Контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Саратов»
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, 78
Приемная +7(8452)27-99-91

Экспертно-аналитическая деятельность

Настоящий отчет о деятельности контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» (далее – Палата, контрольно-счетная палата) подготовлен в соответствии с пунктом 22 Положения о контрольно-счетной палате муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 26.04.2012 № 13-154, с учетом требований Федеральных законов от 07.02.2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовых актов муниципального образования «Город Саратов». В отчете представлены основные итоги деятельности контрольно-счетной палаты по реализации задач, возложенных Бюджетным кодексом Российской Федерации на контрольно-счетные органы.

За отчетный период должностные лица контрольно-счётной палаты присутствовали на 8 заседаниях Саратовской городской Думы и на 42 заседаниях постоянных комиссий.

В целях рассмотрения вопросов планирования и организации работы контрольно-счетной палаты в 2012 году было проведено 5 заседаний Коллегии Палаты.

В 2012 году работники контрольно-счетной палаты принимали участие в 2 семинарах:

– «Проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий» (проводился Счетной палатой Саратовской области);

– «Обеспечение информационной безопасности» (проводился ЗАО «СофтЛайн Трейд» совместно с производителями продуктов информационной безопасности).

Четыре сотрудника прошли обучение, в том числе по вопросам изменения законодательства в сфере размещения заказа для муниципальных нужд.

Работа Палаты в 2012 году осуществлялась в соответствии с планом, утвержденным распоряжением контрольно-счетной палаты от 23.05.2012 года № 2п (с учётом изменений), основу которого составили мероприятия контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности.

Контрольно-ревизионная деятельность.

В отчетном периоде в рамках контрольно-ревизионной деятельности проведены проверки 21 юридического лица, из них:

– 1 открытого акционерного общества;

– 2 муниципальных унитарных предприятий;

– 6 структурных подразделений администрации муниципального образования «Город Саратов»;

– 12 муниципальных учреждений.

Также в конце 2012 года контрольно-счетная палата приступила к проверкам муниципального унитарного производственного предприятия «Саратовводоканал» и муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №9».

Общий объем выявленных в 2012 году финансовых нарушений в стоимостном выражении составил 6 830,7 млн. рублей, в том числе:

нецелевое использование бюджетных средств 5,4 млн. рублей (0,1% от общей суммы выявленных нарушений);

искажение и недостоверность финансовой отчетности в сумме 5574,2 млн. рублей (81,6%);

недостачи и излишки денежных средств и материальных ценностей в сумме 28,3 млн. рублей (0,4%);

завышение объемов выполненных работ и оказанных услуг в сумме 83,8 млн. рублей (1,2%);

необоснованные и документально неподтвержденные расходы в сумме 213,2 млн. рублей (3,1%);

необоснованное предоставление и расходование субсидий бюджетным и автономным учреждениям в сумме 108,3 млн. рублей (1,6%);

предоставление и расходование субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг с нарушением установленного порядка – в сумме 65,1 млн. рублей (1,0%);

заключение крупных сделок без согласования с учредителем (акционером) в сумме 562,5 млн. рублей (8,2%);

упущенная выгода 37,5 млн. рублей (0,5%);

необоснованное авансирование коммерческих организаций – в сумме 52,1 млн. рублей (0,8%);

прочие нарушения – 100,3 млн. рублей (1,5%).

Соотношение выявленных нарушений и объема бюджетных расходов

Сумма нарушений, выявленных по итогам проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений за 2011 год, составила 6003,2 млн. рублей, за 2012 год – 827,5 млн. рублей.

Почти половина (46,1% или 3150,0 млн. рублей) финансовых нарушений, выявленных в ходе проведенных Палатой контрольных мероприятий, приходится на структурные подразделения администрации муниципального образования «Город Саратов», 40,7% или 2780,1 млн. рублей – на муниципальные учреждения и 13,2% или 900,6 млн. рублей – на муниципальные предприятия.

Объемы финансовых нарушений по типам проверенных юридических лиц

Нецелевое использование бюджетных средств на общую сумму 5,4 млн. рублей сложилось из-за осуществления учреждениями расходов, не предусмотренных целевыми программами, сметами, планами финансово-хозяйственной деятельности, неправильного применения кодов бюджетной классификации. Нецелевые расходы выявлены в муниципальных учреждениях здравоохранения «Городская клиническая больница №2 им. В.И.Разумовского», «7-я Городская детская больница», «Родильный дом №2», «Городская клиническая больница №5», муниципальном автономном учреждении «Дирекция физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений» и других учреждениях.

