Контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Саратов»
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, 78
Приемная +7(8452)27-99-91

Экспертно-аналитическая деятельность

В соответствии со статьей 264.4 Бюджетного Кодекса РФ и пунктом 38 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Саратов» контрольно-счетной палатой муниципального образования «Город Саратов» проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования  «Город Саратов» за 2016 год.

При подготовке заключения были рассмотрены:

- годовая отчётность об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов», подготовленная органом, организующим исполнение бюджета – комитетом по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - комитет по финансам);

- отчетности всех главных администраторов бюджетных средств.

Также были учтены результаты проверок, проведённых контрольно-счетной палатой муниципального образования «Город Саратов» в 2016-2017 годах.

  1. Состав и сроки предоставления информации.

1.1. Сводный отчет комитета по финансам по исполнению бюджета муниципального образования «Город Саратов» в 2016 году поступил в контрольно-счетную палату 20 марта 2017 года, копии годовой отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2016 год – 22 и 27 февраля 2017 года, что соответствует требованиям статьи 264.4 Бюджетного кодекса РФ и пункта 38 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Саратов».

1.2. В составе бюджетной отчетности комитетом по финансам представлены:

- годовой отчет в объеме, соответствующем бюджетной отчетности, установленной Инструкциями о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 №191н, и о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 №33н;

- отчет по форме решения Саратовской городской Думы об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов» (статья 264.5 Бюджетного кодекса РФ и пункт 39 Положения о бюджетном процессе в городе Саратове);

- показатели расходов бюджета города по разделам и подразделам классификации расходов бюджета;

- отчет об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда администрации муниципального образования «Город Саратов»;

- анализ исполнения муниципальных программ и ведомственных целевых программ;

- сводный отчет об использовании средств дорожного фонда.

 

2. Проверка бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.

2.1. В соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса РФ в рамках внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов» проведена камеральная проверка бюджетной отчетности 21 главного администратора бюджетных средств. В результате установлены следующие недостатки и нарушения:

2.1.1. Суммарные показатели форм отчетности 0503162 «Сведения о результатах деятельности» и 0503163 «Сведения об изменении бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета», представленные главными администраторами бюджетных средств, не соответствуют показателям указанных форм сводной годовой отчетности, представленной комитетом по финансам.

Так, согласно данным формы 0503162 отчетности главных администраторов бюджетных средств общие суммы плановых и фактических показателей деятельности составили 6 807 692 595,52 рублей и  6 723 391 245,6 рублей соответственно, согласно показателям сводной формы 0503162 комитета по финансам – 6 786 725 867,55 рублей и 6 702 426 827,63 рублей соответственно. Расхождения установлены по управлению защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций администрации муниципального образования «Город Саратов» (по плановым и фактическим показателям на  20 966 727,97 и 20 964 417,97 рублей соответственно). Итоговые показатели формы 0503162 управления защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций не соответствуют сумме показателей, отраженных в данной форме (например, по факту: итог в сумме 23 751 094,52 рублей не обеспечивается суммой одного показателя - 2 786 676,55 рублей).

Следует также обратить внимание субъектов бюджетной отчетности, что согласно приказу Министерства финансов от 28.12.2010 №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» информация в форме 0503162 содержит обобщенные за отчетный период данные о результатах деятельности субъекта бюджетной отчетности при исполнении государственного (муниципального) задания, в том числе о результатах деятельности подведомственных бюджетных и автономных учреждений в пределах предоставленных им субсидий из соответствующего бюджета на исполнение государственного (муниципального) задания.

Аналогично, сумма итоговых показателей формы 0503163 «Сведения об изменении бюджетной росписи, главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета» главных администраторов бюджетных средств не соответствует итоговым показателям сводной формы  комитета по финансам (по графе «решение о бюджете» - 11 635 088 271,0 рублей и 11 600 598 471,0 рублей соответственно; по графе «роспись» - 17 683 244 048,98 рублей и 17 648 754 248,98 рублей соответственно). Несоответствие установлено по отчетности управления по культуре администрации муниципального образования «Город Саратов». В данной форме отчета управления по культуре отражены плановые суммы расходов по подразделу 0804 в сумме 34 489 800,0 рублей, которые не менялись в течение года, что не отвечает требованиям пункта 162 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 №191н.

2.1.2. Плановые показатели и показатели исполненных плановых назначений формы 0503766 «Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений» управления по культуре администрации муниципального образования «Город Саратов» по бюджетным учреждениям не соответствуют аналогичным показателям формы 0503737 «Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности» по бюджетным учреждениям по субсидиям на иные цели и субсидиям на цели осуществления капитальных вложений.

Например, в соответствии с формой 0503737 расходы за счет средств субсидии на иные цели составили 30 847 873,78 рублей (плановые показатели – 30 849 654,73 рублей), расходы за счет средств субсидии на капитальные вложения не осуществлялись. Однако, суммарные расходы в рамках субсидий на иные цели и цели осуществления капитальных вложений в форме 0503766 составляют 10 892 552,94 рублей (плановые показатели - 10 893 099,84 рублей).

В форме 0503766 не отражены плановые назначения и исполнение по муниципальной программе «Развитие образования в муниципальном образовании «Город Саратов» в 2014-2016 годах», ведомственной целевой программе «Развитие культурного потенциала города Саратова» на 2016 год.

Отдельные показатели, отраженные в форме 0503766, не соответствуют суммам предоставленных субсидий и направлениям расходования средств. Например, в строке «Комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований за счет средств бюджета города (код цели – 000.20.0120) вместо 3 000,0 рублей отражены плановые показатели и исполнение в суммах 10 632 000,0 рублей и 10 631 553,1 рублей соответственно.

2.1.3. Причины принятия денежных обязательств муниципальными бюджетными учреждениями сверх утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности (форма 0503775) не нашли отражения в пояснительных записках к бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств.

Превышение показателей плана финансово-хозяйственной деятельности по принятым денежным обязательствам отражено в формах 0503775 «Сведения о принятых и неиспользованных обязательствах» по бюджетным учреждениям администраций Заводского, Волжского районов и Ленинского в суммах 1 510 312,77 рублей, 45 891,97 рублей и 13 251,40 рублей соответственно. Причины такого превышения в пояснительных записках (форма 0503760) не раскрываются, что не соответствует требованиям пункта 56 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 №33н.

2.2. В рамках внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов» контрольно-счетной палатой муниципального образования «Город Саратов» проведены контрольные мероприятия с выходом на место:

- в комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования  «Город Саратов»

- в комитет по образованию администрации муниципального образования  «Город Саратов»

- в управление по культуре администрации муниципального образования  «Город Саратов»

В комитете по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» была установлена недостоверность баланса за 2016 год (ф. 0503130) по строке  «Материальные запасы» в части завышения показателей на начало отчетного периода на 275,4 тыс. рублей, на конец отчетного периода – на 136,9 тыс. рублей. Показатели справки  о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах Баланса (ф. 0503730) занижены на 2 828,0 тыс. рублей по строке «Недвижимое имущество» и завышены на ту же сумму по строке «Особо ценное движимое имущество». Причинами данных нарушений послужили несвоевременное составление первичных учетных документов и некорректный свод показателей отчетности автономных учреждений.

