Информация о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №165» Ленинского района г. Саратова

В соответствии с пунктом 30 раздела 1 плана работы контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» на 2013 год, утвержденного распоряжением контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» от 02.08.2012 № 32п (с изменениями), на основании распоряжения контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» от 02.09.2013 № 35-01-03 и удостоверения на право проведения проверки № 33-01-31 от 02.09.2013, выданного председателем контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов», инспектором Бедрицкой А.А., главным специалистом Судьевой Е.В. с 03.09.2013 по 02.10.2013 проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 165» Ленинского района г. Саратова.

Период проверки: 2012 – 2013 годы.

Цель проверки: финансово-хозяйственная деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 165» (далее – МДОУ «Детский сад № 165», Учреждение).

Проверка проведена с ведома заведующей МДОУ «Детский сад № 165» и директора муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Ленинского района города Саратова».

При проверке использовались: учредительные документы, приказы по Учреждению, бухгалтерская отчетность, регистры бухгалтерского учета, первичные учетные документы, договоры и контракты, нормативные и правовые документы.

Анализ учредительных документов, локальных документов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность МДОУ «Детский сад № 165».

Учреждение открыто в 1965 году п\о «Тантал». В соответствии с постановлением администрации г. Саратова от 05.02.1996 № 36, Учреждение приобрело статус самостоятельного юридического лица и было зарегистрировано администрацией г. Саратова 24.07.1996 как муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа–детский сад № 165».

На основании распоряжения администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» от 08.02.2011 № 114-р Учреждение переименовано в муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа–детский сад № 165» Ленинского района г. Саратова.

На основании распоряжения администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» от 21.05.2012 № 694-р «Об изменении типа и названия муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа–детский сад № 165» Ленинского района г. Саратова» Учреждение переименовано в муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 165».

МДОУ «Детский сад № 165» является некоммерческой организацией, организационно-правовая форма – муниципальное учреждение, тип учреждения – бюджетное учреждение.

В проверяемом периоде Учреждение действовало на основании Устава, утвержденного главой администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», председателем комитета по управлению имуществом города Саратова и зарегистрированного инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова 31.07.2012. Дополнения в Устав внесены и зарегистрированы в инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова в 2013 году.

Учреждение поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения 14.11.1996 за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1036405304539, с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) 6453042480 и кодом причины постановки на учет (КПП) 645301001.

Юридический адрес и фактическое месторасположение Учреждения: 410080, город Саратов, ул. им. Академика О.К. Антонова, 6 «А».

Учредителем МДОУ «Детский сад № 165» является муниципальное образование «Город Саратов». Функции и полномочия Учредителя осуществляет территориальное подразделение администрации муниципального образования «Город Саратов» – администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» в пределах делегированных полномочий.

Полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом Учреждения от имени муниципального образования «Город Саратов» осуществляет уполномоченный представитель собственника – комитет по управлению имуществом г. Саратова в соответствии с действующим законодательством.

Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета в комитете по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов».

Учреждение вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, исполнять обязанности, выступать истцом и ответчиком в судах. Учреждение имеет печать, штамп и бланки со своим наименованием.

Предметом деятельности Учреждения является реализация одной или нескольких общеобразовательных программ (основных и дополнительных) дошкольного образования.

Основными видами деятельности Учреждения являются:

– реализация общеобразовательных программ дошкольного образования;

– реализация дополнительных образовательных программ и оказание дополнительных образовательных услуг при исполнении муниципального задания.

Учреждение вправе вести приносящую доход деятельность, предусмотренную его Уставом постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям.

В проверяемом периоде МДОУ «Детский сад № 165» дополнительные платные услуги не оказывало.

Учреждение осуществляет свою деятельность на основании лицензии, выданной министерством образования Саратовской области 12.09.2012 под № 475, Серия 64Л01 № 0000087 на осуществление образовательной деятельности по общеобразовательным программам. Срок действия лицензии не ограничен.

Медицинское обслуживание воспитанников Учреждения осуществляется на основании лицензии выданной министерством здравоохранения Саратовской области № ЛО-64-01-001492 от 25.09.2012, срок действия лицензии не ограничен.

Фактический численный состав воспитанников в Учреждении на период проверки составляет 150 детей, что соответствует нормам определенным п.1.10 СанПиН 2.4.2660.10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Проверка состояния бухгалтерского учета, порядка составления, утверждения и исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности.

Ведение бухгалтерского учета Учреждения осуществляет муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Ленинского района города Саратова» (далее Централизованная бухгалтерия) на платной основе. В соответствии с договорами на оказание услуг (от 16.02.2012 № 67, от 27.04.2012 № 238, от 02.07.2012 № 437, от 02.10.2012 № 603, от 27.02.2013 № 28 и от 16.04.2013 № 59) стоимость бухгалтерского обслуживания Учреждения:

– в 2012 году составила 114,8 тыс. рублей;

– за 6 месяцев 2013 года – 53,4 тыс. рублей.

В проверяемом периоде бухгалтерский учет осуществлялся на основании:

– Федерального закона РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

– Федерального закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

– Приказа Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» (далее – Инструкция № 157н);

– Приказа Министерства финансов РФ от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению» (далее – Инструкция № 174н);

– Приказа Министерства финансов РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее – Указания № 173н);

– Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, утвержденного Центральным банком РФ от 12.10.2011 № 373-П (далее – Положение № 373-П);

– Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.

Бухгалтерский учет МДОУ «Детский сад № 165» осуществляется с применением системы автоматизации бухгалтерского учета «Бюджет 21-Бухгалтерия».

Учетная политика МДОУ «Детский сад № 165» на 2012, 2013 годы утверждена приказами руководителя Учреждения от 31.12.2011 № 129 и от 09.01.2013 № 4/1 соответственно.

В 2012 году администрацией Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» доведены до Учреждения два муниципальных задания:

– на оказание муниципальной услуги «Предоставление общего образования (начального, основного, среднего (полного) с выполнением требований государственного образовательного стандарта;

– на оказание муниципальной услуги «Предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении», в котором определены качественные и количественные показатели муниципальной услуги.

С 1 сентября 2012 года в связи с изменением типа Учреждения (распоряжение администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» от 21.05.2012 № 694-р «Об изменении типа и названия муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа–детский сад № 165» Ленинского района г. Саратова») МДОУ «Детский сад № 165» прекратил оказание муниципальной услуги «Предоставление общего образования (начального, основного, среднего (полного) с выполнением требований государственного образовательного стандарта», в связи с чем в муниципальное задание на оказание муниципальной услуги «Предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении» Учредителем были внесены изменения в части увеличения количества потребителей услуги на 32 ребенка.

В муниципальных заданиях на 2012 год были определены качественные и количественные показатели, характеризующие объем и качество оказываемой муниципальной услуги.

В соответствии с п. 8.2 муниципального задания Учреждению установлены сроки предоставления Учредителю отчетов о его исполнении ежегодно до 20 числа месяца, следующего за отчетным.

Отчеты об исполнении муниципального задания представлены Учредителю своевременно и в полном объеме.

По Соглашению № 30 от 16.01.2012 между Учредителем и муниципальным бюджетным учреждением о порядке определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета муниципального образования «Город Саратов» МДОУ «Детский сад № 165» предоставлены:

– субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в объеме 7650,3 тыс. рублей;

– субсидии на иные цели в объеме 1131,2 тыс. рублей.

В течение 2012 года объем субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и субсидий на иные цели неоднократно менялся и, согласно дополнительному соглашению от 12.12.2012 к соглашению № 30 от 16.01.2012, составил 7863,8 тыс. рублей и 1207,7 тыс. рублей соответственно.

