Контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Саратов»
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, 78
Приемная +7(8452)27-99-91

Экспертно-аналитическая деятельность

В соответствии с Положением о контрольно-счетной палате муниципального образования «Город Саратов», планом работы контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» на 2021 год проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ исполнения муниципальным казенным учреждением «Капитальное строительство» функций заказчика при осуществлении мероприятий, предусматривающих расходование бюджетных средств на строительство школы на 825 мест с бассейном в микрорайоне К-16 «Звезда» в Кировском районе города Саратова». Разработку проектной документации на строительство школы в микрорайоне К-16 «Звезда» в 2019 году осуществляло ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» Саратовской области. Согласно положительному заключению государственной экспертизы стоимость строительства объекта составляла 805 169,36 тыс. рублей. Фактические расходы МКУ «Капитальное строительство» на строительство объекта (в том числе с учетом стоимости экспертизы смет и проектной документации, инженерных изысканий, корректировки рабочей документации, присоединения к сетям тепло-водоснабжения, технологического присоединения к сетям электроснабжения, строительно-монтажных работ) составили 829 871,7 тыс. рублей. Основная доля расходов (97,6%) по строительству объекта была осуществлена в рамках муниципального контракта от 12.08.2019, заключенного на сумму 809 676,6 тыс. рублей. Начальная (максимальная) цена данного контракта (далее - НМЦК) при опубликовании извещения о закупке составила 770 510,4 тыс. рублей. При этом в цену контракта были включены не только строительно-монтажные работы, работы по благоустройству, но и стоимость немонтируемого оборудования (оборудование пищеблока, столовой, школьное и офисное оборудование, спортинвентарь, компьютеры и оргтехника, и пр.), непосредственно не связанного с выполнением строительно-монтажных работ. При анализе проектной документации было установлено, что указанная в ней стоимость приобретаемого оборудования была завышена относительно средних рыночных цен на него (проведен анализ цен 289 из 522 наименований оборудования по состоянию на 15.07.2021, общая сумма завышения стоимости - 67 558,6 тыс. рублей). Поскольку проверка стоимости оборудования при проведении государственной экспертизы не осуществлялась (так как она была определена в проекте по прайс-листам), оценка ее обоснованности являлась обязанностью заказчика при формировании НМЦК закупки, что не было выполнено надлежащим образом. Завышение НМЦК подтверждается так же тем, что фактически цена приобретенного подрядчиком технологического оборудования по актам выполненных работ на 115 510,5 тыс. рублей (или 61%) ниже цен, предусмотренных проектом и заключенным контрактом. Экономия, сложившаяся при закупке оборудования, не уменьшила сумму контракта, а была направлена на увеличение стоимости строительно-монтажных работ и используемых материалов. Кроме того, при расчете НМЦК из сводного сметного расчета «Глава 9. Прочие работы и затраты» заказчиком не была исключена стоимость работ на технологическое присоединение к электрическим сетям на сумму 7 512,6 тыс. рублей, выполнение которых осуществлялось в рамках уже заключенного 03.04.2019 договора, то есть стоимость работ изначально была задвоена. В ходе исполнения контракта заказчик и подрядчик в нарушение части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) заключили дополнительное соглашение от 20.12.2019 на поставку оборудования, не предусмотренного проектом, документацией о закупке и контрактом на сумму 39 166,2 тыс. рублей (лабораторное оборудование и приборы, образовательные модули, модели, муляжи, настольные игры и др.), которое по своей сути являлось обеспечением дополнительной потребности заказчика, и его приобретение должно было осуществляться в рамках самостоятельных процедур определения поставщика. Также дополнительным соглашением от 20.12.2019 к контракту изменялись виды и объемы работ, приводящие к удорожанию стоимости строительства (вместо облицовки фасадов плитами из керамогранита выполнена наружная отделка с установкой системы вентилируемого фасада из оцинкованных панелей, вместо работ по монтажу связей и распорок из одиночных и парных уголков, гнутосварных профилей при устройстве перекрытия выполнено устройство перекрытия с использованием ферм, прогонов готового исполнения, вместо устройства мягкой кровли выполнены работы по устройству кровли мембранной, вместо плитки керамической при устройстве полов использованы плиты керамогранитные, вместо металлических ограждений лестниц выполнено устройство ограждений из нержавеющей стали, и др). В декабре 2019 года заказчиком была осуществлена приемка и оплата фактически невыполненных работ по озеленению территории школы на сумму 1 268,5 тыс. рублей. В апреле 2020 года эти работы были произведены, но не в соответствии с ранее оплаченным актом выполненных работ: вместо деревьев высотой 3,0-4,0 м высажены деревья высотой до 1,7 м. Учитывая, что стоимость высаженных деревьев