Контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Саратов»
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, 78
Приемная +7(8452)27-99-91

Результаты контрольных мероприятий

Информация о результатах проверки исполнения в 2021 году и истекшем периоде 2022 года ведомственной целевой программы «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах» в комитете по строительству и инженерной защите муниципального образования «Город Саратов», МКУ «Капитальное строительство», администрациях Ленинского, Заводского, Кировского и Октябрьского районов муниципального образования «Город Саратов».

Контрольно-счетной палатой муниципального образования «Город Саратов» были проведены контрольные мероприятия «Проверка исполнения в 2021 году и истекшем периоде 2022 года ведомственной целевой программы «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах» Объектами проверок стали комитет по строительству и инженерной защите муниципального образования «Город Саратов», МКУ «Капитальное строительство», администрации Ленинского, Заводского, Кировского и Октябрьского районов муниципального образования «Город Саратов».

По результатам проверок было установлено следующее.

Ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» (далее – программа, ВЦП) утверждена постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 01.07.2019 № 1184. Главным распорядителем бюджетных средств программы, а также одним из основных исполнителей её мероприятий является комитет по строительству и инженерной защите муниципального образования «Город Саратов» (далее – комитет по строительству). Соисполнителями мероприятий программы также являлись муниципальное казенное учреждение «Капитальное строительство», администрации районов муниципального образования «Город Саратов».

Комитет по строительству, как главный распорядитель бюджетных средств, осуществляет контроль за ходом реализации программы, основными задачами которого являются определение фактически произведенных бюджетных расходов и реальных сроков выполнения программы; определение достигнутых показателей программы (промежуточных фактических значений); выявление факторов, негативно влияющих на реализацию программы.

Согласно данным годовой бюджетной отчетности за 2021 и 2022 годы комитета по строительству и МКУ «Капитальное строительство» кассовое исполнение мероприятий программы составило:

в 2021 году - 2 483 662,4 тыс. рублей или 93,2% от доведенных бюджетные ассигнований (в том числе комитетом – 199 510,1 тыс. рублей, МКУ «Капитальное строительство» - 2 284 152,3 тыс. рублей);

в 2022 году - 469 307,6 тыс. рублей или 49,8% от доведенных бюджетные ассигнований (в том числе комитетом – 115 206,3 тыс. рублей, МКУ «Капитальное строительство» - 354 101,3 тыс. рублей).

В 2021 году не были исполнены показатели результативности, установленные целевыми индикаторами программы. Показатели результативности, установленные целевыми индикаторами программы на 2022 год, исполнены на 100%. Выполнение показателей результативности за 2022 год в полном объеме обусловлено внесением изменений в плановые показатели Программы под фактически достигнутые.

По состоянию на 1 января 2023 года исполнение ведомственной целевой программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» в части показателя количества граждан, переселенных из аварийных жилых помещений, составило 95%, а именно было переселено 7 466 человек из 3 309 жилых помещений общей площадью 113 793,15 кв. м. Не осуществлено переселение 439 граждан из 177 жилых помещений общей площадью 5 914,19 кв. м аварийного жилищного фонда (5% от плановых показателей) по причине поиска местонахождения нанимателей и собственников 99 жилых помещений, оформления права собственности в порядке наследования на 1 жилое помещение, ведения судебного спора по 77 жилым помещениям.

При анализе исполнения мероприятий программы установлено следующее.

За нарушение сроков передачи жилых помещений МКУ «Капитальное строительство» были выставлены претензии застройщикам о взыскании пеней на общую сумму 21 736,47 тыс. рублей. В ходе контрольного мероприятия установлено, что учреждением направлены требования о взыскании неустойки за нарушение сроков по контрактам на приобретение жилых помещений не в полном объеме, не были направлены претензии поставщикам на сумму 2 465,7 тыс. рублей.

Суммы неустоек в добровольном порядке застройщиками не уплачены. В связи с чем, по 170 неисполненным контрактам в 2022 году были поданы исковые заявления о взыскании неустоек.

Вместе с тем при заключении 170 контрактов застройщик предоставил банковские гарантии со сроком действия до 21.01.2022 года. Согласно статье 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, условиям предоставленных банковских обязательствами, при наступлении которых гарантом выплачивается бенефициару (МКУ «Капитальное строительство») сумма гарантии или ее часть, является неисполнение или ненадлежащее исполнение принципалом его обязательств по контракту, в том числе уплата неустоек (пеней, штрафов), предусмотренных контрактом. Однако МКУ «Капитальное строительство» не воспользовалось правом на бесспорное списание неустоек (пеней) по представленным гарантиям в сумме 637,3 тыс. рублей за ненадлежащее исполнения обязательств по 170 контрактам на приобретение жилых помещений посредством участия в долевом строительстве, что привело к недополучению доходов бюджета города в указанной сумме.

