Контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Саратов»
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, 78
Приемная +7(8452)27-99-91

Экспертно-аналитическая деятельность

Информация о результатах проведенного анализа использования бюджетных средств, направленных на оплату труда работников муниципальных образовательных учреждений в 2020-2021 годах, истекшем периоде 2022 года

Контрольно-счетной палатой муниципального образования «Город Саратов» проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ использования бюджетных средств, направленных на оплату труда работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования в 2020-2021 годах, истекшем периоде 2022 года».

В ходе мероприятия была осуществлена проверка соблюдения установленного в учреждениях порядка распределения фонда оплаты труда, обоснованности расходов на оплату труда работников образовательных учреждений, в том числе размеров должностных окладов административно-управленческого персонала, выплат стимулирующего характера молодым педагогическим работникам; проведен анализ эффективности использования бюджетных средств, направленных на оплату труда работников образовательными учреждениями.

По результатам аналитического мероприятия установлено, что оплата труда работников муниципальных образовательных учреждений города, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, в основном, осуществлялась в соответствии с требованиями нормативных актов, а также в соответствии с принятыми в учреждениях локальными нормативными актами.

Вместе с тем, применяемый алгоритм расчета средней заработной платы педагогического персонала в целях определения размера оклада руководителей образовательными учреждениями города, имеющими по состоянию на 01 сентября вакантные ставки учителей, не соответствует Методике формирования фонда оплаты труда и заработной платы работников муниципальных учреждений, порядку и целям составления тарификационных списков, приведенным в методических рекомендациях по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, и не обеспечивает выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к оказанию образовательных услуг.

В отдельных случаях допущенные учреждениями нарушения порядка расчета средней заработной платы педагогического состава повлекли завышение размеров окладов руководителей и, как следствие, необоснованное расходование бюджетных средств на выплату заработной платы административно-управленческому персоналу. Всего за два учебных года 2019/2020 и 2020/2021 необоснованные расходы были выявлены в 9 общеобразовательных учреждениях и составили 2 651,3 тыс. рублей. В 6 из 9 указанных учреждений образования нарушения были выявлены только в одном из периодов (учебных годов), то есть носят несистематический характер.

Кроме того, следует отметить, что по результатам проведенного мероприятия указанные нарушения были пресечены в данных общеобразовательных учреждениях и в следующем учебном 2021/2022 году не допускались.

В трех учреждениях были выявлены отдельные недостатки при составлении и соблюдении локальных актов, определяющих порядок выплаты заработной платы. Одним учреждением допущены выплаты педагогическим работникам заработной платы за внеучебную деятельность без надлежащего документального подтверждения выполнения данной работы, что повлекло неправомерные расходы в сумме 460,2 тыс. рублей.

Выборочной проверкой осуществления стимулирующих выплат молодым учителям в 2021/2022 учебном году установлено следующее.

При отсутствии объективных причин в образовательных учреждениях города молодым педагогам не начислялась стимулирующая выплата в целях доведения заработной платы до 70 процентов средней номинальной начисленной заработной платы работников организаций в области в расчете на норму часов педагогической работы за ставку заработной платы в течение 7 -13 месяцев с момента принятия решения о ее введении (с 12.11.2020 года).

Так, данные стимулирующие выплаты в образовательных учреждениях Заводского района осуществляются с 01.07.2021 года, в образовательных учреждениях Волжского, Октябрьского, Ленинского, Фрунзенского и Кировского районов, начиная с января 2022 года.

По результатам проведенного анализа было установлено, что на территории одного муниципального образования отсутствует единый подход к расчету указанных стимулирующих выплат молодым педагогическим работникам. Следовательно, уровень заработной платы молодых педагогов при одинаковой общей часовой нагрузке существенно различается в разных общеобразовательных учреждениях города.

В частности, в образовательных учреждениях Заводского района размер данной выплаты определяется только за 1 ставку. Оплата нормируемой нагрузки молодого учителя, имеющего свыше 1 ставки, производится исходя из фактической стоимости ученико-часа, сложившейся в образовательном учреждении, что, как показал анализ, ниже уровня стоимости часа, рассчитанного исходя из установленного целевого ориентира. Таким образом, образовательными учреждениями Заводского района требование о доведение среднемесячной заработной платы молодых педагогических работников до 70 процентов установленной на соответствующий финансовый год средней номинальной начисленной заработной платы работников организаций в области не соблюдается.

По итогам проведенного мероприятия в районные администрации, муниципального образования «Город Саратов» направлены информационные письма, в комитет по образованию муниципального образования «Город Саратов» - обращение о выработке единого подхода к осуществлению стимулирующих выплат молодым педагогическим работникам.

О результатах мероприятия проинформированы глава муниципального образования «Город Саратов», а также председатель Саратовской городской Думы.
Возврат к списку