Крупные суммы нарушений установлены по искажению и недостоверности финансовой отчетности. Общий объем такого рода нарушений составил 5574,2 млн. рублей. Искажение и недостоверность финансовой отчетности сложились из-за отсутствия в учете структурных подразделений администрации города, учреждений и предприятий муниципального жилого фонда, земельных участков и безвозмездно полученного оборудования. Наиболее крупные суммы таких нарушений выявлены в администрациях Ленинского и Фрунзенского районов; муниципальных учреждениях здравоохранения: «Городская клиническая больница №2 им. В.И.Разумовского», «Родильный дом №2», «Городская станция скорой медицинской помощи»; МАУ «Дирекция физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений»; МУП БКО «Спецавтохозяйство по уборке города».

Общая сумма недостач и излишков денежных средств и материальных ценностей составила 28,3 млн. рублей. В одном только МУП «Городские дороги плюс» выявлена недостача основных средств и материальных запасов в сумме 25,5 млн. рублей и излишки материальных запасов в сумме 1,8 млн. рублей. Муниципальными предприятиями не обеспечивается сохранность муниципального имущества, в том числе по причине несвоевременного его отражения в учете, допускается неправомерное его использование. Так, в ОАО «Жилищно-коммунальная техника» полученное на ответственное хранениеот МУП «Дорожник Заводского района» имущество сдавалось в аренду и использовалось в собственной производственной деятельности.

Завышение объемов работ и стоимости выполненных работ по капитальному и текущему ремонту выявлено на общую сумму 83,8 млн. рублей.

Завышение объемов работ при исполнении муниципальных контрактов, заключенных только МУП «Городские дороги плюс» со структурными подразделениями администрации муниципального образования «Город Саратов», составило 75,8 млн. рублей.

В муниципальных учреждениях здравоохранения «Городская клиническая больница №2 им. В.И.Разумовского» и «Родильный дом №2», комитете по жилищно-коммунальному хозяйству, выявлены факты завышения стоимости выполненных работ по текущему и капитальному ремонту из-за применения завышенных индексов изменения сметной стоимости и расценок.

Общая сумма необоснованных и документально неподтвержденных расходов составила 213,2 млн. рублей.

В администрациях Волжского, Ленинского и Фрунзенского районов отсутствовали оформленные должным образом первичные учетные документы, подтверждающие расходы.

МУП «Городские дороги плюс» и МУП БКО «Спецавтохозяйство по уборке города» принимали и относили на себестоимость расходы в общей сумме 53,9 млн. рублей, не подтвержденные документально и являющиеся экономически необоснованными. В МУП «Городские дороги плюс» необоснованные расходы по использованию в своей хозяйственной деятельности персонала, привлеченного через сторонние организации, составили 25,7 млн. рублей. В МУП БКО «Спецавтохозяйство по уборке города» необоснованные расходы по поставке завышенного объема грунта, закупаемого для закрытия и рекультивации полигона по утилизации твёрдых бытовых отходов, составили 14,5 млн. рублей, а по его разравниванию – 6,1 млн. рублей.

В ОАО «Жилищно-коммунальная техника» необоснованные расходы по содержанию техники, не принадлежащей акционерному обществу, составили 17,4 млн. рублей.

МУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи» оплачивались коммунальные услуги по объектам недвижимости при отсутствии документально подтвержденных прав на них.

Муниципальные учреждения здравоохранения «7-я Городская детская больница», «Родильный дом №2» и «Городская станция скорой медицинской помощи» осуществляли начисление и выплату стимулирующих надбавок при отсутствии экономии фонда оплаты труда. МУП «Городские дороги плюс» и ОАО «Жилищно-коммунальная техника» производили выплаты по должностям, не предусмотренным штатным расписанием, доплаты за совмещение, расширение зоны обслуживания, при отсутствии в штатном расписании вакантных ставок и выплаты материальной помощи – при отсутствии прибыли.

В муниципальных учреждениях здравоохранения «Городская станция скорой медицинской помощи», «7-я Городская детская больница», МАУ «Дирекция физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений», МОУ ДОД «Центральная детско-юношеская спортивная школа» установлены расходы на приобретение горюче-смазочных материалов за пределами продолжительности рабочего времени автотранспорта, документально неподтвержденное получение и списание горюче-смазочных материалов.