В управлении по культуре полученное в безвозмездное пользование нежилое помещение отражалось на забалансовом счете как имущество, переданное в безвозмездное пользование, в результате чего недостоверность показателей «Сведений о движении нефинансовых активов учреждения» (ф. 0503768) за 2016 год составила 75,7 тыс. рублей.

Помимо этого, при проверке главных распорядителей бюджетных средств были выявлены случаи нарушения Инструкции о порядке составления, предоставления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н, в том числе  в части отсутствия в годовой отчетности учреждений отдельных форм бюджетной отчетности (пояснительной записки к балансу учреждения,  сведений о дебиторской и кредиторской задолженности учреждения и др.), Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 № 49, в части отсутствия расписок материально ответственных лиц перед началом инвентаризации.

 

3. Изменение основных плановых характеристик бюджета в 2016 году.

3.1. В течение года было принято одиннадцать решений Думы по внесению изменений в решение Саратовской городской Думы от 17.12.2015 № 54-587 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год», в результате которых были скорректированы плановые показатели бюджета, включая основные характеристики (табл.1 Приложения 1 к Заключению).

План в 2016 году увеличился относительно первоначального плана:

- по доходам - на 4 544,8 млн.рублей, или на 40,8%, в том числе по

- по налоговым и неналоговым доходам – на 59,9 млн.рублей, или на 0,9%;

- по безвозмездным поступлениям - на 4 484,8 млн.рублей, или на 95,4%;

- по расходам - на 5 335,7 млн.рублей, или на 46,9%.

3.2. Итоговые показатели уточненной сводной бюджетной росписи соответствуют итоговым показателям, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 17.12.2015 № 54-587 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год» (с учетом изменений).

Сопоставление кассового исполнения бюджета с плановыми (согласно решениям Думы) и уточненными комитетом по финансам бюджетными показателями приведено в таблице 2 Приложения 1 к Заключению.

 

4. Исполнение бюджета муниципального образования «Город Саратов» по доходам.

4.1. Доходная часть бюджета города за 2016 год исполнена в сумме 14 911,0 млн.рублей, что на 3 852,1 млн.рублей выше уровня 2015 года.

Фактическое исполнение бюджета:

- выше бюджетных показателей, утвержденных решением Саратовской городской Думы от 17.12.2015 №54-587 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год» (далее - первоначальная редакция), на 3 771,0 млн.рублей, или на 33,9%;

- ниже бюджетных показателей, утвержденных решением Саратовской городской Думы от 27.12.2016 №10-74 «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 18.12.2015 №54-587 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год» (далее - окончательная редакция), и уточненного кассового плана по доходам на 773,8 млн.рублей, или на 4,9%.

Исполнение доходов бюджета муниципального образования «Город Саратов» относительно плановых показателей в разрезе источников приведено в приложении 2 к заключению.

4.2. Налоговые и неналоговые доходы бюджета по итогам 2016 года поступили в сумме 6 329,3 млн.рублей, что составляет:

- 98,3%  доходов, утвержденных первоначальной редакцией бюджета;

- 97,4% доходов, утвержденных окончательной редакцией бюджета, и уточненных показателей кассового плана по доходам.

По сравнению с уточненными показателями кассового плана в бюджет города не поступило 168,2 млн.рублей (в том числе по налоговым доходам – 45,9 млн.рублей, по неналоговым доходам – 122,3 млн.рублей).

Структура доходов бюджета муниципального образования «Город Саратов»

в динамике за 5 лет

diag1

Налоговые доходы в 2016 году составили 5 437,2 млн.рублей, или 36,5% общего объема доходов бюджета муниципального образования «Город Саратов». В 2016 году не были обеспечены запланированные поступления по налогу на доходы физических лиц в сумме 67,1 млн.рублей, по единому налогу на вмененный доход – 9,4 млн.рублей.

Налог на доходы физических лиц поступил в сумме 3 781,7 млн.рублей, или 94,9% к первоначальному и 98,3% к уточненному плану, что на 137,9 млн.рублей (на 3,8%) выше уровня 2015 года.

Доходы от уплаты акцизов составили 42,5 тыс.рублей, или 129,0% к первоначальному и 104,4% к уточненному плану, что на 13,0 млн.рублей (на 44,3%) выше уровня 2015 года (сверх предусмотренных бюджетом в первоначальной редакции назначений поступило 9,6 млн.рублей, сверх показателей уточненного плана – 1,8 млн.рублей). Доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин составили 29,9 млн.рублей, или 117,2% к первоначальному и 101,5% к уточненному плану; доходы от уплаты акцизов на дизельное топливо – 14,5 млн.рублей, или 124,3% к первоначальному и 113,2% к уточненному плану.

Налоги на совокупный доход исполнены в сумме 699,3 млн.рублей, или 100,3% к первоначальному и 99,2% к уточненному плану, что на 7,9 млн.рублей (на 1,1%) ниже уровня поступлений 2015 года. Исполнение по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности составило 670,6 млн.рублей, или 98,6% к первоначальному и уточненному плану. Единый сельскохозяйственный налог исполнен в сумме 8,1 млн.рублей, или 196,7% к первоначальному и 100,0% к уточненному плану. Исполнение по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, составило 20,6 млн.рублей, или 158,6% к первоначальному и 121,3% к уточненному плану (сверх предусмотренных первоначальным бюджетом показателей обеспечено 7,6 млн.рублей, сверх показателей уточненного бюджета - 3,6 млн.рублей).

Исполнение налогов на имущество сложилось в сумме 768,2 млн.рублей, или 102,8% к первоначальному и 102,7% к уточненному плану, что на 13,4 млн.рублей (на 1,8%) выше уровня поступлений 2015 года. Исполнение по налогу на имущество физических лиц составило 377,5 млн.рублей, или 116,2% к первоначальному и 104,9% к уточненному плану. Сверх предусмотренных бюджетом в первоначальной редакции назначений поступило 52,5 млн.рублей, сверх показателей уточненного плана – 17,5 млн.рублей. Земельный налог поступил в сумме 390,7 млн.рублей, или 92,5% к первоначальному и 100,8% к уточненному плану. По отношению к 2015 году доходы по данному источнику снизились на 11,2%, или на 49,0 млн.рублей.

Государственная пошлина поступила в сумме 145,5 млн.рублей, или 115,6% к первоначальному и 103,3% к уточненному плану (сверх предусмотренных бюджетом назначений поступило 4,7 млн.рублей).

Неналоговые доходы обеспечили в 2016 году 6,0% общего объема доходов бюджета. Объем поступивших неналоговых доходов составил 892,1 млн.рублей, или 104,8% к первоначальному и 87,9% к уточненному плану. В 2016 году в бюджет города не поступили запланированные доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в сумме 93,3 млн.рублей, доходы от продажи материальных и нематериальных активов – в сумме 35,2 млн.рублей.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в целом составили 524,8 млн.рублей, или 90,5% к первоначальным и 84,9% к уточненным плановым показателям. По сравнению с 2015 годом поступления по данной группе доходов снизились на 55,6 млн.рублей, или на 10,0%. В разрезе источников данной группы доходов исполнение сложилось следующим образом.

Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков исполнены в сумме 329,6 млн.рублей, или 82,4% к первоначальному и 78,1% к уточненному плану (в 2016 году не были обеспечены запланированные поступления в сумме 92,4 млн.рублей). По отношению к 2015 году поступления по данному источнику снизились на 48,6 млн.рублей, или на 12,9%.

Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности городских округов (за исключением земельных участков муниципальных бюджетных и автономных учреждений), поступили в сумме 11,3 млн.рублей, или 156,9% к первоначальному и уточненному плану. В соответствии с пояснительной запиской к отчету об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов» за 2016 год (форма 0503160) перевыполнение по данному доходному источнику обусловлено погашением задолженности прошлых периодов.

Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего казну городских округов (за исключением земельных участков) поступили в сумме 68,5 млн.рублей, или 131,0% к первоначальному и 101,8% к уточненному плану. Одновременно согласно форме 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (бюджетная деятельность) дебиторская задолженность по данным доходам снизилась с начала года на 7,6 млн.рублей (с 26,1 млн.рублей до 18,5 млн.рублей).

Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности городских округов, составили в отчетном периоде 102,4 млн.рублей, или 89,6% к первоначальному и 94,2% к уточненному плану (в бюджет города недопоступило 6,3 млн.рублей из запланированных кассовым планом на 2016 год). Доходы от продажи права на размещение рекламных конструкций обеспечили поступление в сумме 45,6 млн.рублей (91,3% к первоначальному и уточненному плану), плата за наем муниципальных жилых помещений – 56,8 млн.рублей (88,3% и 96,7% соответственно). Согласно форме 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (бюджетная деятельность) дебиторская задолженность по доходам от продажи права на размещение рекламных конструкций в отчетном периоде практически не изменилась и составила по состоянию на 01.01.2017 года 24,3 млн.рублей, дебиторская задолженность по плате за наем увеличилась с начала года в 1,3 раза и составила по состоянию на 01.01.2017 года 59,5 млн.рублей. При этом распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 20.01.2016 №7-р «О плане мероприятий по обеспечению поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год» предусмотрено проведение претензионно-исковой работы по взиманию задолженности по данным видам неналоговых доходов.

Перечисление части прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, муниципальными унитарными предприятиями составило 8,7 млн.рублей, или 146,9% к первоначальному и 100,1% к уточненному плану. По отношению к 2015 году поступления по данному источнику снизились в 1,4 раза. В соответствии со «Сведениями о доходах бюджета от перечисления части прибыли (дивидендов) государственных (муниципальных) унитарных предприятий, иных организаций с государственным участием в капитале» (форма 0503174) перечисление части прибыли в доход бюджета города в 2016 году производилось 10 муниципальными унитарными предприятиями из 19 зарегистрированных на территории города. МУП «Городской центр размещения рекламы» перечислено в бюджет города 6,0 млн.рублей, МУП «Саратовское городское капитальное строительство и комплектация» - 1,4 млн.рублей, МУП «Дорожник Заводского района» - 0,4 млн.рублей.

Число муниципальных унитарных предприятий сократилось за 2016 год с 21 до 19. В отношении 3 из них по состоянию на 01.01.2017 года введена процедура банкротства. По итогам 9 месяцев 2016 года 9 предприятий имели убытки, в общей сумме 92,8 млн.рублей, 7 - получили чистую прибыль в общей сумме 255,0 млн.рублей.

Доходы бюджета, получаемые от отчислений части прибыли, остающейся

в распоряжении муниципальных унитарных предприятий

diag2

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов исполнены в сумме 119,8 млн.рублей, или 124,8% к первоначальному и 77,3% к уточненному плану. По сравнению с 2015 годом поступления от продажи объектов недвижимости нежилого назначения снизились в 2,7 раза, от продажи земельных участков – возросли в 1,6 раза. Одновременно согласно форме 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (бюджетная деятельность) дебиторская задолженность по доходам от реализации имущества, находящегося в собственности городских округов (в части реализации основных средств) сократилась с начала 2016 года на 5,3 млн.рублей (на 9,3%) и составила по состоянию на 01.01.2017 года 51,2 млн.рублей, дебиторская задолженность по доходам от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, снизилась с начала года на 7,5 млн.рублей (в 5,7 раз) и составила по состоянию на 01.01.2017 года 1,6 млн.рублей.

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства составили 93,7 млн.рублей, или 138,5% к первоначальному и 100,3% к уточненному плану.

Платежи при пользовании природными ресурсами поступили в сумме 27,6 млн.рублей, или 208,3% к первоначальному и 102,3% к уточненному плану. Доходы бюджета от штрафов, санкций, возмещения ущерба составили 126,1 млн.рублей, или 133,6% к первоначальному и 104,4% к уточненному плану.

4.3. Безвозмездные поступления составили 8 581,6 млн.рублей, или 182,5% к показателям бюджета в первоначальной редакции и 93,4% к показателям уточненного кассового плана. Доля безвозмездных поступлений в общем объеме доходов бюджета города составила в 2016 году 57,6%.

Из общей суммы поступивших в бюджет города из областного бюджета межбюджетных трансфертов (8 583,8 млн.рублей):

- 35,0 млн.рублей, или 0,4% – дотации (в том числе 34,2 млн.рублей – на выравнивание бюджетной обеспеченности и 0,8 млн.рублей – на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета);

- 3 167,9 млн.рублей, или 36,9%  – субсидии;

- 4 455,0 млн.рублей, или 51,9% – субвенции;

- 925,9 млн.рублей, или 10,8% – иные межбюджетные трансферты.

Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов прошлых лет, имеющих целевое назначение, в доход областного бюджета составил 2,3 млн.рублей. Возврат остатков субсидий, имеющих целевое назначение, прошлых лет бюджетными учреждениями в бюджет города составил 0,2 млн.рублей.

  5. Исполнение бюджета муниципального образования «Город Саратов» по расходам.

5.1. Исполнение расходной части бюджета сложилось в сумме 15 313,4 млн.рублей, что составляет 134,5% к бюджетным показателям в первоначальной редакции и 91,6% к показателям уточненного кассового плана по расходам.

Ниже других подразделов функциональной классификации расходов бюджета исполнены расходы по подразделам «Другие вопросы в области национальной экономики» (57,4% по отношению к уточненным показателям бюджета) и «Жилищное хозяйство» (68,7%).

Структура расходов бюджета муниципального образования

«Город Саратов» за 2016 год

diag3

По отдельным разделам и подразделам бюджетной классификации исполнение расходов бюджета характеризуется неравномерностью в поквартальном разрезе. В 4 квартале 2016 года было осуществлено 74,0% годовой суммы расходов на сельское хозяйство и рыболовство (проведение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных), 63,4% годовой суммы расходов на жилищное хозяйство, 55,5% годовой суммы расходов на мобилизационную подготовку экономики, 51,8% годовой суммы расходов на благоустройство, 50,9% годовой суммы расходов на судебную систему. Подробный анализ исполнения расходов бюджета приведен в Приложении 3 к Заключению.

5.2. Согласно Сведениям об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (форма 0503296) в течение отчетного периода исполнено денежных обязательств по судебным решениям судов судебной системы Российской Федерации в сумме 202,1 млн.рублей, остались неисполненными исполнительные документы на общую сумму 30,4 млн.рублей (с начала отчетного периода объем неисполненных денежных обязательств по исполнительным документам сократился в 3 раза).

В соответствии с формой 0503117 расходы комитета по финансам по исполнению судебных решений (целевой статье 3720000000 виду расходов 830) составили 165,9 млн.рублей, или 100% годовой суммы бюджетных ассигнований, а кредиторская задолженность на конец года по данным расходам составила – 21,8 млн.рублей (форма 0503169 отчетности комитета по финансам). В тоже время с начала года бюджетные ассигнования на данные цели сократились на  84,1 млн.рублей (с 250,0 млн.рублей до 165,9 млн.рублей).

