Контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Саратов»
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, 78
Приемная +7(8452)27-99-91

Результаты контрольных мероприятий

Информация о результатах проверки муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №40 имени Героя Советского Союза Г.Д. Ермолаева»

Контрольно-счетной палатой муниципального образования «Город Саратов» завершена проверка финансово-хозяйственной деятельности, в том числе использования бюджетных средств, а также соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом за 2019 - 2020 годы в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №40 имени Героя Советского Союза Г.Д. Ермолаева» (далее по тексту – учреждение, школа).

Проведенный анализ расходования учреждением средств на выплату заработной платы педагогическим работникам выявил ряд нарушений и недостатков.

В соответствии с Положением о новой системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным Решением Саратовской городской Думы от 16.07.2008 № 30-313, руководитель образовательного учреждения ежегодно на начало учебного года составляет и утверждает тарификационные списки, определяющие нагрузку на работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс. Данные списки лежат в основе определения заработной платы конкретного учителя, а также расчета средней заработной платы педагогов по школе на начало учебного года. При этом размер должностного оклада директора учреждения также рассчитывается исходя из средней заработной платы на начало учебного года учителей и иных категорий педагогического персонала школы. Кроме того, на основании размера оклада директора рассчитываются оклады заместителей директора (от 50 до 90% от должностного оклада директора).

Тарификационные списки, составленные в учреждении на 2 сентября 2019 года, определяли нагрузку и оклады работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, в отношении 69 педагогов. Средняя нагрузка на 1 педагога составляла 27,1 часа в неделю. При этом уже 3 сентября 2019 года, после установления размера оклада директора, было произведено перераспределение аудиторной и неаудиторной нагрузки на 70 преподавателей, а 1 октября 2019 года - на 71 преподавателя, и по состоянию на 01.10.2019 средняя нагрузка на одного учителя снизилась с 27,1 до 26,3 часа в неделю. Таким образом, 2 сотрудника школы фактически осуществляли педагогическую деятельность в течение учебного года, но их учебная нагрузка и соответственно заработная плата не учитывалась при определении должностного оклада руководителя школы.

Если в 2019 году данные недостатки при составлении тарификационных списков нельзя было отнести к массовым и систематическим, то в 2020 году ситуация повторилась, и перераспределение учебной нагрузки затронуло большее количество педагогов.

Тарификационные списки, составленные на 1 сентября 2020 года, определяли нагрузку и оклады работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, в отношении 69 педагогов школы. Средняя нагрузка на 1 педагога составляла 27,1 часа в неделю. Со 2 сентября 2020 года приказами директора школы началось перераспределение нагрузки на фактическое число учителей: 02.09.2020 было издано 5 таких приказов, 09.09.2020 и 10.09.2020 - по 1 приказу, 15.09.2020 и 01.10.2020 - по 3 приказа. Всего было произведено перераспределение аудиторной и неаудиторной нагрузки на 79 педагогических работников, и по состоянию на 02.10.2020 средняя нагрузка на одного учителя снизилась с 27,7 до 24,2 часа в неделю.

Такое распределение нагрузки на меньшее число учителей позволило расчетным образом получить более высокий размер средней заработной платы педагогов на конкретную дату (на начало учебного года) и на основании него определить размер оклада директора школы.

В результате искусственно созданных условий, позволяющих установить должностной оклад директору школы в более высоком размере, в проверяемом периоде были завышены расходы на оплату труда руководящего персонала на общую сумму 472,1 тыс. рублей, в том числе директору учреждения - в сумме 120,1 тыс. рублей, заместителям директора, оклад которых рассчитывается в процентном отношении к окладу директора, - в сумме 352,2 тыс. рублей.

В проверяемом периоде в учреждении имелось 6 штатных единиц заместителей директора, которые были заняты 7 физическими лицами. Расходы на оплату труда заместителей директора составляли около 8,5% от общего фонда оплаты труда.

Анализ формирования фонда оплаты труда (далее - ФОТ) педагогов в учреждении выявил ряд допущенных нарушений Методики формирования фонда оплаты труда и заработной платы работников муниципальных учреждений, участвующих в оказании муниципальных услуг в соответствии с муниципальным заданием (утв. решением Саратовской городской Думы от 16.07.2008 № 30-313), и коллективных договоров. Так, в учреждении не было установлено соотношение базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда работников школы, не установлен размер стимулирующей части фонда оплаты труда, не установлен размер общей части и специальной части фонда оплаты труда для педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, не определено соотношение долей стимулирующей части фонда оплаты труда по категориям персонала.

Вместе с тем фактически в 2019 и 2020 годах фонд оплаты труда в учреждении был распределен следующим образом: базовая часть составляла 88,8% от общего ФОТ, стимулирующая часть - 11,2% от общего ФОТ. По категориям работников в 2019 году фонд оплаты труда составлял: для педагогического персонала, непосредственного осуществляющего учебный процесс - 24 615,5 тыс. рублей (73% от общего ФОТ), для иного педагогического персонала - 1 508,3 тыс. рублей (4,5% от общего ФОТ), для административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала - 7604,8 тыс. рублей (22,5% от общего ФОТ). В 2020 году распределение фонда оплаты труда по категориям работников претерпело незначительные изменения в части увеличения доли оплаты труда педагогов: для педагогического персонала, непосредственного осуществляющего учебный процесс - 28 680,1 тыс. рублей (74,1% от общего ФОТ), для иного педагогического персонала - 1 627,0 тыс. рублей (4,2% от общего ФОТ), для административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала - 8391,8 тыс. рублей (21,7% от общего ФОТ).

Анализ распределения доходов, полученных от оказания школой платных образовательных услуг, показал, что почти в полном объеме полученные средства направляются на оплату труда, при этом значительная часть этих средств направляется на оплату труда лиц, не участвующих непосредственно в осуществлении образовательной деятельности. Так, оплата труда учителей в зависимости от нагрузки (от 8 до 16 учебных часов в месяц) за оказание платных образовательных услуг составила от 4,1 до 6,9 тыс. рублей в месяц. При этом на оплату труда куратора платных услуг ежемесячно расходовалось 23,5 тыс. рублей, а общая сумма расходов на оплату труда с учетом начислений на заработную плату куратора составила в 2019 году 214,2 тыс. рублей (22,2 % от общей суммы всех расходов на оплату труда за счет платных услуг), в 2020 году - 214,2 тыс. рублей (20,2 % от общей суммы расходов на оплату труда за счет платных услуг).

При проверке организации предоставления бесплатного горячего питания ученикам начальной школы в 2020 году были установлены единичные случаи расхождений сведений о посещаемости обучающимися столовой (по реестрам бесплатного питания) со сведениями о посещаемости учебных занятий (по электронному журналу). Согласно представленным пояснениям классных руководителей расхождения вызваны ошибками в заполнении журнала посещаемости занятий, необходимостью соблюдения диеты ребенком по состоянию здоровья (по заявлению родителей), пропуском отдельных уроков, в период которых проходил прием пищи.

По результатам проведенного контрольного мероприятия руководителю учреждения направлено представление.

Материалы проверки переданы в прокуратуру города Саратова. О результатах мероприятия проинформированы глава муниципального образования «Город Саратов», а также исполняющий полномочия председателя Саратовской городской Думы.

Скачать PDF
Возврат к списку