В нарушение п.3.2. Постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 28.12.2010 № 3265 «Об утверждении порядка определения объема и условий представления субсидий из бюджета муниципального образования «Город Саратов» муниципальным бюджетным и муниципальным автономным учреждениям» в Соглашении о предоставлении субсидий Учреждению на 2012 год не указаны способы контроля за целевым использованием субсидий и выполнением задания, порядок предоставления отчетности о результатах выполнения муниципального задания и целевого использования субсидий.

В проверяемом периоде приказом администрации Ленинского района администрации муниципального образования «Город Саратов» от 21.11.2011 № 265 «О утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Ленинского района администрации муниципального образования «Город Саратов» право утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности предоставлено руководителю Учреждения.

Показатели плана финансово-хозяйственной деятельности на 2012 год по поступлениям (доходам) и выплатам (расходам) утверждены заведующей МДОУ «Детский сад № 165» в части поступлений (доходов) и выплат (расходов) в сумме 10178,4 тыс. рублей, в том числе:

– субсидии за счет бюджета муниципального образования «Город Саратов» на финансовое обеспечение муниципального задания в сумме 7650,3 тыс. рублей;

– субсидии на иные цели в сумме 1131,2 тыс. рублей;

– поступления от оказания услуг на платной основе физическим лицам и юридическим лицам и иной приносящей доход деятельности (родительская плата) в сумме 1396,9 тыс. рублей.

В состав субсидий на иные цели вошли финансовые ресурсы:

– на реализацию мероприятий в рамках долгосрочной целевой программы «Расширение сети дошкольных образовательных учреждений в городе Саратове» на 2012-2015 годы – 1000,0 тыс. рублей;

– на реализацию мероприятий в рамках долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2012-2014 годы с перспективой до 2020 года» – 64,0 тыс. рублей;

– на частичное финансирование расходов на содержание детей дошкольного возраста в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования – 34,8 тыс. рублей;

– на предоставление питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях – 2,2 тыс. рублей;

– на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство – 13,0 тыс. рублей;

– на предоставление питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях – 17,2 тыс. рублей.

В течение 2012 года в показатели плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения неоднократно вносились изменения.

В результате по состоянию на 31.12.2012 показатели плана финансово-хозяйственной деятельности, как в части доходов, так и в части расходов составили сумму 10645,5 тыс. рублей, в том числе:

– субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания – 7863,8 тыс. рублей, из которых на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда предусмотрено – 6016,2 тыс. рублей, или 76,5% от общего объема субсидии;

– субсидии на иные цели – 1207,7 тыс. рублей;

– поступления от оказания услуг на платной основе физическим и юридическим лицам (родительская плата) в сумме 1574,0 тыс. рублей.

Согласно «Отчету об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности» (форма 0503737) по состоянию на 01.01.2013, исполнение в части расходов составило 10645,5 тыс. рублей (100%).

В 2013 году Учреждению доведено муниципальное задание на оказание муниципальной услуги «Предоставление бесплатного дошкольного образования» с объемом 150 детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 7 лет.

По Соглашению № 30 от 09.01.2013 между Учредителем и муниципальным бюджетным учреждение о порядке определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета муниципального образования «Город Саратов» Учреждению на 2013 год были предоставлены субсидии:

– на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в сумме 8811,0 тыс. рублей;

– на иные цели, частичное финансирование расходов на содержание детей дошкольного возраста в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в сумме 39,5 тыс. рублей.

В нарушение п.3.2.3. Соглашения № 30 от 09.01.2013 о порядке определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета муниципального образования «Город Саратов», которым определено, что «Учредитель вправе сократить размер предоставленной Учреждению субсидии, если фактически исполненное Учреждением муниципальное задание меньше по объему, чем это предусмотрено установленным муниципальным заданием, или не соответствует качеству услуг (работ), определенному в установленном муниципальном задании субсидии на выполнение муниципального задания» объем субсидии уменьшен на 167,0 тыс. рублей без внесения изменений в муниципальное задание.

Показатели плана финансово-хозяйственной деятельности на 01.01.2013 утверждены заведующей МДОУ «Детский сад № 165» как в части поступлений (доходов) так и в части расходов в сумме 10477,3 тыс. рублей.

С учетом внесенных изменений показатели плана финансово-хозяйственной деятельности на 31.07.2013 утверждены заведующей Учреждения по поступлениям (доходам) и расходам в сумме 10310,1 тыс. рублей.

Согласно «Отчету об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности» (форма 0503737) по состоянию на 01.09.2013, исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности составило:

– по субсидиям на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания – 5205,0 тыс. рублей, или 60,2% от утвержденных плановых назначений;

– по субсидиям на иные цели – 30,4 тыс. рублей, или 77,0 % утвержденных назначений;

– по доходам от оказания услуг на платной основе физическим и юридическим лицам (родительская плата) в сумме – 917,6 тыс. рублей, или 56,4% от плана.

В ходе проверки ведения и формирования регистров бухгалтерского учета Учреждения установлено, что в нарушение п. 11 Инструкции 157н которым определено, что «записи в регистры бухгалтерского учета (Журналы операций) осуществляются по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа», в Журнале операций «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в 2012 году имели место факты несвоевременного отражения первичных документов.

Например:

– акт оказанных услуг№ 1 от 26.01.2012 ЗАО «ППР Вулкан» за вывоз ТБО на сумму 1,3 тыс. рублей отражен в регистре бухгалтерского учета в феврале 2012 года;

– акт № 238 от 31.01.2012 ЗАО «ПРП «Теплоремонт» за техническое обслуживание приборов учета тепловой энергии в январе на сумму 1,1 тыс. рублей отражен в регистре бухгалтерского учета в марте 2012 года;

– счет-фактура № 4186/4260 от 24.01.2012 на сумму 7,7 тыс. рублей и счет-фактура № 4186/9019 от 24.02.2012 на сумму 4,1 тыс. рублей МУПП «Саратовводоканал» за отпуск питьевой воды и прием сточных вод отражены в регистре бухгалтерского учета в марте 2012 года;

– счет-фактура № 001165 от 31.01.2012 ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей» за потребленную в январе 2012 электроэнергию в сумме 21,9 тыс. рублей отражена в марте 2012 года;

– счет-фактура № 737200717/52170 от 31.01.2012 ОАО «Волжская ТГК» за потребленную в январе теплоэнергию в сумме 54,4 тыс. рублей отражена в марте 2012 года и т.д.

Кроме того, в Журнале операций «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за ноябрь 2012 года отражен акт от 31.12.2012 с МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Ленинского района г.Саратова» за оказанные в 4 квартале 2012 года бухгалтерские услуги на сумму 28,7 тыс. рублей (оплата произведена 27.11.2012 платежным поручением № 43413).

Следует отметить, что, согласно условиям договора на бухгалтерское обслуживание № 603 от 27.11.2012, оплата производится Учреждением по результатам оказанных Централизованной бухгалтерией услуг. Таким образом, в нарушение п. 11 Инструкции 157н акт выполненных работ отражен в регистре бухгалтерского учета не в момент совершения хозяйственной операции, а на месяц раньше. В нарушение условий договора оплата Учреждением произведена не за фактически оказанные услуги, а авансом.

В результате, выборочной проверкой установлено, что с нарушением требований Инструкции 157н несвоевременно отражены в 2012 году первичные учетные документы на общую сумму 169,1 тыс. рублей.

Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками.