5.3. Из поступивших в течение 2016 года 8 583,8 млн.рублей межбюджетных трансфертов и сложившихся остатков по ним на начало года в сумме 55,7 млн.рублей израсходовано 8 048,0 млн.рублей, или 93,2%, неиспользованный остаток составил 589,3 млн.рублей. В доход областного бюджета возвращено 2,3 млн.рублей межбюджетных трансфертов прошлых лет. Восстановлено остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет в сумме 0,2 млн.рублей.

В отчетном периоде из областного бюджета не поступили межбюджетные трансферты в сумме 605,7 млн.рублей, из них 604,8 млн.рублей - субсидия на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

5.4. Согласно форме 0503117 «Отчет об исполнении бюджета» исполнение по ежемесячным взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за жилые и нежилые помещения в 2016 году составило 21,1 млн.рублей, или 82,2% уточненных годовых бюджетных ассигнований (сумма неисполненных бюджетных ассигнований – 4,5 млн.рублей), в том числе по:

- комитету по управлению имуществом города Саратова – 0,8 млн.рублей, или 35,4%;

- администрации Ленинского района – 7,8 млн.рублей, или 81,6%;

- администрации Заводского района – 4,6 млн.рублей, или 100%;

- администрации Октябрьского района – 2,6 млн.рублей, или 75,0%;

- администрации Фрунзенского района – 0,7 млн.рублей, или 98,9%;

- администрации Кировского района – 3,2 млн.рублей, или 100%;

- администрации Волжского района – 1,4 млн.рублей, или 72,8%.

Кредиторская задолженность по указанным взносам согласно форме 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» составляет 14,7 млн.рублей.

5.5. В соответствии со статьей 81 Бюджетного кодекса РФ одновременно с отчетом об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов» за 2016 год представлен отчет об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда администрации муниципального образования «Город Саратов» на 1 января 2017 года.

Согласно пункту 8 решения Саратовской городской Думы от 17.12.2015 №54-587 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год» (с учетом изменений), объем бюджетных ассигнований резервного фонда администрации муниципального образования «Город Саратов» составляет 16,0 млн.рублей, или 0,1% утвержденного решением о бюджете общего объема расходов, что соответствует требованиям статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Как следует из представленного отчета в 2016 году из средств резервного фонда было выделено 15,6 млн.рублей (97,8% утвержденной окончательной редакцией бюджета суммы), из которых возвращено в бюджет города 0,2 млн.рублей (1,5%). В соответствии с отчетом об исполнении бюджета (форма 0503117) кассовые расходы составили 12,0 млн.рублей, общая сумма неисполненных бюджетных назначений по выделенным средствам резервного фонда - 3,4 млн.рублей, в том числе по комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта – 3,1 млн.рублей, по администрации Заводского района – 0,3 млн.рублей.

Согласно годовому отчету об исполнении бюджета за 2016 год комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта (формы 0503164, 0503169) по средствам резервного фонда в указанной сумме (3,1 млн.рублей) сформирована кредиторская задолженность на конец 2016 года, в качестве причины неисполнения бюджетных назначений указывается на несвоевременность представления исполнителями работ (поставщиками, подрядчиками) документов для расчетов.

Кредиторская задолженность по администрации Заводского района по средствам резервного фонда на указанную выше сумму (0,3 млн.рублей) отсутствует (форма 0503169 сводного годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов» за 2016 год).

В соответствии с годовым отчетом об исполнении бюджета за 2016 год администрации Заводского района (форма 0503164) по состоянию на 01.01.2017 года неисполнение бюджетных назначений в сумме 0,3 млн.рублей (321 832 рублей) обусловлено нарушением подрядными организациями сроков исполнения и иных условий контрактов, повлекшее судебные процедуры. Однако, информация о предъявлении штрафных санкций к подрядчикам на официальном сайте http://zakupki.gov.ru не размещена (контракт от 19.12.2016 №0160300034216000023-0063513-01 на проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, направленных на недопущение дальнейшего обрушения строительных конструкций многоквартирного дома №1г по 1-му Нефтяному проезду в Заводском районе города Саратова, заключен посредством проведения аукциона в рамках денежных средств, выделенных из резервного фонда).

5.6. Исполнение муниципальных программ и ведомственных целевых программ.

В соответствии со сведениями об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (форма 0503166) в 2016 году в городе реализовывалось 34 целевых программы, в том числе 5 муниципальных программ и 29 ведомственных целевых программы. Согласно вышеназванной форме исполнение по итогам года за счет бюджетов всех уровней составило 4 827,5 млн.рублей, или 79,5% к уточненным показателям бюджетной росписи. Расходы бюджета города на реализацию целевых программ сложились в сумме 1 356,1 млн.рублей, или 93,8% к уточненным показателям бюджетной росписи (форма 0503117).

В отчетном периоде на реализацию муниципальных программ (в том числе 6 ведомственных целевых программ, входящих в состав муниципальных) направлено 945,4 млн.рублей за счет бюджетов всех уровней, или 99,3% к уточненным показателям бюджетной росписи, в том числе за счет средств бюджета города – 122,7 млн.рублей, или 95,0% к уточненным бюджетным назначениям.

В полном объеме исполнены запланированные бюджетные ассигнования по 3 муниципальным программам. Исполнение по муниципальной программе «Развитие образования в муниципальном образовании «Город Саратов» на 2014-2016 годы» составило 920,0 млн.рублей, или 99,7% к уточненным показателям бюджетной росписи, по муниципальной программе «Развитие физической культуры и массового спорта в муниципальном образовании «Город Саратов» на 2014-2016 годы» - 15,8 млн.рублей, или 82,1%.

На исполнение ведомственных целевых программ (за исключением ведомственных целевых программ в составе муниципальных программ) за счет бюджетов всех уровней израсходовано 3 882,1 млн.рублей, или 75,8% к уточненным показателям бюджетной росписи. Исполнение за счет средств бюджета города составило 1 233,4 млн.рублей, или 93,7% к уточненным бюджетным назначениям. Согласно сведениям об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (форма 0503166) общая сумма неисполненных бюджетных назначений по итогам 2016 года по ведомственным целевым программам составила 1 237,5 млн.рублей. При этом кредиторская задолженность по ведомственным целевым программам согласно данным формы 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» по состоянию на 01.01.2017 года составила 133,5 млн.рублей, или 10,8% неисполненных бюджетных назначений по ведомственным целевым программам.

По 11 ведомственным целевым программам, не входящим в состав муниципальных программ, и по 6 ведомственным целевым программам, входящим в состав муниципальных программ, запланированные расходы освоены в полном объеме.

Исполнение по ведомственной целевой программе «Формирование земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год в отчетном периоде составило 45,3% к уточненному и 19,1% к первоначальному плану. При первоначально утвержденном объеме финансирования по программе в сумме 5,0 млн.рублей фактические расходы за 2016 год по программе составили 1,0 млн.рублей. Аналогичная ситуация с планированием расходов по подобным ведомственным программам складывалась и в 2013-2015 годах. Так, исполнение по аналогичной ведомственной целевой программе за 2015 год составило 1,4 млн.рублей, или 9,4% первоначально утвержденных годовых бюджетных назначений, за 2014 год – 3,4 млн.рублей, или 18,6%, за 2013 год – 2,0 млн.рублей, или 9,0%.