ниже оплаченных в декабре 2019 года, сумма необоснованных расходов составила 259,6 тыс. рублей. Сторонами неправомерно изменены условия контракта при заключении дополнительного соглашения, содержащего завышенную стоимость материалов, относительно стоимости тех же материалов, предусмотренных первоначальными локально-сметными расчетами, что привело к увеличению расходов на сумму 8 125,3 тыс. рублей. Например, при строительстве школьного стадиона с футбольным полем была увеличена цена по прайс-листу на искусственный газон "Multi Grass" h=4 см с 1,32 до 2,32 тыс. рублей за кв. м, при устройстве баскетбольной и волейбольной площадки была увеличена цена по прайс-листу на резиновое покрытие "Мастерфайбрспорт" толщиной 10 мм с 1,4 до 2,1 тыс. рублей за кв. м, при устройстве дорожной одежды расценка на плиты тротуарные заменена на цену по прайс-листам, что увеличило стоимость с 0,9 до 2,6 тыс. рублей за кв. м, по общестроительным работам увеличена цена по прайс-листам на профилированный лист оцинкованный, кабель силовой с медными жилами, выключатели автоматические, вентиляторы радиальные, клапана противопожарные, вводно-распределительные устройства и др. Так же при выполнении работ применялись иные материалы в отсутствие обоснования их улучшенных свойств по сравнению с материалами, предусмотренными локально-сметными расчетами контракта и проекта (иные марки стальных радиаторов, краски и грунтовки акриловой, линолеума и др.), что так же влекло удорожание стоимости строительства. При этом подтверждения целесообразности такой замены, невозможности использования материалов, предусмотренных проектом, не было предоставлено. Отсутствие в проекте, документации о закупке, в контракте описания характеристик, марок и моделей технологического оборудования привело к дополнительным расходам бюджетных средств на приобретение сопоставимого оборудования по более высокой стоимости на общую сумму 704,2 тыс. рублей, что противоречит принципу эффективного использования бюджетных средств, предусмотренному статьей 34 Бюджетного Кодекса РФ. В ходе экспертно-аналитического мероприятия в МАОУ «Лицей «Звезда» проведена выборочная инвентаризация оборудования, отраженного в актах выполненных работ как установленное подрядчиком, по итогам которой 366 единиц оборудования на сумму 17 672,4 тыс. рублей не было обнаружено, а вместо него в школе находилось 366 единиц оборудования на сумму 11 222,1 тыс. рублей иных марок, моделей, производителей. Таким образом, заказчиком было принято по актам выполненных работ и оплачено иное оборудование, не соответствующее контракту по установленным характеристикам, маркам, моделям. Строительный контроль за всеми видами работ при возведении школы осуществлялся специализированной организаций в рамках заключенных муниципальных контрактов. Однако при проведении строительно-монтажных работ были допущены многочисленные отклонения от проекта, согласование которых с проектной организацией не осуществлялось. Данные изменения в отчетах организации, осуществляющей строительных контроль, не отражены. Так, отчет о результатах строительного контроля не содержит перечень измененных технических решений в рабочей документации с приложением копий обосновывающих материалов; перечень дополнительных (непредвиденных) работ, возникший в процессе строительства с копиями обосновывающих материалов; сведения об изменениях графиков выполнения работ. В отчете отсутствует информация об актах освидетельствования скрытых работ по блокам А, Б, В, Г по устройству перегородок из гипсокартона, штукатурке, паро- и теплоизоляции, электроосвещению, устройству лифтов, по блокам Д и Е отсутствует информация о работах по устройству электроосвещения, устройству лифтов. В полном объеме отсутствует информация об актах освидетельствования скрытых работ по устройству дорожной одежды, спортивных и детских площадок. Кроме того, организация строительного контроля подписывала акты, содержащие информацию о фактически невыполненных работах. Таким образом, услуги строительного контроля исполнены ненадлежащим образом, расходы на их оплату в сумме 1 227,9 тыс. рублей не соответствуют принципу эффективного использования бюджетных средств, предусмотренному статьей 34 Бюджетного Кодекса РФ. После принятия объекта в эксплуатацию директором МАОУ «Лицей «Звезда» неоднократно направлялись письма в МКУ «КС» о необходимости устранения имеющихся недостатков строительных работ в рамках гарантийных обязательств (восстановление асфальтового покрытия, отсутствие частичной облицовки фасада здания у входа в вентиляционную систему, ремонта внутренних помещений в связи с деформацией линолеума, низкая всхожесть газона и др.), а так же о необходимости рассмотрения вопроса несоответствия установленного технологического оборудования принятому по актам выполненных работ (компьютеры, ноутбуки, станки фрезерные, токарные, холодильники и др.). По состоянию на 20.12.2021 подрядчиком в рамках гарантийных обязательств были устранены недостатки строительных работ. О результатах мероприятия были проинформированы глава муниципального образования «Город Саратов», председатель Саратовской городской Думы. Скачать PDF
Возврат к списку