В 2012 году Учреждением заключено 68 договоров и муниципальных контрактов на общую сумму 3872,7 тыс. рублей, из которых, до 100 тыс. рублей – на сумму 2127,8 тыс. рублей, от 100 до 500 тыс. рублей – на сумму 1185,3 тыс. рублей, на сумму свыше 500 тыс. рублей заключен 1 контракт на сумму 559,6 тыс. рублей.

В целях исполнения мероприятий долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2012-2014 годы с перспективой до 2020 года» в МДОУ «Детский сад № 165» выполнены работы по энергетическому обследованию здания с выдачей по окончанию комплекса работ отчета о проведении энергетического обследования и энергетического паспорта установленного образца (контракт от 03.04.2012 № 0360300214012000001-0061918-01 с ООО «Научно-исследовательский центр «Энергосфера» на сумму 11,5 тыс. рублей).

В рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Расширение сети дошкольных образовательных учреждений в городе Саратове» на 2012-2015 годы» заключены:

– договор от 22.05.2012 № 219 с ООО «ЭлегантСтрой» на устройство эвакуационной лестницы на сумму 99,9 тыс.рублей;

– договор от 18.05.2012 № 218 с ООО «ЖСКсофт» на поставку теневого навеса для групп дошкольного возраста от 2 до 5 лет на сумму 99,0 тыс. рублей;

– договор от 04.07.2012 № 345 с ООО «ЖСКсофт» на поставку теневого навеса для групп дошкольного возраста от 2 до 5 лет на сумму 99,0 тыс. рублей;

-контракт от 20.06.2012 № 234 с ООО «Сыров» на поставку мебели на сумму 107,9 тыс. рублей;

– контракт от 05.12.2012 № 323 с ООО «Триалети» на ремонтные работы в прачечной МДОУ «Детский сад № 165» на сумму 177,5 тыс. рублей;

– контракт № 0360300076512000001-0061918-01 от 10.05.2012 с ООО «КапСтрой» на ремонтные работы на сумму 560,0 тыс. рублей.

Выборочной проверкой фактического выполнения объема работ с объемами, отраженными в акте выполненных работ по проведению капитального ремонта ООО «КапСтрой» в младшей группе МДОУ «Детский сад № 165», отклонений не установлено.

За 8 месяцев 2013 года Учреждением заключено 37 договоров и муниципальных контрактов на сумму 2760,7 тыс. рублей, в том числе свыше 100,0 тыс. рублей – 31 договор на общую сумму 1375,8 тыс. рублей, от 100 до 500 тыс. рублей – 6 контрактов на сумму 1384,9 тыс. рублей, свыше 500 тыс. рублей – контракты не заключены.

Согласно данным годового отчета Учреждения, по состоянию на 01.01.2012 кредиторская задолженность по принятым обязательствам составляет 268,3 тыс. рублей, дебиторской задолженности нет. По состоянию на 01.01.2013 кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками составляет 195,4 тыс. рублей, дебиторской задолженности нет.

В форме 0503769 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения» годового отчета кредиторская задолженность на начало отчетного периода в сумме 268,3 тыс. рублей отражена по приносящей доход деятельности.

В регистрах бухгалтерского учета (главная книга, журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками) кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2012 в сумме 268,3 тыс. рублей отражена по субсидиям на выполнение государственного (муниципального) задания.

Согласно п.9. Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 25.05.2011 № 33н, «бухгалтерская отчетность составляется на основе данных Главной книги и других регистров бухгалтерского учета, установленных законодательством Российской Федерации для учреждений, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета».

Таким образом, недостоверность данных бухгалтерской отчетности на начало 2012 года составила 268,3 тыс. рублей.

Проверкой также установлено, что Учреждением в 2012 году производилось погашение кредиторской задолженности перед ОАО «Волжская ТГК» за потребленную в 2011 году теплоэнергию на сумму 18,8 тыс. рублей за счет субсидий, выделенных на финансовое обеспечение муниципального задания 2012 года.

Условиями Соглашения № 30 от 16.01.2012 между Учредителем и муниципальным бюджетным учреждением о порядке определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета муниципального образования «Город Саратов» погашение кредиторской задолженности прошлых лет не предусмотрено.

Данный факт указывает на нецелевое использование средств бюджета города на сумму 18,8 тыс. рублей, выделенных Учреждению на финансовое обеспечение муниципального задания 2012 года.

Кроме того, данная кредиторская задолженность не отражена в годовом отчете Учреждения за 2012 год на начало отчетного периода.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в Учреждении на основании приказа заведующей МДОУ «Детский сад № 165» от 01.12.2012 № 149/1 проведена инвентаризация обязательств Учреждения по состоянию на 01.01.2013.

Согласно акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами от 28.12.2012 № 1, по состоянию на 01.01.2013 остатки по счету 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам» составили – 195,4 тыс. рублей, по счету 020600000 «Расчеты по выданным авансам» остатков нет.

Инвентаризация обязательств, согласно методологии ведения бухгалтерского учета, проводится на основании актов сверки взаиморасчетов, подписанных обеими сторонами хозяйственных операций.

В ходе проверки установлено, что отдельные акты сверки взаиморасчетов, представленные к проверке, имеют дебетовое сальдо по состоянию на 01.01.2013, но в акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами от 28.12.2012 № 1 не отражены. Например:

– акт сверки взаиморасчетов с МУПП «Саратовводоканал» по состоянию на 01.01.2013 имеет дебетовое сальдо в сумме 7,8 тыс. рублей;

– акт сверки взаиморасчетов с ООО «СПГЭС» имеет дебетовое сальдо по состоянию на 01.01.2013 в сумме 23,1 тыс. рублей;

– акт сверки взаиморасчетов с ОАО «Волжская ТГК» имеет дебетовое сальдо по состоянию на 01.01.2013 г. в сумме 58,4 тыс. рублей;

– акт сверки взаиморасчетов с ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» по состоянию на 01.01.2013 имеет дебетовое сальдо в сумме 1,5 тыс. рублей.

В форме 0503769 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения» годового отчета, показатели дебиторской задолженности, подтвержденные вышеуказанными актами взаиморасчетов, не обозначены.

Занижены также показатели Баланса (ф.0503730) по состоянию на 01.01.2013 по строке 260 «Расчеты по выданным авансам» на конец отчетного периода на сумму 90,8 тыс. рублей.

В результате в нарушение п. 3 ст. 1 Федерального закона РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» недостоверность показателей бухгалтерской отчетности, повлекшая искажение валюты баланса:

– по состоянию на 01.01.2012 составила 18,8 тыс. рублей;

– по состоянию на 01.01.2013 – 90,8 тыс. рублей.

Кроме того, факт проведения инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами не отражен в «Сведениях о проведении инвентаризаций на 01.01.2013», входящих в состав годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год, что указывает на недостоверность сведений, предусмотренных к отражению в годовой отчетности за 2012 год.

В декабре 2012 года в соответствии с условиями муниципального контракта № 522л от 01.01.2012 с ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей» Учреждение осуществило авансовый платеж за электроэнергию 05.12.2012 по счету № СЧ- 062190 от 21.11.2012 в сумме 30,0 тыс. рублей (п/п № 44125 от 29.11.2012) и 24.12.2012 по счету № 522л от 20.12.2012 в сумме 14,7 тыс. рублей (п/п № 49126 от 21.12.2012).

В Журнале операций «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за декабрь 2012 года отражено списание вышеуказанных сумм авансового платежа на расходы Учреждения без оправдательных документов.