Не полностью освоены выделенные бюджетные ассигнования по ведомственным целевым программам «Снос аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2016-2017 годы» (54,2% суммы годовых бюджетных ассигнований), «Предотвращение несанкционированного складирования отходов на территории Маханного оврага в районе парка Победы в Волжском районе г. Саратова» на 2016 год (66,4%) и «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах» (68,1%).

5.7. Согласно представленному «Отчету о движении денежных средств» (форма 0503123) расходы по бюджетной деятельности на приобретение нефинансовых активов в части приобретения основных средств в 2016 году составили 2 712,2 млн.рублей. Для сравнения: в 2015 году  аналогичные расходы составили 477,7 млн.рублей, в 2014 году - 1 108,2 млн.рублей, в 2013 году - 797,1 млн.рублей, в 2012 году - 886,4 млн.рублей.

5.8. Согласно форме 0503168 «Сведения о движении нефинансовых активов» балансовая стоимость имущества, закрепленного в оперативном управлении увеличилась с начала года с 673,5 млн.рублей до 676,5 млн.рублей, или на 4,5%. Вложения в основные средства сократились с 950,9 млн.рублей до 745,4 млн.рублей (в 1,3 раза). Однако, сумма затрат по незавершенным строительством объектам в 1,1 раза превышает стоимость имущества, закрепленного в оперативном управлении (745,4 млн.рублей и 676,5 млн.рублей соответственно). В соответствии с отчетами главных администраторов бюджетных средств 77,2% всей суммы затрат на незавершенное строительство (575,6 млн.рублей) составляют затраты комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству, 13,8% (103,2 млн.рублей) – управления по инженерной защите. В соответствии с пояснительной запиской к годовому отчету комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству в составе данных затрат учтены в том числе вложения в объекты капитального строительства 1999 года, 2000 года, 2003 года и др., работы по которым выполнены, проектно-сметная документация передана.

Балансовая стоимость имущества казны снизилась в течение отчетного периода с 44 808,6 млн.рублей до 40 823,9 млн.рублей. Стоимость недвижимого имущества сократилась на 133,4 млн.рублей, или 0,4% (33 220,8 млн.рублей против 33 354,2 млн.рублей на начало года). Стоимость движимого имущества увеличилась с 802,3 млн.рублей до 860,5 млн.рублей (на 7,3%), стоимость непроизведенных активов (земельных участков) сократилась с 10 652,1 млн.рублей до 6 742,5 млн.рублей (в 1,6 раза).

Согласно формам 0503730 «Баланс государственного (муниципального) учреждения» по бюджетным и автономным учреждениям балансовая стоимость основных средств автономных и бюджетных учреждений увеличилась в течение года с 9 061,5 млн.рублей до 10 199,3 млн.рублей.

5.9. В соответствии с отчетом об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов» (форма 0503117) расходы бюджета в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности составили в 2016 году 3 556,9 млн.рублей, или 74,0% к уточненному плану, из них на исполнение судебных решений и решений налогового органа по обращению взыскания на средства бюджета муниципального образования в отчетном периоде направлено денежных средств в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в сумме 0,5 млн.рублей.

Расходы по Перечню объектов капитального строительства муниципальной собственности и объектов недвижимого имущества, приобретаемого в муниципальную собственность, на 2016 год, утвержденному Приложением 8 решения Саратовской городской Думы от 17.12.2015 №54-587 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год», осуществлены в общей сумме 3 556,4 млн.рублей, или 74,0% к уточненному плану.

В отчетном периоде приобретено объектов недвижимого имущества на общую сумму 3 431,7 млн.рублей, или 73,9% к уточненному плану, в том числе:

- школа на 1 100 учащихся во 2-ой жилой группе микрорайона №10 жилого района «Солнечный-2» в Кировском районе г. Саратова на сумму 753,8 млн.рублей, или 100,0% к уточненному плану);

- здание МДОУ в микрорайоне №10 жилого района Солнечный-2 (погашение кредиторской задолженности) на сумму 41,6 млн.рублей за счет средств областного бюджета;

- 34 жилых помещения в рамках ведомственной целевой программы «Приобретение жилых помещений для исполнения решений судов» на 2015-2017 годы» на сумму 45,3 млн.рублей, или 100,0% к уточненному плану (согласно пояснительной записке к годовому отчету комитета по управлению имуществом города Саратова);

- жилые помещения в рамках ведомственной целевой программы «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах» на сумму 2 591,0 млн.рублей, или 68,1% к уточненному и 1 799,8% к первоначальному плану (согласно форме 0503166 «Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ» в рамках реализации 2, 3 и 4 этапов программы в отчетном периоде заключено 3 647 муниципальных контрактов на сумму 3 657,1 млн.рублей и произведены окончательные расчеты по 156 муниципальным контрактам 1 этапа). Дебиторская задолженность по приобретенному жилью по состоянию на 01.01.2017 года сложилась в сумме 986,7 млн.рублей (форма 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности»).

Расходы бюджета по перечню объектов капитального строительства муниципальной собственности составили в 2016 году 124,7 млн.рублей, или 75,8% к уточненному плану. Бюджетные назначения на финансирование объектов капитального строительства в течение 2016 года были увеличены со 2,1 млн.рублей до 164,5 млн.рублей (в 80 раз). Изначально в перечне объектов капитального строительства был запланирован 1 объект, в течение года количество объектов увеличилось до 10. По итогам года по 8 объектам капитального строительства исполнение составило 100% от уточненных бюджетных назначений.

Бюджетные ассигнования на объект «Устройство пляжа в акватории новой набережной со строительством гидротехнических оградительных сооружений» в сумме 40,0 млн.рублей были заведены в бюджет в октябре 2016 года, исполнение по итогам года по указанному объекту составило 3,0 млн.рублей, или 7,5% к уточненному плану (разработка проектной документации).

Исполнение по объекту «Реконструкция тренировочной площадки на стадионе «Авангард» составило 1,0 млн.рублей, или 26,8% к уточненному плану (согласно пояснительной записке к годовому отчету об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов» неполное освоение средств связано с нарушением подрядными организациями сроков исполнения и иных условий контрактов).

5.10. В отчетном периоде на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам направлено 590,8 млн.рублей, или 125,2% к первоначальным и 98,9% к уточненным годовым бюджетным назначениям. Доля указанных расходов в совокупных расходах бюджета за 2016 год составляет 3,9%. Предоставление средств из бюджета города осуществлялось по всем из 21 вида субсидий, предусмотренных приложением 8 к решению Саратовской городской Думы от 17.12.2015 №54-587 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год».

По 18 видам субсидий исполнение составило от 97,2% до 100% от уточненных бюджетных назначений. Субсидия по финансовому обеспечению (возмещению) затрат по проведению работ по благоустройству парков исполнена на 87,2% к сумме бюджетных ассигнований; субсидия по возмещению затрат в связи с погребением умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законных представителей умершего, а также умерших, личность которых не установлена, в том числе на погашение кредиторской задолженности прошлых лет, - на 89,3%; субсидия по финансовому обеспечению (возмещению) затрат в связи с проведением работ по восстановлению фонтанов, находящихся в муниципальной собственности и закрепленных на праве хозяйственного ведения – на 92,4%.

