Контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Саратов»
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, 78
Приемная +7(8452)27-99-91

Экспертно-аналитическая деятельность

В соответствии с Положением о контрольно-счетной палате муниципального образования «Город Саратов», планом работы контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» на 2021 год проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ исполнения муниципальным казенным учреждением «Капитальное строительство» функций заказчика при осуществлении мероприятий, предусматривающих расходование бюджетных средств на строительство школы на 1100 мест на территории бывшего Саратовского авиационного завода в ЖК «Авиатор». Разработку проектной документации на строительство школы в ЖК «Авиатор» в 2019 году осуществляло ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» Саратовской области. Согласно положительному заключению государственной экспертизы стоимость строительства объекта составляла 817 945,35 тыс. рублей. Фактические расходы МКУ «Капитальное строительство» на строительство объекта (в том числе с учетом стоимости экспертизы смет и проектной документации, инженерных изысканий, корректировки рабочей документации, присоединения к сетям тепло-водоснабжения, технологического присоединения к сетям электроснабжения, строительно-монтажных работ, приобретения оборудования) составили 840 619,0 тыс. рублей. При определении подрядчиков на выполнение работ по строительству объекта «Общеобразовательная организация. Школа на 1100 мест на территории бывшего Саратовского авиационного завода в ЖК «Авиатор» (далее - школа в ЖК «Авиатор») МКУ «Капитальное строительство» для обоснования начальных (максимальных) цен контрактов (далее – НМЦК) использовало проектно-сметный метод. Основная доля расходов (91,5%) на строительство данного объекта была осуществлена в рамках исполнения двух муниципальных контрактов, заключенных с единственным участником аукционов, от 24.09.2019 на сумму 400 000,0 тыс. рублей и от 30.03.2020 на сумму 335 778,3 тыс. рублей. При этом суммарная начальная (максимальная) цена контрактов по этим двум закупкам превысила общую сметную стоимость работ, предусмотренную проектом и прошедшую ценовую экспертизу, на сумму 20 566,38 тыс. рублей, что не позволяет признать начальные (максимальные) цены этих двух контрактов обоснованными. Данная ситуация сложилась ввиду того, что часть работ (по разделам «Перегородки», «Витражи», «Кровля», «Лестницы», «Окна», «Двери», «Разные работы»), изначально предусмотренная контрактом в 2019 году, не выполнялась подрядчиком. При этом расторжение контракта в части невыполненных работ не было произведено, а стоимость этих работ была перераспределена в нарушение требований законодательства на увеличение стоимости используемых материалов. Поскольку невыполненные в 2019 году работы были необходимы заказчику для продолжения строительства, они были повторно включены в следующую закупку, по результатам которой с тем же подрядчиком был заключен еще один контракт. В нарушение требований законодательства заказчик при размещении в ЕИС извещений и документации об электронных аукционах на определение исполнителя работ при осуществлении строительства школы в ЖК «Авиатор» не разместил проектную документацию в полном объеме (не были опубликованы сметы на строительство объекта), что делало непрозрачной процедуру закупки. При исполнении муниципального контракта от 24.09.2019 на выполнение работ по строительству школы в ЖК «Авиатор» заказчик и подрядчик 19.12.2019 заключили дополнительное соглашение, изменяющее существенные условия контракта в части увеличения стоимости используемых материалов (федеральные расценки были заменены на более дорогие прайсовые позиции, и, наоборот, в случае, если изначально предусмотренная контрактом прайсовая позиция была ниже стоимости федеральной расценки, производилась замена на федеральную расценку), что привело к удорожанию стоимости строительства объекта. Например, по разделу 4 «Перекрытие над техподпольем» локального сметного расчета № 02-01-01: использовались плиты железобетонные многопустотные П72.15-8Ат, стоимость которых за 1 единицу (м3) в соответствии с ФССЦ 05.1.06.14-0011 в базисных ценах составляла 1,17 тыс. рублей, а при применении прайсовой позиции возросла до 2,99 тыс. рублей, в текущих ценах стоимость увеличилась с 9,21 тыс. рублей до 23,58 тыс. рублей; использовались плиты железобетонные многопустотные П72.12-8Ат, стоимость которых за 1 единицу в соответствии с ФССЦ 05.1.06.14-0011 в базисных ценах составляла 1,17 тыс. рублей, а при применении прайсовой позиции возросла до 2,47 тыс. рублей, в текущих