Согласно дополнительному соглашению к муниципальному контракту от 16.03.2012, окончательный расчет за потребленную электроэнергию в 2012 году осуществляется на основании акта сверки взаимных расчетов и счета-фактуры за декабрь 2012 года.

Таким образом, в нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» авансовые платежи за электроэнергию в декабре 2012 года в сумме 44,7 тыс. рублей списаны на расходы Учреждения в отсутствие первичных учетных документов, подтверждающих фактический объем потребленной в этом месяце электроэнергии и ее фактическую стоимость.

Федеральным законом РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст.7 п.2) определено, что главный бухгалтер несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Так как Учреждением ведение бухгалтерского учета на договорных началах передано МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Ленинского района города Саратова», то ответственность за ведение бухгалтерского учета и представление достоверной бухгалтерской отчетности МДОУ «Детский сад № 165» несет централизованная бухгалтерия.

Проверка учета основных средств и материальных ценностей.

Имущество Учреждения является муниципальной собственностью и закреплено комитетом по управлению имуществом г. Саратова за Учреждением на праве оперативного управления договором от 01.02.1996 № 194.

Дополнительным соглашением от 27.05.2013 к договору от 01.02.1996 № 194 «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления» за Учреждением закреплено муниципальное имущество первоначальной стоимостью 3215,0 тыс. рублей; остаточной стоимостью –1538,0 тыс. рублей, в том числе:

– недвижимое имущество первоначальной стоимостью – 2075,1 тыс. рублей, остаточной стоимостью – 1064,4 рублей;

– особо ценное движимое имущество первоначальной стоимостью – 1128,1 тыс. рублей, остаточной стоимостью – 473,6 тыс. рублей;

– прочее движимое имущество первоначальной стоимостью – 11,8 тыс. рублей, остаточной стоимостью – 0 рублей.

Объектами недвижимости, закрепленными за Учреждением, являются здание детского сада Лит А площадью 1109,5 кв.м. и помещение Лит Б площадью 109,1 кв.м., расположенные по адресу: г. Саратов, ул. им. Академика О.К.Антонова, д. 6А.

В нарушение ст. 131 Гражданского кодекса РФ Учреждением не зарегистрировано право оперативного управления нежилым помещением Лит Б площадью 109,1 кв.м.

Согласно данным Справок «О движении основных средств»:

– в 2012 году поступило основных средств на сумму 437,3 тыс. рублей, выбыло основных средств на сумму 93,2 тыс. рублей;

– в период с 1 января 2013 года по 1 августа 2013 года поступило основных средств на сумму 30,2 тыс. рублей, выбыло основных средств на сумму 51,3 тыс. рублей.

Переоценка стоимости имущества (основных средств) в проверяемом периоде не производилась.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в Учреждении на основании приказа заведующей МДОУ «Детский сад № 165» от 07.11.2012 № 147 проведена плановая годовая инвентаризация имущества. Излишков и недостач в ходе проведения инвентаризации установлено не было.

Вышеуказанным приказом также назначена инвентаризационная комиссия, председателем которой является заведующая МДОУ «Детский сад № 165». В то же время инвентаризационные описи (сличительные ведомости) № № 1,2,3 и протокол заседания комиссии по итогам инвентаризации подписаны за председателя комиссии старшим воспитателем.

Согласно п. 2.3. Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее Методические указания по инвентаризации), отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

В нарушение п. 2 ст. 12 Федерального закона РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации, которыми определено, что проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, инвентаризация продуктов питания не проводилась.

В ходе проведения проверки на основании приказа руководителя Учреждения от 10.09.2013 № 112 проведена выборочная инвентаризация основных средств и материальных запасов (продуктов питания). Излишков и недостач в ходе проведения инвентаризации установлено не было.

На основании постановления мэра г. Саратова от 21.11.2001. № 735-241 Учреждению передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 4602 кв. м. Указанный земельный участок зарегистрирован в установленном порядке – свидетельство о государственной регистрации права от 24.01.2001 серия 64-АГ № 773341.

Кадастровая стоимость земельного участка составляет 42150,2 тыс. рублей.

В нарушение п. 333 Инструкции № 157н стоимость данного земельного участка не отражена на забалансовом счете 01, предназначенном для учета объектов движимого и недвижимого имущества, полученных Учреждением в безвозмездное пользование, земельных участков, закрепленных за Учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В результате в нарушение п. 21 Инструкции № 33н в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к Балансу (ф. 0503730) по строке 010 «Имущество, полученное в пользование» на начало и конец 2012 года отсутствует показатель стоимости земельного участка в сумме 42150,2 тыс. рублей.

Таким образом, недостоверность данных бухгалтерской отчетности на начало и конец 2012 года составила 42150,2 тыс. рублей.

В проверяемом периоде арендуемое и переданное в аренду имущество отсутствует. Транспортные средства на балансе не числятся.

В ходе проверки установлено, что основными поставщиками продуктов питания МДОУ «Детский сад № 165» являются ИП У. и ООО ПТК «Меркурий-Н».

По результатам мониторинга цен на отдельные виды продуктов питания (мясо говядины 1 категории на кости, куры 1 категории, яйцо), проведенного в период с марта по июль 2013 года установлено, что цены на поставленные продукты превышают среднерыночные цены по Саратову (данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области http://saratov.gov.ru/misc/prices.php).

Так, в июле 2013 года, согласно товарным накладным, Учреждением приобретено 73,1 кг мяса говядины 1 категории на кости по цене 278,0 рублей за 1 кг с НДС, всего на сумму 20,3 тыс. рублей у поставщика ИП У., тогда как среднерыночная цена по г. Саратову в июле 2013 года на данный вид продуктов питания составляла 222,5 рублей с НДС. В то же время в период с марта по июнь 2013 году Учреждением производилась закупка мяса говядины 1 категории на кости у поставщика ООО ПТК «Меркурий-Н» по цене 173,2 рубля за 1 кг в марте и 210,1 рублей за кг с апреля по июнь, что соответственно на 37,7 % и на 24,4% меньше стоимости 1 кг мяса говядины 1 категории на кости у поставщика ИП У.

Аналогично с марта по июль 2013 года, согласно товарным накладным, ИП У. Учреждением приобреталось куриное яйцо по цене 42 рубля с НДС за 10 шт., при этом среднерыночная цена с НДС на данный вид продуктов питания по г. Саратову составляла за 10 шт. в марте – 36,99 рублей, в апреле – 37,72 рублей, в мае – 36,6 рублей, в июне – 31,4 рубля, в июле – 31,5 рубля.

В результате в период с марта по июль 2013 года Учреждением допущено неэффективное использование средств, предусмотренных на оплату продуктов питания, на общую сумму 6,0 тыс. рублей.

В ходе проверки обоснованности списания материальных запасов установлено, что в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов на основании акта о списания материальных запасов (ф. 0504230) Учреждением ежеквартально списываются продукты питания (овощи). Согласно заключению комиссии, овощи являются непригодными для дальнейшего употребления.

Так, в 2012 году списано овощей на сумму 11,6 тыс. рублей, в том числе:

– картофеля 244,92 кг на сумму 5,3 тыс. рублей;

– капусты 158,53 кг на сумму 2,5 тыс. рублей;

– лук 86,69 кг на сумму 1,5 тыс. рублей;

– морковь 73,58 кг на сумму 1,5 тыс. рублей;

– свекла 48,11 кг на сумму 0,8 тыс. рублей.