Общая сумма неисполненных бюджетных назначений по субсидиям юридическим лицам составляет 6,7 млн.рублей. В соответствии с формой годовой бюджетной отчетности 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» кредиторская задолженность по субсидиям юридическим лицам отсутствует.

5.11. Анализ отчетности по муниципальным бюджетным и автономным учреждениям.

По состоянию на 01.01.2017 года в городе функционировало 31 муниципальное автономное учреждение и 330 муниципальных бюджетных учреждений (формы 0503160 «Пояснительная записка» и 0503161 «Сведения о количестве подведомственных учреждений» годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов» за 2016 год).

В соответствии с отчетом об исполнении бюджета (форма 0503117) более половины (51,2%) совокупных расходов бюджета муниципального образования «Город Саратов» составляют средства, передаваемые бюджетным и автономным учреждениям. В 2016 году бюджетным и автономным учреждениям из бюджета города было выделено 7 853,2 млн.рублей, в том числе:

- субсидий на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) – 6 648,6 млн.рублей;

- субсидий на иные цели – 295,6 млн.рублей;

- субсидий на цели осуществления капитальных вложений – 909,0 млн.рублей.

Общая сумма неисполненных бюджетных назначений по итогам года по указанным средствам составила 88,7 млн.рублей, или 1,1% уточненной годовой суммы бюджетных ассигнований, в том числе: по субсидиям на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) – 82,1 млн.рублей, по субсидиям на иные цели – 3,8 млн.рублей, по субсидиям на цели осуществления капитальных вложений – 2,8 млн.рублей.

Дебиторская задолженность бюджетных и автономных учреждений, сложившаяся за счет средств бюджета муниципального образования «Город Саратов», возросла с начала года в 5,4 раза и составила на конец года 112,3 млн.рублей, в том числе по субсидиям на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) – 107,5 млн.рублей, по субсидиям на иные цели – 3,8 млн.рублей, по субсидиям на цели осуществления капитальных вложений – 1,0 млн.рублей.

Кредиторская задолженность бюджетных и автономных учреждений, сложившаяся за счет средств бюджета муниципального образования «Город Саратов», сократилась с начала года в 1,7 раза и составила на конец года 121,0 млн.рублей, в том числе по субсидиям на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) – 116,2 млн.рублей, по субсидиям на иные цели – 4,3 млн.рублей, по субсидиям на цели осуществления капитальных вложений – 0,5 млн.рублей.

В соответствии с отчетом об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений (форма 0503737) из бюджета муниципального образования «Город Саратов» на выполнение муниципального задания муниципальным бюджетным учреждениям поступили субсидии в сумме 5 805,2 млн.рублей, расходы составили 5 812,6 млн.рублей (100,1% к объему поступивших субсидий). Остатки денежных средств по указанному виду субсидий согласно форме 0503779 «Сведения об остатках денежных средств учреждения» в течение года снизились на 1,4 млн.рублей и сложились на конец 2016 года в сумме 16,6 млн.рублей (неисполненные плановые назначения по расходам составили 82,1 млн.рублей).

Дебиторская задолженность, сложившаяся за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания (форма 0503769), возросла с начала года в 5,2 раза и составила на конец года 94,3 млн.рублей. Кредиторская задолженность, сложившаяся за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания, сократилась с начала года в 1,3 раза и составила на конец года 95,7 млн.рублей. В соответствии с отчетами, предоставленными в контрольно-счетную палату главными администраторами бюджетных средств, дебиторская и кредиторская задолженность по бюджетным учреждениям, учредителем которых является администрация Ленинского района, составила на конец 2016 года 28,0 млн.рублей и 28,5 млн.рублей соответственно, по бюджетным учреждениям, учредителем которых является администрация Заводского района, - 12,8 млн.рублей и 18,0 млн.рублей соответственно, по бюджетным учреждениям, учредителем которых является комитет дорожного хозяйства, благоустройства  и транспорта, – 9,6 млн.рублей и 15,5 млн.рублей соответственно, по бюджетным учреждениям, учредителем которых является управление по культуре, – 11,1 млн.рублей и 6,3 млн.рублей соответственно, по бюджетным учреждениям, учредителем которых является администрация Волжского района, - 10,7 млн.рублей и 9,8 млн.рублей соответственно.

Субсидии на иные цели поступили в сумме 255,7 млн.рублей, на цели осуществления капитальных вложений – 764,9 млн.рублей. Исполнение составило соответственно 255,7 млн.рублей и 764,9 млн.рублей (100,0% к объему поступивших субсидий).

Кредиторская задолженность муниципальных бюджетных учреждений по указанным видам субсидий сократилась с начала года в 9,6 раза и в 22,0 раза и составила на конец 2016 года 1,3 млн.рублей и 0,5 млн.рублей соответственно.

В соответствии с отчетом об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений (форма 0503737) из бюджета муниципального образования «Город Саратов» на выполнение муниципального задания муниципальным автономным учреждениям поступили субсидии в сумме 843,4 млн.рублей, расходы составили 843,5 млн.рублей (неисполненные плановые назначения по расходам составили 10,8 млн.рублей). Остатки денежных средств по указанному виду субсидий согласно форме 0503779 увеличились в течение года на 0,2 млн.рублей и сложились на конец года в сумме 0,5 млн.рублей.

Дебиторская задолженность, сложившаяся за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания (форма 0503769), возросла с начала года в 5,2 раза и составила на конец года 13,2 млн.рублей. Кредиторская задолженность, сложившаяся за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания, возросла с начала года в 1,5 раза и составила на конец года 20,5 млн.рублей (из них просроченная - 11,3 млн.рублей). Необходимо отметить, что согласно разделу 2 данной формы 0503769 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения» (в рамках субсидии на выполнение муниципального задания по автономным учреждениям) 7,2 млн.рублей просроченной задолженности – задолженность перед налоговыми органами по налогам и сборам.

В соответствии с отчетами, предоставленными в контрольно-счетную палату главными администраторами бюджетных средств, дебиторская и кредиторская задолженность по автономным учреждениям, учредителем которых является администрация Ленинского района, составила на конец 2016 года 1,4 млн.рублей и 6,4 млн.рублей соответственно, по автономным учреждениям, учредителем которых является администрация Кировского района, составила на конец 2016 года 3,4 млн.рублей и 5,1 млн.рублей соответственно, по автономным учреждениям, учредителем которых является управление по физической культуре и спорту, – 2,5 млн.рублей и 4,9 млн.рублей, по автономным учреждениям, учредителем которых является комитет по образованию, - 2,9 млн.рублей и 2,2 млн.рублей.

Субсидии на иные цели поступили в сумме 39,9 млн.рублей, на цели осуществления капитальных вложений – 144,1 млн.рублей. Исполнение составило соответственно 39,9 млн.рублей и 144,1 млн.рублей (100,0% к объему поступивших субсидий).

Дебиторская задолженность муниципальных автономных учреждений по указанным видам субсидий составила на конец 2016 года 3,0 млн.рублей и 1,0 млн.рублей соответственно, кредиторская задолженность муниципальных автономных учреждений по субсидиям на иные цели – 3,0 млн.рублей.