ценах стоимость увеличилась с 9,21 тыс. рублей до 19,48 тыс. рублей; использовались плиты железобетонные многопустотные ПК68.15-9Ат, стоимость которых за 1 единицу в соответствии с ФССЦ 05.1.06.14-0011 в базисных ценах составляла 1,17 тыс. рублей, а при применении прайсовой позиции возросла до 3,3 тыс. рублей, в текущих ценах стоимость увеличилась с 9,21 тыс. рублей до 25,96 тыс. рублей. Всего в результате такой замены стоимость плит перекрытия, использовавшихся при строительстве объекта, увеличилась с 20 731,1 тыс. рублей до 37 455,2 тыс. рублей. Кроме того, заключенным дополнительным соглашением от 19.12.2019 к муниципальному контракту от 24.09.2019 были изменены существенные условия контракта в части замены материалов на иные с более высокой стоимостью. При этом подтверждение целесообразности такой замены, невозможности использования материалов, предусмотренных проектом, не было предоставлено. Всего в результате такой замены материалов на более дорогие стоимость принятых и оплаченных работ при строительстве объекта увеличилась на 36 908,2 тыс. рублей. Аналогичная ситуация сложилась и в 2020 году при подписании дополнительного соглашения от 27.07.2020 к контракту от 30.03.2020 на выполнение работ по строительству школы в ЖК «Авиатор». Так, стоимость радиаторов отопления, первоначально указанная в локальных сметных расчетах на основании прайс-листов, при исполнении контракта в дополнительном соглашении была увеличена за счет применения для ее расчета федеральных расценок. Например, при выполнении работ по устройству системы отопления в блоке Е школы, указанная в локальном сметном расчете № 02-06-08: стоимость радиаторов на 4 секции РБС-500 «Сантехпром», определенная по прайс-листу в сумме 2,74 тыс. рублей, была заменена на позицию «радиаторы алюминиевые GLAN-500», стоимость которых рассчитана с применением федеральной расценки ФССЦ 18.5.10.04-0026 и составила 4,49 тыс. рублей; стоимость радиаторов на 10 секций РБС-500 «Сантехпром», определенная по прайс-листу в сумме 6,85 тыс. рублей, была заменена на позицию «радиаторы алюминиевые GLAN-500», стоимость которых рассчитана с применением федеральной расценки ФССЦ 18.5.10.04-0029 и составила 11,36 тыс. рублей, и др. В результате таких замен стоимость работ только по данному локальному сметному расчету в текущих ценах возросла на 285,47 тыс. рублей, а всего по дополнительному соглашению произошло увеличение стоимости радиаторов при производстве работ на всех блоках объекта на общую сумму 3 881,0 тыс. рублей. Необходимо отметить, что законодательством при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускалась возможность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте, но при этом их цена не должна изменяться (увеличиваться). Таким образом, учитывая, что в отношении изначально указанных в проектно-сметной документации и контракте материалов и их стоимости проводилась государственная экспертиза, а обоснования необходимости их замены не были представлены, данное увеличение стоимости не соответствует принципу эффективного использования бюджетных средств, предусмотренному статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При заключении МКУ «Капитальное строительство» 23.07.2020 договора на проведение авторского надзора его сумма была необоснованно завышена на 201,2 тыс. рублей. Строительство школы в ЖК «Авиатор» осуществлялось в период с 24.09.2019 по 10.08.2020. Однако в 2019 году договор на проведение авторского надзора за строительством объекта не заключался. В 2020 году МКУ «Капитальное строительство» при заключении договора на проведение авторского надзора за строительством объекта указало срок оказания данных услуг с даты заключения договора 23.07.2020 по 10.08.2020 (то есть менее 1 месяца), но не ранее подписания акта сдачи-приемки законченного строительством объекта. При этом стоимость данных услуг была рассчитана в сумме 300 тыс. рубле, исходя из полной стоимости строительства объекта, осуществляемого в 2020 году (в соответствии с нормативами не более 0,2%). Вместе с тем к моменту заключения договора авторского надзора стоимость невыполненных работ, за проведением которых мог осуществляться надзор, составляла 49 417,8 тыс. рублей. То есть стоимость услуг авторского надзора не могла превысить 98,8 тыс. рублей. Кроме того, услуги по авторскому надзору за строительством школы в ЖК «Авиатор» заказчиком были приняты без замечаний, хотя исполнителем работ не были представлены обязательные документы, составляемые при проведении надзора и подтверждающие его исполнение (в том числе журнал авторского надзора, сводный отчет о проведении авторского надзора за строительством объекта). Строительный