За первое полугодие 2013 года списано овощей на сумму 5,2 тыс. рублей, в том числе:

– картофеля 188,1 кг на сумму 2,3 тыс. рублей;

– капусты 69,68 кг на сумму 1,1тыс. рублей;

– лук 54,5кг на сумму 0,7 тыс. рублей;

– морковь 55 кг на сумму 0,7 тыс. рублей;

– свекла 24,63 кг на сумму 0,3 тыс. рублей.

Овощи поставляются в Учреждение в соответствии с договорами на поставку продуктов питания для муниципальных нужд. В проверяемом периоде договора на поставку продуктов питания, в частности овощей, заключены с ИП У.

Согласно п. 2.3. договоров (договор № 3 от 10.01.2012, № 1/65 от 02.04.2012, № 3 от 09.01.2013) сроки поставки продуктов питания определены графиком поставки, согласованным с Заказчиком и заявкой Заказчика, п. 2.9. определено, что при приемке поставленного товара Заказчик осуществляет проверку количества и качества товара.

Таким образом, контроль за количеством и качеством поставляемых овощей, а также за периодичностью их поставки должно осуществлять Учреждение.

Из представленных к проверке товарных накладных, меню-требований и оборотных ведомостей по продуктам питания можно определить, что овощи поставлялись в Учреждение при наличии их остатков на складе, в несколько раз превышающем среднедневную потребность.

Например, среднедневное потребление картофеля в апреле 2012 года 22 кг. На конец дня 24.04.2012 остаток картофеля составил 123 кг, расход 25.04.2012 – 18 кг, остаток на конец дня 105 кг, 26.04.2012 по накладной № 8450 поступило 30 кг картофеля, расход – 18 кг, остаток на конец дня – 117 кг, 27.04.2012 по накладной № 8546 приобретено еще 40 кг, расход составил – 19 кг, остаток – 138 кг. Всего в апреле Учреждением приобретено 550,0 кг картофеля, израсходовано 440,5 кг, в результате остаток на конец месяца составил 109,5 кг, что в 5 раз больше среднедневного потребления картофеля.

Среднее количество потребляемой в день капусты в мае 2012 года – 12,33 кг. 25.05.2012, согласно накладной № 11238, на склад поступило 20 кг капусты, при этом остаток на начало дня – 45,7 кг, расход – 20 кг, остаток капусты на конец дня – 45,7 кг, 29.05.2012 – остаток на начало дня – 23,2 кг, по накладной № 10968 от 29.05.2012 поступило 30 кг, списание продукта не было, остаток на конец дня составил 53,2 кг. Всего в мае 2012 года было приобретено 200 кг капусты, остаток на начало месяца – 35,6 кг, остаток на конец месяца – 38,2 кг, что в 3 раза превышает среднее потребление продукта в день.

Аналогично осуществлялся расход овощей и в первом полугодии 2013 года.

Например, в феврале 2013 года расход картофеля составил 353 кг (среднее потребление продукта в день – 17,65 кг), приобретено 397 кг при остатке на начало месяца 40 кг, в результате остаток на конец месяца – 84 кг.

Среднее потребление моркови в день в феврале 2012года – 4,43 кг, приобретено 80,0 кг, остаток на начало месяца 22,19 кг, остаток на конец месяца – 13,52 кг.

Таким образом, контроль за поступлением и расходом овощей в Учреждении должным образом не осуществлялся, что повлекло необоснованное списание материальных запасов в 2012 году на сумму – 11,6 тыс. рублей, в 2013 году на сумму – 5,2 тыс. рублей, а также неэффективное использование денежных средств Учреждения, предусмотренных на оплату продуктов питания в объеме 16,8 тыс. рублей.

Проверкой правильности расходования средств, выделенных на питание воспитанников МДОУ «Детский сад № 165», установлено, что в Учреждении для детей организовано пятиразовое питание.

Средняя стоимость питания в день в расчете на одного ребенка в 2012 году составила 84,54 рубля, за 7 месяцев 2013 года средняя стоимость питания сложилась в сумме 81,61 рубля.

Выдача продуктов питания со склада производится по меню-требованию (ф. 0504202), утвержденному руководителем Учреждения. Меню-требование составляется ежедневно на основании примерного десятидневного меню.

Примерное десятидневное меню утверждено заведующей МДОУ «Детский сад № 165». Сведения из меню-требования после проверки заносятся в ежемесячную Накопительную ведомость по расходу продуктов питания (ф. 0504038).

В нарушение п. 16.10 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (далее по тексту СанПиН 2.4.1.2660-10) примерное десятидневное меню не содержит обязательной ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборниками рецептур.

Медицинским работником Учреждения ведется журнал бракеража готовой кулинарной продукции, журнал бракеража поступающего продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Контроль посещаемости воспитанников Учреждения осуществляется на основании внесенных данных в табель учета посещаемости детей (форма 504608). Данная форма заполняется ежедневно воспитателями групп.

В нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в проверяемом периоде установлены факты исправлений в табелях учета посещаемости детей без заверяющей подписи и даты исправления, что недопустимо при составлении первичных учетных документов. Например, табель учета посещаемости детей за апрель 2012 года группа 4 – воспитатель К.; за февраль 2012 года группа 4 – воспитатель К., группа 5 – воспитатель А. и т.д.

Аналитический учет продуктов питания ведется в оборотной ведомости по нефинансовым активам. Записи в оборотную ведомость по нефинансовым активам производятся на основании данных накопительной ведомости по приходу продуктов питания и накопительной ведомости по расходу продуктов питания. Ежемесячно в оборотной ведомости по нефинансовым активам подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца, которые отражаются в Главной книге.

Согласно п. 16.13 СанПиН 2.4.1.2660-10 в Учреждении на каждое блюдо должна быть заведена технологическая карта, в которой определен расход сырья и полуфабрикатов для приготовления того или иного блюда, а также выход готовой продукции.

Учреждением были представлены к проверке технологические карты, разработанные Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова» от 10 февраля 2012 года и утвержденные руководителем Учреждения.

Проверкой установлено, что данные технологические карты не могут быть применены для организации детского питания, т.к. составлены с нарушением ряда требований, утвержденных СанПиН 2.4.1.2660-10. Например, Приложение 12 СанПиН 2.4.1.2660-10 устанавливает примерные возрастные объемы порций приготавливаемых блюд для детей разного возраста.

Так, вес готового мясного, рыбного блюда составляет: для детей в возрасте 1 – 3 лет (50 – 70 г), для детей 3 – 7 лет (70 – 80 г). Технологической картой № 116 «Гуляш из говядины» предусмотрен вес готовой порции для детей в возрасте 1 – 3 года – 150 г, для детей 3 – 7 лет – 200 г, что соответственно на 80 г и 120 г больше установленной нормы. Технологическая карта № 4 «Котлеты запеченные» – вес готового блюда составляет для детей 1 – 3 лет – 160 г, для детей 3 – 7 лет – 250 г, что соответственно на 90 г и 170 г больше нормы.

Вес яичного блюда составляет для детей в возрасте 1 – 3 года (40 – 80 г), для детей 3 – 7 лет (80 – 100 г). По технологической карте № 90 «Омлет натуральный» выход блюда составляет 130 г и 150 г соответственно, что на 50 г больше предусмотренной нормы и т.д.

Кроме того, согласно технологической карте № 4, в состав блюда «Котлеты запеченные» входят макароны. Для детей в возрасте 1 – 3 года – 75 г, для детей 3 – 7 лет – 100 г.

При проверке меню-требований установлены факты систематического списания равного количества продуктов при приготовлении одних и тех же блюд с разным весом.

