указанная в коммерческом предложении ООО «Вирадо», не является наименьшей.

Например, цена за единицу товара «котел Tiberis Cube 24 F» у ООО «Вирадо» составляет 32300 рублей, у ООО «Сэйл» 32000 рублей, а у ООО «Ортекс» – 18000 рублей, то есть наименьшей является цена, указанная в коммерческом предложении ООО «Ортекс».

Аналогично, цена за единицу товара «умывальник «Комфорт-50»+ пьедестал Триумф» у ООО «Вирадо» составляет 2500 рублей, у ООО «Ортекс» и ООО «Сэйл» – 2200 рублей, то есть наименьшей является цена, указанная в коммерческих предложениях ООО «Ортекс» и ООО «Сэйл».

Всего установлено 25 позиций, цена за единицу которых у ООО «Вирадо» не является наименьшей.

Также, некоторые позиции о цене единицы товара в коммерческих предложениях ООО «Вирадо» невозможно сравнить ввиду отсутствия данных позиций у ООО «Ортекс» и ООО «Сэйл».

Например, отсутствуют в коммерческих предложениях ООО «Ортекс и ООО «Сэйл» следующие позиции, отраженные в коммерческом предложении ООО «Вирадо»: заглушки PPR-F-20, PPR-F-25 PPR-F-32, PPR-F-40, PPR-F-50, PPR-F-63, муфты переходные PPRF 25-20 мм, PPRF 32-20 мм, PPRF 32-25 мм, PPRF 40-20 мм и т. д. Всего 23 позиции.

В коммерческом предложении ООО «Сэйл» отсутствуют также следующие позиции: ниппели S 1/2 нр «FORTUM»15, S 3/4 нр «FORTUM»20, S 1 нр «FORTUM»25, S 11/4 нр «FORTUM»32, S 11/2 нр «FORTUM»40, S 2 нр AQuafit 50, тройники PPR 20 мм, PPR 25 мм и т. д. Всего по 35 позициям.

Таким образом, вместо трех коммерческих предложений Предприятием проведено сравнение цен за единицу товара:

– по 23 позициям – только по одному коммерческому предложению;

– по 35 позициям – по двум коммерческим предложениям.

Кроме того, цена за единицу товара по 25 позициям у ООО «Вирадо» не является наименьшей.

Данные факты указывают на нарушение ч. 6 ст. 12 Положения о закупках.

Следует отметить, что целями регулирования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ и Положения о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, а также эффективное использование денежных средств.

По данным коммерческим предложениям невозможно определить поставщика с лучшим предложением. В связи с тем, что некоторые позиции представлены не во всех коммерческих предложениях, а цены по отдельным наименованиям в коммерческом предложении ООО «Вирадо» не являются наименьшими, невозможно обоснованно установить наименьшую цену из трех представленных коммерческих предложений.

Таким образом, можно сделать вывод, что цель эффективного использования денежных средств при заключении договора с ООО «Вирадо» Предприятием не достигнута.

Согласно ч. 3 ст. 44 Положения о закупках заказчик определяет объемные, качественные и ценовые показатели товаров, работ, услуг, подлежащих закупке.

Фактически в нарушение указанной нормы заказчиком не определены объемные показатели по закупке сантехники для последующего заключения договора.

Согласно пояснениям начальника отдела закупок Ц.И., договор заключался по единичным расценкам, т.е. договором предусматривается приобретение и оплата товара по фиксированным ценам. При этом Предприятие может приобретать любое количество товаров, указанных в спецификации, в пределах общей суммы договора.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ в Положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки, то есть в Положении может быть предусмотрена закупка по единичным расценкам, но должен быть прописан порядок ее проведения.

Таким образом, данное пояснение противоречит Положению о закупках, в части отсутствия такого вида договора. Более того, условиями договора (п. 4.3) предусмотрено, что цена единицы товара может меняться.

В нарушение ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ Предприятием в Положении о закупке не предусмотрена процедура проведения закупки по единичным расценкам.

Частью 4 ст. 12 Положения о закупках обоснование НМЦД заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов, либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании НМЦД, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию.

В нарушение ч. 4 ст. 12 Положения о закупках Предприятием (заказчиком) не размещено на официальном сайте обоснование НМЦД.

В соответствии с п. 3 ч. 1 требований к форме плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 (далее – Требования) план закупки товаров (работ, услуг) содержит предмет договора с указанием идентификационного кода закупки в соответствии:

– с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением классов, подклассов, групп, подгрупп и видов;

– с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) с обязательным заполнением разделов, классов и рекомендуемым заполнением подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ).

Заказчиком при планировании и размещении закупки определены коды по ОКВЭД2 и ОКПД2 – только 22.19 «Изделия из резины прочие», тогда как в коммерческом предложении содержится более тридцати видов комплектующих, инструмента и оборудования. Например, раковинам и унитазам соответствует код по ОКВЭД2 – 23.42 «Производство сантехнических изделий», кранам – 28.14 «Производство сантехнических кранов», отверткам – 25.73 «Изготовление ручных инструментов», сварочным аппаратам – 27.90 «Производство оборудования для электрической сварки» и т.д.

В нарушение п. 3 ч. 1 Требований заказчиком не указаны идентификационные коды закупки в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) с обязательным заполнением разделов, подразделов и с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) с обязательным заполнением разделов, классов.

В ходе проверки установлено:

1. Нарушение Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ч. 3 ст. 3) в части отсутствия в Положении о закупках процедуры проведения закупки по единичным расценкам.

2. Нарушение требований к форме плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 «Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (п. 3 ч. 1) в части неуказания идентификационных кодов закупки в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) с обязательным заполнением разделов, подразделов и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) с обязательным заполнением разделов, классов.

3. Нарушение Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд МУПП «СГЭТ» от 20.12.2013 с учетом изменений и дополнений:

– (ч. 4 ст. 12) в части неразмещения на официальном сайте обоснования начальной (максимальной) цены договора;

– (ч. 6 ст. 12) в части нарушений при проведении маркетингового исследования для обоснования начальной максимальной цены договора;

– (п. 2 ч. 1 ст. 45) в части определения способа закупки.

 

Аудитор контрольно-счетной палаты
муниципального образования «Город Саратов»
Е.Л. Юрова

Скачать PDF