Общая сумма нарушений в использовании субсидий на муниципальное задание бюджетными и автономными учреждениямисоставила 108,3 млн. рублей.Причиной такого рода нарушений стало расходование выделенных субсидийв отсутствие муниципального задания, либо отсутствие в нем показателей, устанавливающих требования к составу, качеству и объему, условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг. Только по МАУ «Дирекция физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений» объем субсидий, выделенный и использованный без учета таких показателей, составил 37,0 млн. рублей.

Нарушения, связанные с расходованием субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг были выявлены на общую сумму 65,1 млн. рублей.

Из проверенных контрольно-счетной палатой 7 видов субсидий в 2011 году предоставлено и использовано с нарушениями 41,8%, в 2012 году – 44,5%.

Соотношение выявленных нарушений и объема проверенных субсидий юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, предоставленных из бюджета муниципального образования "Город Саратов"

МУП БКО «Спецавтохозяйство по уборке города», МУП «Городские дороги плюс» и ОАО «Жилищно-коммунальная техника» осуществляли расходование полученных субсидий, несмотря на отсутствие целого ряда необходимых в соответствии с порядками предоставления субсидий документов: договоров на поставку материалов для устройства рекультивационного покрытия, на выполнение рекультивационных работ, маршрутных заданий к путевым листам, где указываются адреса сбора, количество контейнеров и график вывоза отходов, актов о приемке выполненных работ по обустройству пляжа и других. МУП БКО «Спецавтохозяйство по уборке города» в расчет-заявку вместо затрат по перевозке крупногабаритных отходов включало затраты по перевозке снега. В результате общий объем субсидий, использованных муниципальными предприятиями с нарушениями, составил 39,7 млн. рублей.

Заключение договоров, общая стоимость которых превышает порог согласования крупной сделки, без согласования с учредителем выявлено в общей сумме 562,5 млн. рублей в МУП «Городские дороги плюс», МУЗ «7-я Городская детская больница», ОАО «Жилищно-коммунальная техника». ОАО «Жилищно-коммунальная техника» без согласования с акционером совершены сделки по отчуждению имущества: проданы грейферный погрузчик и мусоровоз; сданы в металлолом экскаватор и два грузовых автомобиля.

Упущенная выгода в сумме 37,5 млн. рублей сложилась в результате необоснованного авансирования (кредитования) комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» организаций, проводивших капитальный ремонт многоквартирных домов.

Необоснованное авансирование коммерческих организаций выявлено в размере 52,1 млн. рублей. Это в основном перечисление подрядным организациям, проводящим капитальный ремонт многоквартирных домов, денежных средств в сумме 49,8 млн. рублей сверх аванса, предусмотренного условиями договора.

Общая сумма прочих нарушений составила 100,3 млн. рублей. Это нарушения в сфере исполнения договоров, неэффективное расходование бюджетных средств, нарушения порядка ведения кассовых операций и другие. В частности, МУП «Городские дороги плюс» заключались субподрядные договоры на выполнение работ по благоустройству зеленых зон районов города сроком от 3 до 7 месяцев, а уборка производилась, согласно актам выполненных работ, только в течение 1-2 месяцев. Всего таких договоров было заключено на сумму 15,2 млн. рублей. МУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи» неэффективно использовало средства муниципального бюджета в связи с превышением на 7,5%-16,5% цен на нефтепродукты над среднерыночными ценами по Саратовской области. Общая сумма неэффективных расходов составила 2,2 млн. рублей.

Проверки, проведенные контрольно-счетной палатой, выявили отсутствие четкой и достоверной информации о количестве и стоимости муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении, хозяйственном ведении муниципальных учреждений и предприятий, а также о количестве и стоимости объектов имущественной части муниципальной казны.

Установлены факты, когда нежилые помещения, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении одних организаций, фактически используются другими муниципальными предприятиями и учреждениями, при этом договорные отношения не оформлены, изменения в реестр не внесены. Так, МОУ ДОД «Центральная детско-юношеская спортивная школа», использует в своей деятельности нежилое помещение общей площадью 1131,4 кв. м, расположенное в подвале здания, находящегося в оперативном управлении МОУ «Лицей № 36» Ленинского района г. Саратова по адресу: г. Саратов, ул. Одесская, д. 7.

Вышеуказанные факты стали основанием для внесения изменений в план работы контрольно-счетной палаты на 2013 год, в части включения в перечень проверяемых юридических лиц комитета по управлению имуществом города Саратова.