Например:

– согласно меню-требованию от 31.07.2013 при приготовлении обеда, состоящего из супа рисового на мясном бульоне и овощного рагу, с весом готового блюда для детей в возрасте 1 – 3 года (ясли) – 150/150, для детей 3 – 7 лет (сад) – 200/200 израсходовано мяса говядины на 1 порцию для яслей – 100г, для сада – 100 г; масла сливочного – 5 г и 5 г соответственно; риса – 10/10; капусты – 100/100; моркови – 50/50; лука 50/50; соли – 6/6; томатной пасты – 10/10;

– согласно меню-требованию от 06.05.2013 при приготовлении обеда, состоящего из щей на мясо-костном бульоне и плова, с выходом готового блюда для яслей – 150/150, для сада – 200/200 израсходовано мяса говядины на 1 порцию для яслей – 100г, для сада – 100 г; масла сливочного – 5/5 соответственно; картофеля – 200/200, моркови – 50/50; лука – 50/50; соли – 6/6; томатной пасты 10/10;

– согласно меню-требованию от 05.09.2012 при приготовлении обеда, состоящего из щей на мясо-костном бульоне, гречки отварной с гуляшом, свеклы отварной кусочками, с выходом готового блюда для яслей – 150/150, для сада – 200/200 израсходовано мяса говядины на 1 порцию для яслей – 100г, для сада – 100 г; муки – 5/5 соответственно; капусты – 100/100, моркови – 50/50; лука – 50/50; свеклы – 70/70; соли – 6/6; томатной пасты – 10/10 и т.д.

В ходе проверки соблюдения норм обеспечения питанием воспитанников в первом полугодии 2013 года установлено, что в МДОУ «Детский сад № 165» не соблюдаются нормы обеспечения питанием, установленные СанПиН 2.4.1.2660-10.

В результате завышения норм по отдельным наименованиям продуктов питания (кондитерские изделия, крупы (злаки) бобовые, молоко с м.д.ж. 2,5 – 3,2%, в т.ч. кисломолочные продукты с м.д.ж. 2,5 – 3,2%, мясо (говядина 1 кат. бескостная/ говядина 1 кат. на костях), рыба (филе), в т. ч. филе слабо или малосоленое, сыр неострых сортов твердый и мягкий, творог и творожные изделия, хлеб пшеничный и т.д.) установлен перерасход продуктов (в саду) на общую сумму 60,6 тыс. рублей.

Вместе с тем, установлены факты занижения норм обеспечения питанием (в саду) на общую сумму 84,3 тыс. рублей, в том числе: овощи, зелень – 34,3 тыс. рублей, соки фруктовые (овощные) – 12,9 тыс. рублей, фрукты (плоды) свежие – 12,6 тыс. рублей, хлеб ржаной – 5,9 тыс. рублей, яйцо куриное диетическое – 5,2 тыс. рублей, мясо птицы охлажденное (куры 1 кат. потр.) – 6,2 тыс. рублей и т.д.

В результате завышения норм по отдельным наименованиям продуктов питания (кондитерские изделия, молоко с м.д.ж. 2,5 – 3,2%, в т. ч. кисломолочные продукты с м.д.ж. 2,5 – 3,2%, мясо (говядина 1 кат. бескостная/ говядина 1 кат. на костях), сыр неострых сортов твердый и мягкий, творог и творожные изделия, хлеб пшеничный и т.д.) установлен перерасход продуктов (в яслях) на общую сумму 13,8 тыс. рублей.

Также установлены факты занижения норм обеспечения питанием (в яслях) на общую сумму 10,6 тыс. рублей, в том числе: овощи, зелень – 4,7 тыс. рублей, соки фруктовые (овощные) – 1,9 тыс. рублей, фрукты (плоды) свежие – 2,0 тыс. рублей, хлеб ржаной – 0,6 тыс. рублей мясо птицы охлажденное (куры 1 кат. потр.) – 0,6 тыс. рублей и т.д.

В соответствии с п. 3.16 «Методических указаний об организации учета и инвентаризации имущественно-материальных ценностей у материально-ответственных лиц в учреждениях системы Минпроса СССР», утвержденных приказом Министерства просвещения СССР от 28.01.1986 № 45, в случае изменения количества детей (свыше трех человек) по сравнению с данными на начало дня, указанными в меню-требовании, медсестра составляет расчет изменения потребности в продуктах питания. При увеличении потребности в продуктах питания выписывается накладная (требование) на склад, а при уменьшении потребности в продуктах питания излишки сдаются на склад (кладовую) и оформляются той же накладной (требованием) с указанием на ней «Возврат».

Сплошной проверкой соотнесения количества питающихся воспитанников Учреждения, указанных в меню-требовании, с данными, отраженными в табеле учета посещаемости детей в 2012 году и за 7 месяцев 2013 года, установлено необоснованное списание продуктов питания со склада Учреждения на общую сумму 23,8 тыс. рублей, в том числе в 2012 году – 18,1 тыс. рублей, в 2013 году – 5,7 тыс. рублей, из них:

1. Согласно меню-требованию за 01.06.2012, списание продуктов питания произведено на 52 ребенка (в саду), тогда как в соответствии с табелем учета посещаемости детей в этот день (в саду) присутствовало только 42 человека. Следовательно, необоснованно списано продуктов питания на 7 детей, на сумму 0,9 тыс. рублей.

2. Согласно меню-требованию от 27.12.2012, выдано продуктов на 93 воспитанника (в саду), тогда как в соответствии с табелем учета посещаемости детей в этот день в Учреждении находился 81 ребенок. Необоснованно списано продуктов питания на 9 детей, на сумму 0,9 тыс. рублей.

3. Согласно меню-требованию от 22.07.2013, списано продуктов на 25 человек, тогда как в соответствии с табелем учета посещаемости детей в этот день в Учреждении находилось 18 воспитанников. Следовательно, необоснованно списано продуктов питания на 4 детей, на сумму 0,5 тыс. рублей.

4. Согласно меню-требованию от 01.03.2013, (в саду) выдано продуктов на 86 детей, тогда как в соответствии с табелем учета посещаемости детей в этот день в Учреждении находилось 79 воспитанников. Необоснованно списано продуктов питания на 4 человека, на сумму 0,3 тыс. рублей и т. д.

В ходе проверки также установлено списание продуктов питания на меньшее количество воспитанников, чем находилось на тот момент в Учреждении. Данный факт привел к занижению порций готовых блюд, выдаваемых детям. Так, например:

– по меню-требованию от 12.03.2012 списано продуктов питания (в саду) на 62 ребенка, тогда как, согласно табелю учета посещаемости детей, в саду в тот день находился 71 воспитанник. Соответственно количество порций было занижено на 6 человек;

– по меню-требованию от 10.05.2012 списано продуктов на 80 детей, тогда как, согласно табелю, в этот день в Учреждении находилось 89 воспитанников. Разница составила 6 человек;

– по меню-требованию от 16.05.2013 списано продуктов (в саду) на 48 воспитанников, тогда как, согласно табелю, в этот день в саду находилось 63 ребенка. Разница составила 12 человек;

– по меню-требованию от 22.01.2013 списано продуктов на 60 человек, тогда как, согласно табелю, в этот день в Учреждении находилось 87 воспитанников. Разница составила 24 ребенка и т.д.