В соответствии с отчетами, предоставленными в контрольно-счетную палату главными администраторами бюджетных средств, дебиторская и кредиторская задолженность по субсидиям на иные цели в соответствующих суммах сложилась по автономным учреждениям, учредителем которых является комитет по образованию, дебиторская задолженность по субсидиям на цели осуществления капитальных вложений - по автономным учреждениям, учредителем которых является управление по физической культуре и спорту.

5.13. В соответствии с разделом 3 Положения о дорожном фонде муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 21.02.2012 №11-135, в составе годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов» за 2016 год в контрольно-счетную палату представлен сводный отчет об использовании средств дорожного фонда за 2016 год.

Доходы дорожного фонда составили 1 543,7 млн.рублей, или 181,9% к первоначальным и 99,2% к уточненным показателям бюджета. Согласно отчету, источниками доходов фонда стали:

- акцизы на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащие зачислению в местный бюджет, в сумме 42,5 млн.рублей,

- субсидии бюджетам городских округов области на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств областного дорожного фонда в сумме 100,0 млн.рублей,

- межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам городских округов на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства, включая проекты, реализуемые с применением механизмов государственно-частного партнерства, и строительство, реконструкцию и ремонт уникальных искусственных дорожных сооружений по решениям Правительства Российской Федерации в сумме 500,0 млн.рублей;

- межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам городских округов области в целях проведения работ по благоустройству парков и дворовых территорий, в сумме 157,7 млн.рублей;

- иные источники в сумме 743,5 млн.рублей.

Расходы дорожного фонда по итогам 2016 года составили 1 543,7 млн.рублей, или 181,9% к первоначальным и 99,2% к уточненным показателям бюджета. За отчетный период бюджетные ассигнования дорожного фонда увеличились с 848,4 млн.рублей до 1 555,7 млн.рублей (в 1,8 раза).

На содержание автомобильных дорог и сооружений на них (и тротуаров) в течение года было направлено 977,4 млн.рублей (130,6% к первоначальным и 98,8% к уточненным показателям бюджета), что составляет 63,3% от общей суммы расходов дорожного фонда за 2016 год, на ремонт автомобильных дорог и сооружений на них (и тротуаров) – 407,4 млн.рублей (407% и 100% соответственно), или 26,4% к объему расходов дорожного фонда за 2016 год, на капитальный ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений, на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов – 158,5 млн.рублей, (100% к уточненным показателям бюджета), или 10,3% к объему расходов дорожного фонда за 2016 год, на проектирование, строительство и реконструкцию автомобильных дорог и дорожных сооружений – 0,4 млн.рублей (100% к уточненным показателям бюджета).

Бóльшая часть расходов дорожного фонда в отчетном периоде (1 382,4 млн.рублей, или 89,6% всех расходов фонда) была освоена комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», из них на содержание автомобильных дорог и сооружений на них (и тротуаров) – 974,8 млн.рублей (130,4% первоначальных и 98,8% уточненных показателей бюджета), на ремонт автомобильных дорог и сооружений на них (и тротуаров) – 407,2 млн.рублей (406,8% и 100% соответственно), на проектирование, строительство и реконструкцию автомобильных дорог и дорожных сооружений – 0,4 млн.рублей (100% к уточненным показателям бюджета). Администрациями районов в течение года на содержание автомобильных дорог и сооружений на них (и тротуаров) направлено 2,6 млн.рублей (от 76,1% к уточненным бюджетным ассигнованиям по администрации Волжского района до 100% по администрации Ленинского района), на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов – 158,5 млн.рублей (99,8-100% к уточненным показателям бюджета). Расходы дорожного фонда на ремонт автомобильных дорог и сооружений на них (и тротуаров) по администрации Заводского района составили 0,2 млн.рублей (100% к уточненным бюджетным ассигнованиям).

В соответствии с уточненной сводной бюджетной росписью и отчетом об исполнении бюджета на 1 января 2017 года (форма 0503117) средства дорожного фонда в сумме 554,9 млн.рублей израсходованы комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта в рамках предоставления субсидий бюджетным учреждениям на выполнение муниципальных заданий, 774,8 млн.рублей направлены на реализацию ведомственных целевых программ «Ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год» и «Обеспечение безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год» (726,6 млн.рублей и 48,2 млн.рублей соответственно), 13,0 млн.рублей – на погашение кредиторской задолженности прошлых лет, 39,7 млн.рублей – на исполнение судебных решений и решений налогового органа по обращению взыскания на средства бюджета по дорожной деятельности.

Администрациями районов города 159,4 млн.рублей освоены в рамках ведомственных целевых программ по благоустройству территорий районов муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год, еще 1,9 млн.рублей направлены на погашение кредиторской задолженности прошлых лет.

6. Источники финансирования дефицита бюджета муниципального образования «Город Саратов».

Бюджет города за 2016 год исполнен с дефицитом в сумме 402,4 млн.рублей, или 6,4% фактического объема доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, что соответствует статье 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В 2016 году были привлечены банковские кредиты в сумме 5 391,0 млн.рублей. Погашение кредитов составило 4 773,0 млн.рублей. В результате сумма задолженности по кредитам, полученным в бюджет города от кредитных организаций, увеличилась c начала года на 618,0 млн.рублей  и по состоянию на 01.01.2017 года составила 5 968,3 млн.рублей.

Для частичного покрытия дефицита бюджета муниципального образования «Город Саратов», связанного с реализацией мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в отчетном периоде из областного бюджета были предоставлены бюджетные кредиты в сумме 361,5 млн.рублей (срок погашения 15.11.2017 года). Произведено частичное списание в сумме 118,0 млн.рублей (95% суммы кредитов) и погашение в сумме 6,2 млн.рублей (5% суммы кредитов) бюджетных кредитов на аналогичные цели, привлеченных из областного бюджета в ноябре-декабре 2015 года (срок погашения 15.11.2016 года).

Погашение бюджетных кредитов, привлеченных из областного бюджета в 2010-2011 годах для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) составило в отчетном периоде 18,6 млн.рублей.

Привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов в 2016 году из УФК по Саратовской области составило 1 100,0 млн.рублей, данные кредиты полностью погашены в отчетном периоде. В результате общая сумма задолженности по бюджетным кредитам по состоянию на 01.01.2017 года составила 371,5 млн.рублей (по бюджетным кредитам, предоставленным из областного бюджета Саратовской области).

Остатки средств на едином счете бюджета с начала года увеличились на 552,3 млн.рублей (по целевым межбюджетным трансфертам – на 533,6 млн.рублей) и по состоянию на 01.01.2017 года составили 630,7 млн.рублей (в том числе по целевым межбюджетным поступлениям – 589,3 млн.рублей).

7. Муниципальный долг муниципального образования «Город Саратов».

Решением Саратовской городской Думы от 17.12.2015 № 54-587 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год» (с учетом изменений) верхний предел муниципального долга по состоянию на 01.01.2017 года установлен в размере 6 339,7 млн.рублей, в том числе по муниципальным гарантиям - в размере 0,0 млн. рублей.

Дефицит бюджета муниципального образования «Город Саратов» и объем муниципального долга в динамике за 5 лет

млн.рублей

diag4 

Исходя из фактического исполнения бюджета муниципальный долг города вырос с начала года на 836,7 млн.рублей и по состоянию на 01.01.2017 года составил 6 339,7 млн.рублей, или 100% к установленному решением о бюджете верхнему пределу муниципального долга. Величина долговых обязательств муниципального образования «Город Саратов», сложившаяся на конец отчетного периода, не превышает предельный размер муниципального долга, установленный статьей 107 Бюджетного кодекса РФ. Объем долговых обязательств муниципального образования «Город Саратов» на конец 2016 года составил 100,2% фактического объема поступивших в 2016 году налоговых и неналоговых доходов.

