Контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Саратов»
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, 78
Приемная +7(8452)27-99-91

Экспертно-аналитическая деятельность

В IV квартале 2015 года контрольно-счетной палатой муниципального образования «Город Саратов» (далее – контрольно-счетная палата, КСП) были проведены экспертизы отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов» за 9 месяцев 2015 года и муниципальной программы «Профилактика правонарушений, терроризма, экстремизма, межнациональных конфликтов и наркомании» на 2016-2018 годы. Кроме того, было подготовлено 20 экспертных заключений по проектам решений Саратовской городской Думы.

Замечания и предложения, относящиеся к компетенции контрольно-счетной палаты, отсутствовали по 6 проектам решений Саратовской городской Думы:

– «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 27.03.2008 года № 26-271 «О Положении о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Саратов»;

– «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 19.07.2007 № 19-172 «О Положении о комитете по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов»;

– «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 27.09.2007 № 20-196 «О денежном содержании лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Город Саратов»;

– «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 26.04.2012 № 13-155 «О структуре и штатной численности контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов»;

– «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 17.05.2012 № 14-176 «О структуре Саратовской городской Думы»;

– «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 19.02.2015 № 43-488 «О штатном расписании Саратовской городской Думы».

По остальным документам контрольно-счетной палатой были внесены предложения и рекомендации.

По итогам экспертизы отчета об исполнении бюджета города за 9 месяцев 2015 года администрации муниципального образования «Город Саратов» было рекомендовано:

– обеспечить отражение расходов в бюджетной отчетности по соответствующим целевым статьям в соответствии с приказом комитета по финансам от 10.10.2014 №156-П «Об установлении перечня и кодов целевых статей расходов и кодов дополнительных аналитических классификаторов», включая погашение кредиторской задолженности прошлых лет;

– принять меры по приведению расходов бюджета в соответствие с прогнозируемым поступлением доходов в целях исполнения в IV квартале 2015 года всех принятых бюджетных обязательств и недопущения роста кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2016;

– обеспечить соблюдение по итогам 2015 года ограничений предельного размера дефицита бюджета, предельного объема муниципальных заимствований и муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и статьей 7 Федерального закона от 09.04.2009 № 58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

– принять меры по сокращению дебиторской задолженности по неналоговым доходам до конца 2015 года.

Заключение по муниципальной программе «Профилактика правонарушений, терроризма, экстремизма, межнациональных конфликтов и наркомании» на 2016-2018 годы содержит ряд замечаний. В частности, указано на нарушение сроков утверждения документа, направления его на экспертизу в контрольно-счетную палату и несоответствие наименования мероприятия в Приложении 5 к Программе и наименования этого же мероприятия в решении Саратовской городской Думы от 17.12.2015 №54-587 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год». Также было отмечено отсутствие взаимосвязи между целевыми показателями (индикаторами) Программы и ожидаемыми результатами ее выполнения, которое не позволит в дальнейшем оценить эффективность реализации программных мероприятий и расходования выделенных на указанные цели бюджетных средств.

В экспертном заключении на проект решения Саратовской городской Думы «Об установлении Порядка определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Город Саратов» было отмечено, что:

– предложенный проектом уровень платы по соглашению об установлению сервитута в 10 раз ниже уровня минимальной ставки арендной платы, в 30 раз ниже уровня минимальной ставки земельного налога и в 150 раз ниже уровня максимальных ставок земельного налога и арендной платы по земельным участкам, находящимся в собственности муниципального образования «Город Саратов»;

– проект не содержит положений о сроках и (или) об условиях внесения платы по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами местного самоуправления, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Кроме того, внимание разработчиков было обращено на то, что финансово-экономическое обоснование к проекту решения не содержит прогноза дополнительных доходов бюджета муниципального образования «Город Саратов» в связи с принятием проекта.

В экспертном заключении по проекту решения Саратовской городской Думы от 20.08.1997 №8-78 «О порядке, сроках, объёме и формах предоставления администрацией муниципального образования «Город Саратов» финансовой информации городской Думе» обращалось внимание на необходимость внесения соответствующих корректив в постановление главы администрации г. Саратова от 31.03.2008 №376 «О порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации муниципального образования «Город Саратов» в случае принятия проекта решения.