В соответствии с постановлениями администрации муниципального образования «Город Саратов» от 28.12.2011 № 2581 и от 29.12.2012 № 3021 «Об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в муниципальных образовательных учреждениях муниципального образования «Город Саратов», реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на 2012 и 2013 годы» размер родительской платы в день за содержание ребенка в МДОУ «Детский сад № 165» установлен на 2012 год в сумме 97,54 рублей, на 2013 год – 109,37 рублей. Пункт 3 данных постановлений уменьшает на 50 % размер родительской платы за содержание в муниципальном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, следующих категорий детей:

– дети из малоимущих семей;

– дети, родители (законные представители) которых имеют трех и более несовершенно летних детей;

– дети педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

На основании приказа руководителя Учреждения от 30.12.2011 № 130 «О ежемесячной оплате за содержание ученика начальной школы», в соответствии с решением общешкольного родительского собрания от 30.12.2011 (протокол № 2) расчет ежемесячной оплаты за содержание школьника в Учреждении производился, исходя из фактической стоимости потребленных продуктов питания, с учетом возмещения стоимости питания на одного обучающегося, определенного Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 23.03.2011 № 1037 «Об утверждении Порядков предоставления субсидий муниципальным бюджетным образовательным учреждениям и муниципальным автономным образовательным учреждениям из бюджета муниципального образования «Город Саратов».

В ходе проведения проверки правильности начисления и взимания ежемесячной родительской платы за содержание ребенка в МДОУ «Детский сад № 165» установлено следующее:

– в апреле 2012 года размер ежедневной родительской платы за содержание школьника в Учреждении составил 87,47 рублей и 71,47 рублей (для льготников). За этот месяц школьникам Учреждения, на основании табеля учета посещаемости детей, была начислена родительская плата за 20 дней. Данное количество дней сложилось за период с 02 по 28 апреля. С 02 по 03 апреля школьники находились на весенних каникулах и их фактическое пребывание в школе составило 18 дней. Продукты питания, с 02 по 03 апреля, на них не списывались.

Размер излишне начисленной и полученной с родителей платы за питание школьников в апреле 2012 года составил – 2,9 тыс. рублей;

– в феврале 2012 года размер ежедневной родительской платы за питание школьника в Учреждении составил 81,92 рублей и 65,92 рублей (для льготников).

На основании приказа руководителя Учреждения от 28.02.2012 № 42, в связи с аварийными ремонтными работами МУПП «Саратовводоканал» по улице имени академика О.К. Антонова 28.02.2012 и отсутствием холодного водоснабжения в Учреждении были сокращены по длительности занятия у школьников. В этот день продукты питания на детей, посещающих школу, не списывались. Согласно ведомости расчетов, родительская плата за февраль 2012 года рассчитана с учетом 28 февраля.

Таким образом, размер излишне начисленная и полученная с родителей плата за февраль 2012 года составила 1,3 тыс. рублей;

– в апреле 2013 года воспитанница Х. посещала МДОУ «Детский сад № 165» с 01.04.2013 по 03.04.2013, то есть 3 дня. В табеле учета посещаемости детей группы 2 (сад), воспитателем неверно подсчитано количество дней, подлежащих оплате – вместо 3 дней стоит 19 дней. Работниками централизованной бухгалтерии по данному ребенку излишне начислена родительская плата за 16 дней на сумму 1,7 тыс. рублей;

– в феврале 2013 года воспитателем, в табеле учета посещаемости детей группы 4 (сад), Б. подсчитано количество дней подлежащих оплате – 13, ребенок посещал детский сад 12 дней. Излишне начислена и получена родительская плата за 1 день в сумме 109,37 рублей.

Общая сумма излишне начисленной ежемесячной родительской платы, за содержание детей в Учреждении, составила – 6 тыс. рублей (2012 год – 4,2 тыс. рублей, за 7 месяцев 2013 год – 1,8 тыс. рублей). Оплата излишне начисленной ежемесячной родительской платы произведена в полном объеме.

В соответствии с Законом Саратовской области от 30.09.2009 № 138-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «Об образовании» на основании Порядка обеспечения дополнительным питанием обучающихся 1 – 4 классов муниципальных образовательных учреждений Ленинского района в части предоставления бесплатного молока, утвержденного приказом главы администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» от 20.01.2010 № 10 – молоком должны быть обеспечены все воспитанники 1 – 4 классов за исключением тех детей, которые не могут принимать данный продукт по медицинским показаниям.

Обеспечение молоком осуществляется в дни обучения в объеме 200 мл на одного обучающегося. Замена молока иными молочными и витаминосодержащими продуктами не предусмотрена.

В ходе проведения проверки обеспечения молоком школьников в МДОУ «Детский сад № 165» за 2012 год установлено, что в период с января по май 2012 года Учреждением необоснованно списано молока на 7 человек, на сумму 69,45 рублей и 24 ребенка Учреждения не были обеспечены молоком на сумму 253,55 рублей.

Например:

– 24 февраля в соответствии с табелем учета посещаемости детей количество учеников составляло 15 человек. Согласно «Отчету по выдаче молока» за февраль, подписанному руководителем Учреждения П. и ответственным за выдачу молока, 24 февраля молоко воспитанникам не выдавалось На основании оборотной ведомости по счету 010532000 «Продукты питания – иное движимое имущество учреждения» за февраль 2012 года средняя стоимость 1 упаковки (200 мл) приобретенного ультрапастеризованного молока с массовой долей жира 3,2 % для питания детей дошкольного и школьного возраста составляла 9,45 рублей. Таким образом, не были обеспечены молоком 15 человек на сумму 141,75 рублей;

– 28 апреля по табелю учета посещаемости детей в Учреждении присутствовало 15 школьников. На основании отчета в этот день выдано 13 упаковок молока. Согласно оборотной ведомости за апрель 2012 года, средняя стоимость молока составляла 9,45 рублей. Следовательно, 2 ребенка не были обеспечены молоком на сумму 18,90 рублей;

– 3 мая на основании табеля учета посещаемости детей количество воспитанников составляло 15 человек. На основании отчета 3 мая молоко выдано 16 воспитанникам. Согласно оборотной ведомости за март, средняя стоимость 1 упаковки молока составила 10,00 рублей Необоснованно списано молока на 1 ребенка, на сумму 10,00 рублей;

– 25 мая на основании табеля учета посещаемости детей количество школьников составляло 16 человек. Согласно отчету, 25 мая молоко выдано 17 воспитанникам. Необоснованно списано молока на 1 человека, на сумму 10,00 рублей.

Проверка правильности начисления и обоснованности выплаты заработной платы.

В проверяемом периоде оплата труда работников МДОУ «Детский сад № 165» осуществлялась на основании:

– решения Саратовской городской Думы от 30.10.2008 № 32-354 «О новой системе оплаты труда и стимулирования работников муниципальных образовательных учреждений, за исключением педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, и руководящих работников общеобразовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего и (или) основного общего и (или) среднего (полного) общего образования в муниципальном образовании «Город Саратов» (с изменениями) (далее решение Думы от 30.10.2008 № 32-354);

– решения Саратовской городской Думы от 16.07.2008 № 30-313 «О введении новой системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего и (или) основного общего и (или) среднего (полного) общего образования»;

– решения Саратовской городской Думы от 30.10.2008 № 32-353 «Об установлении должностных окладов общеотраслевых должностей работников муниципальных учреждений» (далее решение Думы от 30.10.2008 № 32-353).

Системой оплаты труда работников Учреждения предусмотрены:

– должностные оклады;

– выплаты по повышающему коэффициенту к должностному окладу;

– выплаты компенсационного характера;

– выплаты стимулирующего характера.

В проверяемом периоде в Учреждении действовали Коллективный договор МДОУ «Детский сад № 165», принятый на общем собрании работников Учреждения и зарегистрированный в управлении по труду и социальному развитию 02.06.2011, регистрационный № 266, а также Положение о порядке и условиях осуществления выплат стимулирующего характера по результатам труда работников, Положение о новой системе оплаты труда и стимулирования работников и Правила внутреннего трудового распорядка, являющиеся приложением к Коллективному договору.