На обслуживание муниципального долга в 2016 году направлено 740,8 млн.рублей, или 6,8% фактических расходов бюджета города за 2016 год за исключением расходов, произведенных за счет субвенций из областного бюджета, что соответствует требованиям статьи 111 Бюджетного кодекса РФ. По сравнению с 2015 годом объем средств, направляемых на обслуживание муниципального долга, увеличился в 1,2 раза или на 114,6 млн.рублей.

В соответствии со сведениями о государственном (муниципальном) долге, предоставленных бюджетных кредитах (форма 0503172) остаток начисленных процентов по ранее полученным из областного бюджета бюджетным кредитам по состоянию на 01.01.2017 года составил 0,4 млн.рублей.

8. Кредиторская и дебиторская задолженность.

В форме 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» сводного годового отчета отражена кредиторская задолженность по бюджетной деятельности в сумме 885,0 млн.рублей (5,8% произведенных в 2016 году расходов), в том числе просроченная – 195,1 млн.рублей. С начала года кредиторская задолженность возросла на 498,6 млн.рублей, или в 2,3 раза, просроченная кредиторская задолженность - снизилась на 50,2 млн.рублей, или в 1,3 раза.

Основная доля бюджетной кредиторской задолженности (66,6%, или 589,3 млн.рублей) приходится на кредиторскую задолженность по расчетам по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (неиспользованные остатки поступивших межбюджетных трансфертов из областного бюджета).

Бюджетная кредиторская задолженность по расчетам по принятым обязательствам (код счета бюджетного учета 130200000) перед физическими лицами, а также перед субъектами гражданских прав, в том числе в рамках исполнения организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, муниципальных контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости муниципальной собственности, за поставленные материальные ценности, оказанные услуги, выполненные работы, по иным основаниям, вытекающим из условий договоров, соглашений снизилась в течение 2016 года в 1,1 раза и составила на конец отчетного периода 293,0 млн.рублей, в том числе просроченная – 194,7 млн.рублей (при этом задолженность по расчетам по приобретению основных средств возросла в течение 2016 года в 3,0 раза и составила на конец отчетного периода 129,5 тыс.рублей, по расчетам с муниципальными бюджетными и автономными учреждениями, включая субсидии на выполнение муниципального задания, – снизилась в 2,3 раза и на 01.01.2017 года составила 93,9 млн.рублей). Бюджетная кредиторская задолженность по исполнительным документам, предъявленным к казне муниципального образования «Город Саратов» (по виду расходов 831), снизилась в течение отчетного периода в 3,2 раза (с 86,5 млн.рублей до 26,7 тыс.рублей).

В форме 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» на начало 2016 года отражена кредиторская задолженность по отдельным ведомственным целевым программам, вступившим в силу с 01.01.2016 года.

Так, по целевой статье расходов 20М0000000 «Ведомственная целевая программа «Благоустройство территории Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год» отражена кредиторская задолженность на начало года в общей сумме 3,4 млн.рублей. Согласно приказу комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» от 17.09.2015 №124-П «Об определении порядка применения бюджетной классификации в части, относящейся к бюджету муниципального образования «Город Саратов», установлении перечня и кодов целевых статей расходов бюджета муниципального образования «Город Саратов» по целевой статье 20М0000000 отражаются расходы на ведомственную целевую программу «Благоустройство территории Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год», для отражения кредиторской задолженности прошлых лет предусмотрена единая целевая статья 3710000000 «Погашение кредиторской задолженности прошлых лет, в том числе по программным мероприятиям». В соответствии с формой 0503169 годового отчета об исполнении бюджета за 2015 год кредиторская задолженность в сумме 3,4 млн.рублей на конец 2015 года числилась по ведомственной целевой программе «Ведомственная целевая программа «Благоустройство территории Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» на 2015 год».

По целевой статье расходов 20Д0000000 «Ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год» отражена кредиторская задолженность на начало года в общей сумме 15,5 млн.рублей. В соответствии с вышеназванным приказом комитета по финансам по данной целевой статье подлежат отражению расходы на ведомственную целевую программу «Ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год». Так же, как и в первом примере, кредиторская задолженность в сумме 15,5 тыс.рублей образовалась по данным годового отчета об исполнении бюджета города за 2015 год по ведомственной целевой программе «Ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования муниципального образования «Город Саратов» на 2015 год».

Сумма дебиторской задолженности по бюджетной деятельности в течение года возросла в 2,9 раза и составила по состоянию на 01.01.2017 года 1 372,1 млн.рублей, или 9,0% от общих расходов бюджета, в том числе просроченная – возросла в 8,7 раз и составила на конец года 231,9 млн.рублей.

Основную часть дебиторской задолженности (71,9%) составляет предоплата по заключенным муниципальным контрактам на приобретение жилых помещений в рамках ведомственной целевой программы «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах» - 986,7 млн.рублей. Дебиторская задолженность по расчетам с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг возросла в течение 2016 года на 27,5 млн.рублей и составила на конец отчетного периода 202,7 млн.рублей, по расчетам с плательщиками доходов от собственности – возросла на 4,7 млн.рублей и составила на конец 2016 года 103,9 млн.рублей, по расчетам по доходам от операций с основными средствами – снизилась на 4,9 млн.рублей и составила на конец отчетного периода 51,5 млн.рублей. Дебиторская задолженность по расчетам по ущербу основным средствам возросла в течение отчетного периода на 13,6 млн.рублей и составила на конец 2016 года 14,3 млн.рублей. В соответствии с пояснительной запиской к годовому отчету об исполнении бюджета за 2016 год комитета по управлению имуществом г.Саратова (форма 0503160) дебиторская задолженность в сумме 13,7 млн.рублей по счету 120971 «Расчеты по ущербу основным средствам» сложилась в отчетном периоде в связи с выявлением недостачи в МКУ «Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства» техники и автотранспортных средств, председателем ликвидационной комиссии учреждения в РЭО ГИБДД УМВД по г.Саратову направлено заявление об угоне автотранспортных средств и проведении розыскных мероприятий.

 

Предложения:

Рекомендовать администрации муниципального образования «Город Саратов»:

1. Продолжить работу по реализации комплекса дополнительных мер, направленных на:

- повышение собираемости неналоговых доходов, включая поступления по арендным платежам за землю, в том числе за счет улучшения качества администрирования, своевременного обращения в суд с целью взыскания задолженности;

- сокращение дебиторской задолженности по неналоговым платежам в бюджет;

- актуализацию реестров объектов жилищного фонда в разрезе администраторов доходов и обоснованное планирование расходов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за жилые и нежилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования «Город Саратов»;

- снижение дефицита бюджета муниципального образования «Город Саратов».

2. Обеспечить проведение сдержанной долговой политики в 2017 году и недопущение принятия дополнительных расходных обязательств без наличия доходного источника.

И.о. председателя           
Т.А. Антонова
Скачать PDF Скачать Приложение 1 таб.1 Скачать Приложение 1 таб.2 Скачать Приложение 2 Скачать Приложение 3
Возврат к списку