контроль всех видов работ при строительстве школы в ЖК «Авиатор», выполняемых в соответствии с заключенными муниципальными контрактами, осуществлялся в 2019 году МУП «Саратовское городское капитальное строительство и комплектация» по договору от 26.10.2019, в 2020 году - ООО «Спектрстрой» по договорам от 31.03.2020 и 15.05.2020. В отчете МУП «Саратовское городское капитальное строительство и комплектация» отсутствовали перечень актов промежуточной приемки работ, в том числе перечень актов освидетельствования скрытых работ; перечень документов, подтверждающих качество материалов и изделий, в том числе перечень технических паспортов, их реквизитов, наименование завода-поставщика используемых материалов; ведомость результатов испытаний строительных материалов (и грунтов) по данным подрядчика; результаты испытаний строительных материалов, проведенных строительным контролем с оценкой достоверности испытаний, выполненных подрядчиком. Отчеты ООО «Спектрстрой», составленные по установленной договорами форме, при проверке представлены не были. Вместо отчетов был предъявлен пакет документов в виде сшитых в один том табличных данных из актов выполненных работ КС-2 без подписей должностных лиц, каких-либо выводов. Содержащиеся в данном томе копии фотоснимков на 12 страницах имели признаки недостоверности. Таким образом, ставится под сомнение осуществление строительного контроля в периоды, указанные в отчетах. Учитывая вышеизложенное, услуги строительного контроля были исполнены ненадлежащим образом, но в нарушение требований, установленных пунктами 1, 2 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ они были приняты заказчиком без замечаний и оплачены в полном объеме на общую сумму 1 186,0 тыс. рублей. Так как не были получены планируемые результаты от осуществления данной деятельности, расходы на оплату услуг строительного контроля не соответствуют принципу эффективного использования бюджетных средств, предусмотренному статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В нарушении частей 6, 7 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ заказчиком не были выставлены требования об уплате пеней поставщикам оборудования за нарушение сроков исполнения 8 контрактов на общую сумму 217,7 тыс. рублей. Также заказчик не обратился в суд с требованием о взыскании с подрядчика строительства школы в ЖК «Авиатор» неустоек на общую сумму 8 368,9 тыс. рублей за ненадлежащее исполнение контрактов на строительство школы (контракты от 24.09.2019 и от 30.03.2020) после отказа их уплаты подрядчиком в добровольном порядке по 10 направленным в период с 10.12.2020 по 21.01.2021 претензиям (за нарушение графиков выполнения отдельных видов работ, за нарушение сроков выполнения работ, за непредоставление информации о привлеченных субподрядчиках, в том числе из числа субъектов малого предпринимательства, за нарушения подрядчиком условий оплаты работ, выполняемых субподрядчиками из числа субъектов малого предпринимательства и др.). После принятия объекта в эксплуатацию директором МОУ «Гимназия №34» неоднократно направлялись письма в МКУ «Капитальное строительство» о необходимости устранения имеющихся недостатков строительных работ в рамках гарантийных обязательств (восстановление асфальтового покрытия, на стенах технического подполья, подвальных помещений присутствуют следы подтопления, в большом спортивном зале наблюдаются намокание стены в виде ржавых пятен, в некоторых кабинетах произошла деформация напольного покрытия, и др.). В адрес подрядчика была направлена претензия от 29.03.2021 с требованием уплаты штрафных санкций в сумме 1 846,8 тыс. рублей за ненадлежащее исполнение условий контракта. Сумма в полном объеме была удержана из обеспечения гарантийных обязательств по банковской гарантии. По состоянию на 20.12.2021 подрядчик в рамках гарантийных обязательств устранил недостатки строительных работ. При проведении экспертно-аналитического мероприятия был выявлен случай отражения в регистрах бюджетного учета по счету 106.31 «Вложения в основные средства - иное движимое имущество» затрат в сумме 19 093,4 тыс. рублей на оборудование, которое фактически не было закуплено, а только планировалось к приобретению (была отражена операция, не имевшая места в реальной хозяйственной жизни). За данное нарушение главный бухгалтер учреждения была привлечена к административной ответственности по части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ «Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности». О результатах мероприятия были проинформированы глава муниципального образования «Город Саратов», председатель Саратовской городской Думы.
Возврат к списку