Аналогично при нарушении сроков передачи жилых помещений по 2 контрактам на строительство жилых домов, подрядчиком не были добровольно удовлетворены направленные в его адрес претензии об уплате пеней на общую сумму 978,4 тыс. рублей. При этом из средств представленной банковской гарантии по одному из контрактов можно было удержать часть неустойки в сумме 390,2 тыс. рублей.

В 2021-2022 годах МКУ «Капитальное строительство» было заключено четыре муниципальных контракта на строительство многоквартирных домов для расселения граждан из аварийного жилищного фонда. При исполнении указанных контрактов в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и условий заключенных контрактов: акты приемки законченных строительством объектов (по форме № КС-11) подписаны без надлежащего обеспечения гарантийных обязательств на общую сумму 3 692,4 тыс. рублей, дополнительное соглашение к контракту заключено без предоставления подрядчиком надлежащего обеспечения исполнения контракта на сумму 19 272,09 тыс. рублей. Таким образом, данное нарушение носит системный характер и влечет за собой риски неполучения финансового обеспечения гарантийных обязательств от подрядчиков.

В ходе выборочного сопоставления приобретенных (построенных) жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья с заявками, сформированными администрациями районов, установлены случаи завышения количества комнат в приобретенных жилых помещениях по сравнению с необходимым. Так, администрацией Заводского района муниципального образования «Город Саратов» были поданы заявки на приобретение 4 однокомнатных квартир, однако МКУ «Капитальное строительство» для указанных граждан были приобретены 4 двухкомнатные квартиры. Приобретенные квартиры площадью 55,9 кв. м значительно превосходили по площади расселяемые однокомнатные квартиры, а общая сумма неэффективных расходов на их приобретение составила 2 169,2 тыс. рублей. Подобный случай выявлен также по заявке администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», сумма неэффективных расходов на приобретение двухкомнатной квартиры вместо однокомнатной составила 255,0 тыс. рублей.

Администрацией Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» при исполнении программы осуществлялось формирование заявок на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с превышением количества расселяемых жилых помещений (например, вместо заявки на приобретение 1 трехкомнатной квартиры, подавалась заявка на приобретение 2 квартир - однокомнатной и двухкомнатной, либо 3 однокомнатных квартир), что в результате повлекло неэффективные расходы бюджетных средств на общую сумму 2 946,0 тыс. рублей. Аналогичное нарушение выявлено в администрациях Заводского, Кировского и Фрунзенского районов муниципального образования «Город Саратов», что повлекло неэффективные расходы бюджетных средств на общую сумму 2 105,9 тыс. рублей, 713,1 тыс. рублей и 906,6 тыс. рублей соответственно.
Также в администрациях Ленинского и Кировского районов муниципального образования «Город Саратов» установлено по 1 случаю включения в заявки на переселение жилых помещений, занимаемых гражданами, законность прав на которые в полной мере не подтверждена. Необоснованные расходы бюджета на приобретение жилых помещений для этих граждан составили 1 088,0 тыс. рублей и 995,3 тыс. рублей соответственно.

В администрациях Кировского и Октябрьского районов муниципального образования «Город Саратов» установлены случаи выплаты возмещения за изымаемые объекты недвижимости с учетом стоимости возмещения убытков на услуги по переезду, услуги риелторов в отсутствие документов, подтверждающих произведенные расходы, на общую сумму 493,3 тыс. рублей (в том числе в Кировском районе – 361,1 тыс. рублей, в Октябрьском районе - 132,2 тыс. рублей).

В ходе контрольного мероприятия, проводимого контрольно-счетной палатой в 2020 году, охватывающего первые три этапа реализации Программы, были установлены факты необоснованного включения районными администрациями в заявки на приобретение квартир сведений, не соответствующих (завышенных) по количеству и общей площади жилых помещений, подлежащих расселению, что могло повлечь необоснованное увеличение расходов бюджета. В связи с чем, комитету по строительству и инженерной защите, как ответственному исполнителю Программы, было рекомендовано рассмотреть вопрос о внесении изменений в сформированные администрациями заявки. По результатам проверки, проведенной контрольно-счетной палатой в 2022 году, установлено, что администрациями Ленинского и Кировского районов муниципального образования «Город Саратов» были внесены изменения в заявки, тем самым предотвращено неэффективное расходование бюджетных средств на общую сумму 4 662,1 тыс. рублей.

По результатам контрольных мероприятий в адрес комитета по строительству и инженерной защите муниципального образования «Город Саратов», МКУ «Капитальное строительство», администраций Ленинского, Заводского, Кировского и Октябрьского районов муниципального образования «Город Саратов» направлены представления.

О результатах мероприятий проинформированы глава муниципального образования «Город Саратов», а также председатель Саратовской городской Думы.

 Скачать
Возврат к списку