В экспертном заключении по проекту решения Саратовской городской Думы «О приостановлении действия отдельных положений некоторых решений Саратовской городской Думы» указывалось на установление отличающихся условий в оплате труда работников, выполняющих идентичные функции, но работающих в различных организациях, а также на необходимость сокращения неэффективных расходов. Разработчикам проекта было предложено произвести инвентаризацию действующих бюджетных обязательств на предмет их исполнения до конца финансового года с целью эффективного перераспределения потенциальной экономии средств и доработать проект решения.

По итогам рассмотрения проекта решения Саратовской городской Думы «Об утверждении Положения о порядке создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования «Город Саратов» контрольно-счетная палата указала на то, что проектом решения не устанавливается ответственность за содержание и техническое оснащение платных городских парковок, за разработку проекта парковки, проекта (схемы) организации дорожного движения на городской парковке; не определены случаи приостановления и прекращения эксплуатации парковок, а также категории граждан, пользующихся льготами при пользовании платными парковками. Сопроводительные документы к проекту решения не содержат сведений о предполагаемом размере платы за пользование парковкой. Кроме того, ряд понятий, используемых в документе, а также сфера его применения носят неопределенный характер, что создает препятствия в его дальнейшей реализации, не позволяет оценить финансово-экономические последствия для бюджета города. Также проектом решения не предусмотрено поступление доходов в бюджет муниципального образования «Город Саратов».

Администрации муниципального образования «Город Саратов» рекомендовано изучить опыт разработки и реализации подобных правовых актов муниципальными образованиями Российской Федерации, проанализировать социально-экономические последствия принятия данного проекта, доработать проект решения с учетом замечаний контрольно-счетной палаты.

В заключении по проекту решения Саратовской городской Думы «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 16.07.2008 №30-313 «О введении новой системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования» отмечено, что смещение срока приведения муниципального правового акта в соответствие с Законом Саратовской области от 29.10.2015 №134-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «Об определении объема субвенций из областного бюджета на финансовое обеспечение образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию основных общеобразовательных программ и о порядке определения нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений» повлечет за собой увеличение фонда оплаты труда руководителей учреждений по сравнению с объемом средств, выделяемых из бюджета Саратовской области в форме субвенций на указанные цели.

Проект решения Саратовской городской Думы «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 28.12.1999 № 40-389 «О Порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом органов местного самоуправления и их структурных подразделений, являющихся юридическими лицами» было предложено доработать, включив в него следующие положения:

«Контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, находящегося на праве оперативного управления у Комитета, осуществляет комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов».

Контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Город Саратов» осуществляет контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Саратов».»

По проекту решения Саратовской городской Думы «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-288 «О Положении о ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Саратове» предложено сохранить в составе документов, предоставляемых в управление по труду и социальному развитию администрации муниципального образования «Город Саратов», копию пенсионного удостоверения и справку из отделения пенсионного фонда о получении пенсии.

В экспертном заключении на проект решения Саратовской городской Думы «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 27.11.2014 №41-464 «О Прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества муниципального образования «Город Саратов» на 2015 год» обращалось внимание на несоответствие суммы поступлений от приватизации имущества, указанной в финансово-экономическом обосновании к проекту решения, сумме, предусмотренной в бюджете города.

Заключение по проекту решения Саратовской городской Думы «О Прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год» также содержит замечания контрольно-счетной палаты. Так, отсутствие информации о создании теплоснабжающей организации, о планируемой доле муниципального образования «Город Саратов» в ее уставном капитале не позволяют оценить финансово-экономические риски для города, в том числе в случае банкротства этой организации. Помимо изложенного, данные Перечня линейных объектов сети теплоснабжения по ряду объектов муниципального имущества не подтверждаются предоставленными комитетом по управлению имуществом города Саратова копиями свидетельств о государственной регистрации прав собственности на муниципальное имущество в части наименования объектов, их характеристик, назначения, адресов.

Разработчикам проекта было предложено:

– произвести полную выверку данных по объектам муниципального имущества, включаемым в Прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год, на предмет их соответствия свидетельствам о государственной регистрации прав собственности на указанное муниципальное имущество, муниципальным правовым актам города;

– привести текст проекта решения в соответствие с действующим федеральным законодательством, решением Саратовской городской Думы от 19.06.2003 №35-304 «О Положении о приватизации муниципального имущества города Саратова».

