Контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Саратов»
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, 78
Приемная +7(8452)27-99-91

Экспертно-аналитическая деятельность

Информация о результатах проведенного анализа использования бюджетных средств, выделенных на строительство и ремонт пешеходных зон и тротуаров в 2020-2021 годах и истекшем периоде 2022 года

Контрольно-счетной палатой муниципального образования «Город Саратов» проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ использования бюджетных средств, выделенных на строительство и ремонт пешеходных зон и тротуаров в 2020-2021 годах и истекшем периоде 2022 года в рамках муниципальной программы «Развитие дорожно-транспортного комплекса муниципального образования «Город Саратов» на 2018-2025 годы».

В 2020-2022 годах структурными подразделениями администрации муниципального образования «Город Саратов» на исполнение программных мероприятий по ремонту тротуаров на территории муниципального образования «Город Саратов» по состоянию на 02.11.2022 было заключено 762 муниципальных контракта на общую сумму 2 590 995,3 тыс. рублей, в том числе:

администрацией Ленинского района – 173 контракта на сумму 557 653,9 тыс. рублей;

администрацией Кировского района – 105 контрактов на сумму 550 657,5 тыс. рублей;

администрацией Заводского района – 181 контракт на сумму 452 664,3 тыс. рублей;

администрацией Октябрьского района – 133 контракта на сумму 428 588,5 тыс. рублей;

администрацией Волжского района – 81 контракт на сумму 340 315,8 тыс. рублей;

администрацией Фрунзенского района – 73 контракта на сумму 217 532,4 тыс. рублей;

департаментом Гагаринского административного района – 3 контракта на сумму 31 480,9 тыс. рублей;

комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта – 13 контрактов на сумму 12 102,0 тыс. рублей, из них 4 контракта на сумму 1 074,2 исполнены 22.11.2022.

Средняя стоимость ремонта 1 кв. м тротуаров на территории города составляла в 2020 году 1,6 тыс. рублей, в 2021 году - 1,9 тыс. рублей, в 2022 году - 2,5 тыс. рублей). В ходе проведения мероприятия была проанализирована методика расчета цены ремонта тротуаров у всех вышеуказанных исполнителей программы. Во всех районах применялась одинаковая методика расчета цены. Разница в стоимости ремонта тротуаров у конкретных заказчиков в каждом случае заключения контрактов была обусловлена разным составом работ при их ремонте, а также неодинаковым снижением начальной максимальной цены контрактов при проведении аукционов.

Работы по ремонту тротуаров в анализируемый период исполняли 66 подрядных организаций. Наибольшая площадь тротуаров на территории муниципального образования «Город Саратов» в рамках программных мероприятий была отремонтирована АО «Автогрейд» (8,8% от общей площади отремонтированных тротуаров), ООО «РБ-САР» (7,6%), ООО «Приволжье» (6,9%), ООО «ТермоСтройМонтаж» (6,3%), ООО «Благоустройство» (5,5%).

По результатам исполнения муниципальных контрактов на территории муниципального образования «Город Саратов» по состоянию на 08.11.2022 был произведен ремонт 439 тротуаров общей площадью 1 439 298,8 кв. м, из них:

в Ленинском районе – 99 тротуаров площадью 316 235,3 кв. м;

в Кировском районе – 69 тротуаров площадью 306 729,9 кв. м;

в Заводском районе – 94 тротуара площадью 228 777,0 кв. м;

в Октябрьском районе – 51 тротуар площадью 236 273,3 кв. м;

в Волжском районе – 66 тротуаров площадью 198 891,4 кв. м;

во Фрунзенском районе – 35 тротуаров площадью 131 275,6 кв. м;

в Гагаринском административном районе – 18 тротуаров площадью 11 983,4 кв. м;

на территории, закрепленной за комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта, – 7 тротуаров площадью 9 132,9 кв. м.

При проведении экспертно-аналитического мероприятия комиссиями структурных подразделений администрации муниципального образования «Город Саратов», исполнявших программные мероприятия, совместно с сотрудниками контрольно-счетной палаты были осмотрены результаты работ по ремонту 334 тротуаров (или 76% от всех отремонтированных тротуаров).