В соответствии с распоряжениями администрации Ленинского района администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29.12.2011 № 2257-р и от 11.01.2013 № 15-р Учреждение отнесено к 2 группе по оплате труда руководителей дошкольных образовательных учреждений.

В проверяемом периоде штатные расписания Учреждения были утверждены приказами заведующей МДОУ «Детский сад № 165»:

– на 01.01.2012 в количестве 38,31 штатных единиц и месячным фондом оплаты труда в размере 359,3 тыс. рублей;

– на 04.05.2012 в количестве 38,31 штатных единиц и месячным фондом оплаты труда в размере 350,4 тыс. рублей;

– на 01.09.2012 в количестве 39,2 штатных единиц и месячным фондом оплаты труда в размере 352,0 тыс. рублей;

– на 01.10.2012 в количестве 39,2 штатных единиц и месячным фондом оплаты труда в размере 370,5 тыс. рублей;

– на 01.01.2013 в количестве 39,2 штатных единиц и месячным фондом оплаты труда 415,2 тыс. рублей.

В нарушение Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных постановлением Государственного Комитета РФ по статистике от 05.01 2004 № 1, изменения в штатные расписания внесены без приказа заведующей Учреждением.

Например:

– штатное расписание на 01.01.2012 утверждено приказом № 113 от 03.09.2011, этим же приказом утверждено штатное расписание на 01.05.2012;

– штатное расписание на 01.01.2013 утверждено приказом № 72 от 03.09.2012, этим же приказом утверждено штатное расписание на 01.09.2012.

Планом финансово-хозяйственной деятельности от 01.01.2012 средства на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда предусмотрены в объеме 5761,7 тыс. рублей, в течение финансового года плановые назначения увеличены до 6021,7 тыс. рублей.

Планом финансово-хозяйственной деятельности на 2013 год от 01.01.2012 средства на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда предусмотрены в объеме 6686,4 тыс. рублей.

Укомплектованность штатов в разрезе категорий персонала в МДОУ «Детский сад № 165» по состоянию на 01.01.2013 и на 01.09.2013 составляла:

ДС165 1

Среднемесячная заработная плата работников Учреждения по категориям персонала в 2012 году и за 8 месяцев 2013 года составила:

ДС165 2

Заработная плата руководителя Учреждения уменьшилась на 38.6% в связи с изменением вида и наименования Учреждения в соответствии с распоряжением администрации Ленинского района от 21.05.2012 № 694-р. Название «Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад № 165» изменено на «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 165», соответственно должность директора школы на заведующего детского сада, а также размер базовой части ежемесячной заработной платы уменьшен с 16,9 тыс. рублей до 9,1 тыс. рублей.

В нарушение статьи 140 ТК РФ в проверяемом периоде имели место случаи выплаты денежных сумм, причитающихся работникам, позже дня их увольнения. Например:

– педагог дополнительного образования уволена 29 июня 2012 года (приказ от 29.06.2012 № 51), выплата в размере 13,2 тыс. рублей перечислена на лицевой счет 3 июля 2012 года, что на 4 дня позже фактического увольнения;

– медицинская сестра уволена 18 марта 2013 года (приказ от 18.03.2013 № 11), выплата в размере 5,8 тыс. рублей перечислена на лицевой счет 5 апреля 2013 года, что на 18 дней позже фактического увольнения;

– сторож уволена 1 апреля 2013 года (приказ от 01.04.2013 № 15), выплата в размере 3,4 тыс. рублей перечислена на лицевой счет 18 апреля 2013 года, что на 17 дней позже фактического увольнения;

Всего подобных нарушений выявлено в 2012 году – 6, с несвоевременной выплатой в сумме 26,3 тыс. рублей, в 2013 году – 3, с несвоевременной выплатой в сумме 10,8 тыс. рублей.

Проверка операций с денежными средствами.

В проверяемом периоде операции с наличными денежными средствами в Учреждении не осуществлялись.

В ходе проверки банковских операций по лицевым счетам МДОУ «Детский сад № 165» за 2012 год и 8 месяцев 2013 года путем сличения данных Главной книги и журнала операций с безналичными денежными средствами нарушений не установлено.

Выписки банка подтверждены первичными документами, обороты и остатки сумм на лицевом счете соответствуют данным журнала операций с безналичными денежными средствами.

Операции по расчетам с подотчетными лицами в проверяемом периоде не осуществлялись, что подтверждается данными Главной книги по счету 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами».

В ходе проверки установлено:

1. Нарушение Федерального закона РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в части:

– (п. 1 ст. 9) списания авансовых платежей за электроэнергию в декабре 2012 года в отсутствии первичных учетных документов;

– (п. 2 ст. 12) проведения неполной инвентаризации материальных запасов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

2. Нарушение Приказа Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» в части:

– (п. 11) несвоевременного отражения первичных (сводных) учетных документов в регистрах бухгалтерского учета;

– (п. 10) несоблюдения порядка исправления ошибок в первичных документах без подтверждения подписями и датой исправления.

3. Нарушение Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных постановлением Государственного Комитета РФ по статистике от 05.01.2004 № 1 в части внесения изменений в штатные расписания без приказа руководителя Учреждения.

4. Нарушение п. 2.3. Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 в части признания результатов инвентаризации действительными при отсутствии одного члена инвентаризационной комиссии.

5. Нарушение постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» в части отсутствия в примерном десятидневном меню обязательной ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборниками рецептур.

6. Нарушение п. 3.2. Постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 28.12.2010 № 3265 «Об утверждении порядка определения объема и условий представления субсидий из бюджета муниципального образования «Город Саратов» муниципальным бюджетным и муниципальным автономным учреждениям» в части отсутствия в Соглашении о предоставлении субсидий Учреждению на 2012 год способов контроля за целевым использованием субсидий и выполнением задания, порядка предоставления отчетности о результатах выполнения муниципального задания и целевого использования субсидий.

При проверке установлены нарушения, имеющие стоимостную оценку:

1. Нецелевое расходование денежных средств в сумме 18,8 тыс. рублей, выразившееся в погашении кредиторской задолженности прошлых лет за счет средств бюджета города, выделенных Учреждению на финансовое обеспечение муниципального задания 2012 года.

2. Необоснованное списание продуктов питания на общую сумму 40,6 тыс. рублей, в том числе в 2012 году – 29,7 тыс. рублей, в 2013 году – 10,9 тыс. рублей.

3. Перерасход продуктов питания на сумму 74,4 тыс. рублей, недорасход продуктов питания на сумму 94,9 тыс. рублей в результате завышения (занижения) норм по отдельным наименованиям продуктов питания в первом полугодии 2013 года.

4. Искажение показателей Баланса (форма 0503730) по состоянию на 01.01.2012 и на 01.01.2013, повлекшее искажение валюты баланса в сумме 109,6 тыс. рублей (по состоянию на 01.01.2012 – в сумме 18,8 тыс. рублей, на 01.01.2013 – 90,8 тыс. рублей).

5. Недостоверность показателей за 2012 год:

– в «Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения» (ф. 0503769) по виду деятельности «приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)» и по виду деятельности «субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» на сумму 268,3 тыс. рублей;

– в «Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах» по счету 01 «Имущество, полученное в пользование» на сумму 42150,2 тыс. рублей, в связи с не отражением в учете стоимости земельного участка.

Аудитор контрольно-счетной палаты
муниципального образования «Город Саратов»
Е.Л. Юрова