По проекту решения Саратовской городской Думы «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 26.09.2014 №39-449 «Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров в муниципальном городском пассажирском электрическом транспорте» был отмечен некорректный подход к расчету себестоимости услуги по перевозке одного пассажира (неизменность затрат предприятия при снижении пассажиропотока, отсутствие в составе затрат расходов на капитальный ремонт трамвайных путей и подвижного состава). Кроме того, субсидии на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров рассчитывались и выделялись с учетом себестоимости перевозки одного пассажира, учтенной в программе деятельности МУПП «Саратовгорэлектротранс» на 2015 год, которая не была утверждена комитетом по экономике муниципального образования «Город Саратов».

В IV квартале 2015 года контрольно-счетной палатой была проведена экспертиза 3 проектов решений Саратовской городской Думы «О внесении изменений в решение от 18.12.2014 № 42-473 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2015 год». Администрации муниципального образования «Город Саратов» было рекомендовано:

  1. Обеспечить соблюдение статьей 65, 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации при подготовке изменений в бюджет города.
  2. Привести в соответствие суммы дополнительных расходов текстовой части проекта решения и приложений 5 «Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджета» и 6 «Ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования «Город Саратов» на 2015 год» к проекту решения.
  3. Дополнительно рассмотреть вопросы:

– об уточнении доходной части бюджета города, исходя из ожидаемого поступления доходов до конца 2015 года;

– о приведении расходов бюджета в соответствие с прогнозируемым поступлением доходов в целях недопущения в 4 квартале года превышения предельного уровня заимствований, предельного уровня дефицита бюджета, а также роста кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2016 года.

По итогам экспертизы проекта решения Саратовской городской Думы «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год» было предложено:

1. До утверждения проекта решения Саратовской городской Думы «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год» представить в Саратовскую городскую Думу уточненные параметры проекта бюджета муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год с учетом:

– сумм межбюджетных трансфертов, определенных муниципальному образованию «Город Саратов» Законом Саратовской области «Об областном бюджете на 2016 год»;

– изменений федерального и областного законодательства;

– обеспечения расходных обязательств города, установленных муниципальными правовыми актами.

2. Обеспечить соблюдение требований статьей 65, 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части соответствия расходных и бюджетных обязательств по муниципальным программам и ведомственным целевым программам.

3. Рассмотреть вопросы:

– об установлении единой даты индексации мер социальной поддержки и оплаты труда работников бюджетной сферы;

– обоснованности включения в проект бюджета города на 2016 год муниципальной программы «Профилактика правонарушений, терроризма, экстремизма, межнациональных конфликтов и наркомании» на 2016-2018 годы» ввиду несоблюдения сроков принятия программы, несоответствия предусмотренных в проекте решения сумм и наименования подпрограммы муниципальной программы требованиям статьи 179 Бюджетного кодекса РФ и отсутствия экспертизы контрольно-счетной палаты;

– целесообразности выделения дополнительных расходов бюджета города на софинансирование государственных полномочий Саратовской области;

– оптимизации случаев выделения субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг) в проекте бюджета 2016 года по их количеству и суммам;

– целесообразности функционирования муниципального казенного учреждения «Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства» и включения в проект бюджета муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год бюджетных ассигнований на его содержание;

– оптимизации расходных и бюджетных обязательств по реализации ведомственной целевой программы «Информационное освещение деятельности администрации муниципального образования «Город Саратов» по социально-экономическому развитию города Саратова» на 2016 год».

4. Уточнить оценку ожидаемого исполнения бюджета муниципального образования «Город Саратов» за 2015 год с целью полного обеспечения установленных бюджетных обязательств и недопущения роста кредиторской задолженности по итогам 2015 года.

5. Обеспечить ведение реестра расходных обязательств в соответствии с постановлением главы администрации г. Саратова от 31.12.2008 №1489 «О порядке ведения реестра расходных обязательств города Саратова» в части указания действующих правовых актов, правовых актов, объективно определяющих финансовое обеспечение и порядок расходования средств.

6. В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств в 2016 году принять меры осуществлению постоянного ведомственного контроля за финансовым состоянием муниципальных унитарных предприятий города с учетом требований решения Саратовской городской Думы от 30.12.2003 № 41-395 «О Порядке создания и деятельности муниципальных унитарных и муниципальных казенных предприятий муниципального образования «Город Саратов».

Из 56 замечаний и предложений, направленных контрольно-счетной палатой в IV квартале 2015 года в адрес администрации муниципального образования «Город Саратов» и других субъектов правотворческой инициативы, 32 были учтены полностью, остальные рекомендации учтены частично.

Возврат к списку