В муниципальных предприятиях установлено совершение сделок, влекущих за собой убытки, либо не приносящих коммерческой выгоды, а также необоснованное отнесение на себестоимость расходов, приводящее к занижению прибыли. МУП «Городские дороги плюс» материальные ценности стоимостью 2206,0 тыс. рублей (6000 пог.м бортового камня и 1383 тонны щебня) были проданы в кредит по цене приобретения. Арендованные у сторонних организаций транспортные средства передавались в аренду как собственные с существенным занижением суммы арендной платы. В ОАО «Жилищно-коммунальная техника» на себестоимость относились расходы по топливу на автомобили, не принадлежащие ему ни на праве собственности, ни на праве аренды.

Информация о результатах проведенных контрольных мероприятий систематически направлялась контрольно-счетной палатой в Саратовскую городскую Думу и администрацию муниципального образования «Город Саратов», публиковалась на официальном сайте Саратовской городской Думы и в официальном издании – общественно-политической газете «Саратовская панорама».

В правоохранительные органы направлены материалы по результатам всех контрольных мероприятий, проведенных в 2012 году.

В адрес проверяемых организаций направлено 21 представление об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и недостатков. В ответах на представления контрольно-счетной палаты исчерпывающие меры предприятиями и учреждениями приняты исключительно в части исправления методологии бухгалтерского учета, в связи с чем в план работы контрольно-счетной палаты на 2013 год включены мероприятия последующего контроля и систематизации выявленных и неустраненных нарушений.

Экспертно-аналитическая деятельность.

Экспертно-аналитическая деятельность Палаты была направлена на проведение финансово-экономических экспертиз проектов муниципальных правовых актов, затрагивающих вопросы формирования и исполнения местного бюджета, а также вопросы управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Город Саратов». В рамках текущего контроля за исполнением бюджета муниципального образования «Город Саратов» проведены экспертизы отчетов об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов» за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2012 года.

Всего в отчетном периоде проведено 50 экспертиз, по результатам которых были подготовлены заключения и направлены в Саратовскую городскую Думу, администрацию муниципального образования «Город Саратов», в том числе 6 заключений по проектам решений Саратовской городской Думы о внесении изменений в бюджет муниципального образования «Город Саратов» и 5 заключений по вопросам предоставления муниципального имущества в аренду и безвозмездное пользование; 2 заключения на проекты долгосрочных целевых программ и заключение на проект бюджета города на 2013 год.

При рассмотрении проекта решения Саратовской городской Думы «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2013 год» депутаты городской Думы поддержали предложения контрольно-счетной палаты о включении в условия договоров на предоставление субсидий за счет средств бюджета муниципального образования «Город Саратов» возможности осуществления контрольно-счетной палатой проверок соблюдения условий получения субсидий, а также об установлении перечня и объемов бюджетных ассигнований долгосрочных целевых программам в виде приложения к бюджету.

В 2012 году контрольно-счетная палата провела экспертизу двух проектов долгосрочных целевых программ: «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2013-2015 годы и «Доступная среда» на 2013-2015 годы. Проведенные экспертизы проектов долгосрочных целевых программ выявили отсутствие в них информации о достигнутых к началу реализации программы результатах в определенных сферах, взаимосвязи достигнутых результатов с планируемыми мероприятиями, финансовых затрат с ожидаемыми результатами.

Экономическую эффективность деятельности вновь созданного органа внешнего финансового контроля можно оценить следующими результатами:

  • Сумма нарушений, выявленных контрольно-счетной палатой в 2012 году, превысила сумму средств, направленных на ее содержание, в 572 раза.
  • Стоимость не отраженного в бухгалтерском учете муниципального имущества, земельных участков, помещений муниципального жилищного фонда, выявленная Палатой, составила 4982,6 млн. рублей. По итогам проверок уже исправлено таких нарушений на 1634,2 млн. рублей, или 23,9% от общего объема выявленных в 2012 году финансовых нарушений. Таким образом, на 1 рубль, затраченный на содержание контрольно-счетной палаты в 2012 году, обеспечена сохранность муниципальной собственности на 137 рублей.

Основной задачей контрольно-счетной палаты на 2013 год является выполнение утвержденного плана и согласованность экспертной работы с мероприятиями последующего контроля. Такая непрерывность и последовательность финансового контроля позволит контрольно-счетной палате и в дальнейшем представлять объективные данные депутатскому корпусу, вносить взвешенные и выверенные предложения администрации муниципального образования «Город Саратов».

Председатель контрольно-счетной палаты
муниципального образования «Город Саратов»
Н.С. Масютина
 

Приложение к отчету

Возврат к списку