Контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Саратов»
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, 78
Приемная +7(8452)27-99-91

Результаты контрольных мероприятий

Информация о результатах проверки использования бюджетных средств, направленных в 2021 году на реконструкцию фонтана «Одуванчик» на площади им. Кирова С.М.

Контрольно-счетной палатой муниципального образования «Город Саратов» проведено контрольное мероприятие «Проверка использования бюджетных средств, направленных в 2021 году на реализацию муниципальной программы «Формирование современной городской среды муниципального образования «Город Саратов» на 2018-2024 годы в части выполнения задач федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» по благоустройству общественной территории – реконструкция фонтана «Одуванчик» на площади им. Кирова С.М. Объектом проверки являлся комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - комитет по ЖКХ).

По результатам проверки выявлены следующие нарушения и недостатки.

В 2021 году комитетом по ЖКХ в целях осуществления реконструкции фонтана «Одуванчик» на площади им. Кирова С.М. было заключено 10 контрактов и договоров на общую сумму 33 712,2 тыс. рублей. Основная часть работ выполнялась в рамках реализации муниципального контракта от 13.05.2021 на сумму 32 264,5 тыс. рублей (с учетом внесенных изменений в контракт).

Первоначальным сроком исполнения работ в контракте было определено 01.09.2021. По состоянию на 01.09.2021 строительно-монтажные работы, предусмотренные контрактом, не были завершены в полном объеме. Дополнительным соглашением от 01.09.2021 срок окончания выполнения работ был перенесен на 15.11.2021, однако был нарушен подрядчиком. В связи с нарушением сроков исполнения контракта комитетом по ЖКХ 10.01.2022 была направлена претензия подрядчику об уплате неустойки на сумму 120,3 тыс. рублей. Хотя денежные средства в установленный в претензии срок от подрядчика не поступили, комитет по ЖКХ до начала контрольного мероприятия не принимал мер по взысканию неустойки в судебном порядке. Иск в суд был направлен в августе 2022 года. Денежные средства перечислены подрядчиком в бюджет 29.09.2022.

Анализ сметной стоимости работ по реконструкции фонтана «Одуванчик» показал, что наиболее дорогостоящими позициями являлись гранитные элементы карниза, используемые для отделки чаши фонтана (11 179,3 тыс. рублей).

Стоимость деталей декоративного гранитного карниза в текущих ценах была определена проектной организацией только на основании одного коммерческого предложения от 06.11.2020. Документы, свидетельствующие о проведенном сборе информации о текущих ценах на гранитные карнизы у других поставщиков (производителей), либо документы, свидетельствующие о невозможности производства таких ресурсов иными организациями, к проектной документации не приложены, к проверке не представлены. Таким образом, сметная стоимость индивидуально изготавливаемых деталей декоративного гранитного карниза, определенная с нарушением требований Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 04.08.2020 № 421/пр), не может считаться обоснованной.

Согласно представленным документам работы по устройству гранитных элементов карниза при отделке чаши фонтана приняты комитетом 29.12.2021, оплата данных работ произведена 30.12.2021. Однако 30.12.2021 подрядчик уведомил комитет по ЖКХ о том, что заводом изготовителем гранитных карнизов была допущена ошибка (ширина борозд карнизов составила 21 мм вместо предусмотренных проектом 25 мм), влекущая при начале эксплуатации фонтана переполнение его чаши и сбои в работе насосного оборудования. В связи с вышеуказанным гранитные элементы были демонтированы для приведения их в соответствие с проектным решением. Также подрядчик сообщил, что поскольку устройство данных карнизов после их доработки невозможно при минусовых температурах наружного воздуха, гранитные элементы будут смонтированы при благоприятных погодных условиях.
Вместе с тем согласно условиям контракта подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от проектной документации, а также в случае применения несоответствующего материала (комплектующих, оборудования) производит работы заново за свой счёт без увеличения цены контракта и без права продления предусмотренных контрактом сроков выполнения работ. Таким образом, подрядчиком контракт был исполнен ненадлежащим образом, а заказчиком осуществлена приемка и оплата работ, не соответствующих условиям контракта и проектной документации.

Работы по устройству гранитных карнизов фонтана «Одуванчик» были возобновлены подрядчиком в марте 2022 года и завершены 18.04.2022.

К моменту проведения контрольного мероприятия претензионная работа комитета по ЖКХ в части взыскания с подрядчика пеней за нарушение сроков исполнения обязательств осуществлена только за период с 16.11.2021 по 13.12.2021, при этом фактическое исполнение работ по реконструкции фонтана «Одуванчик» произведено не ранее 18.04.2022 (дата окончания работ по установке гранитных карнизов фонтана «Одуванчик» в соответствии с письмом организации, осуществлявшей строительный контроль).

Таким образом, комитет по ЖКХ не осуществил взыскание с подрядчика пеней за весь период просрочки обязательств (с 14.12.2021 по 18.04.2022) на сумму 607,4 тыс. рублей.
Строительный контроль за проведением работ по реконструкции фонтана осуществлялся на основании договора от 13.05.2021 на сумму 300,0 тыс. рублей. Оплата договора заказчиком произведена в полном объеме. Согласно разделу отчету о строительном контроле работы по устройству гранитных элементов карниза при отделке чаши фонтана были выполнены в полном объеме и в соответствии с техническим заданием и, следовательно, подлежат приемке. Акт о приемке выполненных работ от 13.12.2021, фиксирующий устройство гранитных карнизов, также был подписан представителем организации стройконтроля без замечаний. Вместе с тем вышеописанные факты принятия заказчиком работ по устройству гранитных элементов карниза чаши фонтана, не соответствующих требованиям проектной документации, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязанностей по строительному контролю за этими работами. Однако штрафные санкции за ненадлежащее исполнение договора от 13.05.2021 на осуществление строительного контроля к контрагенту комитетом по ЖКХ не применялись.

Сметой контракта от 13.05.2021 была предусмотрена утилизация 384,1 т строительного мусора, образовавшегося при проведении работ. Оплата за утилизацию мусора была произведена подрядчику в полном объеме в сумме 236,0 тыс. рублей. Однако в ходе проверки документальное подтверждение проведения подрядчиком утилизации строительного мусора в объеме 384,1 тонны не было представлено, что не позволило признать ее оплату обоснованной.

В ходе проведения контрольного мероприятия комитетом по ЖКХ в адрес подрядчика было направлено требование о предоставлении документов, подтверждающих утилизацию строительного мусора, либо о возврате в бюджет денежных средства, направленных на оплату данных работ. Поскольку требуемые документы представлены не были, комитет по ЖКХ направил исковое заявление в арбитражный суд о взыскании с подрядчика 236,0 тыс. рублей.

Сметой контракта от 13.05.2021 предусмотрено выполнение работ по демонтажу, погрузке и перевозке металлических элементов и конструкций, массой 2,467 тонны, в том числе чугунного цилиндрического подиума, бронзовой колонны с каннелюрами, несущей колонны из трубы, опорного кольца из металлического листа, бронзовой чаши в виде цветка, декоративных чугунных решеток, а также стальных и чугунных труб, насосов и др. При этом их утилизация в качестве строительного мусора сметой не предусматривалась.

Вышеуказанные работы были приняты комитетом в полном объеме, при этом данные металлические элементы и конструкции с целью последующей их сдачи в металлолом подрядчиком заказчику не передавались, что повлекло недополучение в доход бюджета 57,2 тыс. рублей от реализации металлолома.
Возврат к списку