По результатам осмотра на 237 тротуарах существенных дефектов асфальтобетонного покрытия не выявлено. На 97 тротуарах выявлен 241 дефект, а именно:

136 дефектов, устранение которых возможно в рамках исполнения гарантийных обязательств подрядчиками: трещины на асфальтобетонном покрытии; просадка, проломы, вспучивание, разрушение целостности асфальтобетонного покрытия; разрушение асфальтобетонного покрытия проезжей части в местах примыкания к дорожным бортовым камням; отсутствие асфальтобетонного покрытия на участках вокруг колодцев; отклонение, сколы, трещины, разрушение бортовых камней; отсутствие бортовых камней; расположение крышек люков колодцев ниже уровня асфальтобетонного покрытия; оставление строительного мусора на зеленых зонах;

105 дефектов (просадка, трещины, нарушение целостности асфальтобетонного покрытия, отсутствие и отклонение бортовых камней), образовавшихся в результате действий третьих лиц: после проведения вскрышных работ, проводимых ресурсоснабжающими организациями - 54 дефекта; при выполнении работ по уборке улиц в зимний период, при ремонте проезжей, при демонтаже (строительстве) зданий – 18 дефектов; после отбора вырубок, производимых контрольно-надзорными органами, – 33 дефекта.

По итогам осмотра тротуаров структурными подразделениями администрации муниципального образования «Город Саратов» проведена работа, направленная на устранение 228 дефектов, а именно:

в ходе проведения мероприятия было устранено 15 дефектов асфальтобетонного покрытия;

подрядчикам направлены уведомления об устранении 135 дефектов асфальтобетонного покрытия в рамках гарантийных обязательств, предусмотренных условиями контрактов, а также об устранении повреждений после проведенных 16 вырубок;

направлены претензии в адрес организаций по устранению 48 дефектов асфальтобетонного покрытия, образовавшихся после проведения вскрышных работ (ООО «Концессии водоснабжения–Саратов», МУП «Водосток», ПАО «Т-Плюс», ООО «СПГЭС», ПАО «Ростелеком»);

направлены претензии в адрес организаций по устранению 6 дефектов асфальтобетонного покрытия, образовавшихся в результате механического воздействия, в том числе при выполнении работ по уборке тротуаров в зимний период;

направлена информация в адрес комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» о проведении дополнительного осмотра тротуаров с представителями организаций, осуществляющих строительный контроль, с целью устранения 5 дефектов;

в рамках содержания дорожно-уличной сети запланированы работы по устранению 2 дефектов.

До завершения мероприятия в контрольно-счетную палату не была представлена информация о принимаемых мерах по устранению 12 дефектов, в том числе от администрации Заводского района (10 дефектов), от департамента Гагаринского административного района (1 дефект), от комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта (1 дефект).
Контроль за проведением работ по устранению выявленных дефектов будет продолжен контрольно-счетной палатой.

При проведении экспертно-аналитического мероприятия отмечено отсутствие единообразия у исполнителей программы при установлении гарантийного срока на выполненные работы по ремонту асфальтобетонного покрытия тротуаров города. Так, в 2020-2022 годах гарантийные сроки на выполненные однотипные виды работ в рамках одной программы на территории города Саратова в заключенных контрактах варьировались от 24 до 48 месяцев:

у администрации Ленинского района – 36 месяцев;

у администрации Кировского района – от 36 до 48 месяцев;

у администрации Заводского района – 36 месяцев;

у администрации Октябрьского района – от 24 до 36 месяцев;

у администрации Волжского района – от 24 до 36 месяцев;

у администрации Фрунзенского района – 36 месяцев;

у департамента Гагаринского района – 36 месяцев;

у комитета дорожного хозяйства – от 24 до 48 месяцев.

Установление минимальных гарантийных сроков (24 месяца) при имеющейся возможности установления более продолжительных сроков не способствует экономному расходованию бюджетных средств в случае возникновения необходимости их дальнейшего ремонта.

Анализ содержания муниципальной программы «Развитие дорожно-транспортного комплекса муниципального образования «Город Саратов» на 2018-2025 годы» показал, что сведения о площади тротуаров, требующих ремонта, а также целевые индикаторы «Доля отремонтированных тротуаров от общей площади тротуаров, требующих ремонта» и «Площадь отремонтированных тротуаров» отображены некорректно и не коррелируются между собой, что не позволяет однозначно определить полноту достижения целевых индикаторов, и, как следствие, конечного результата исполнения программы.

Кроме того, при проведении экспертно-аналитического мероприятия было установлено, что администрация Волжского района не воспользовалась правом на взыскание неустойки в сумме 1 530,7 тыс. рублей за нарушение существенных условий контрактов в части сроков исполнения обязательств по ремонту тротуаров в судебном порядке.

Администрацией Заводского района приняты бюджетные обязательства на общую сумму 7 451,0 тыс. рублей на выполнение мероприятий по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения (ремонт тротуаров) при отсутствии доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Кроме того, администрацией Заводского района осуществлены расходы на общую сумму 194,6 тыс. рублей на выполнение работ по ремонту однополосного тротуара (шириной 0,5 м), несоответствующего техническим параметрам, установленным ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования», а также на осуществление строительного контроля за выполнением мероприятий по ремонту данного тротуара, что является неэффективными расходами бюджетных средств.
Возврат к списку