Контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Саратов»
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, 78
Приемная +7(8452)27-99-91

Результаты контрольных мероприятий

Информация о результатах проверки в МБУ «Служба благоустройства города»

Контрольно-счетная палата провела контрольное мероприятие по проверке финансово-хозяйственной деятельности, в том числе использования бюджетных средств, а также соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом за 2021 год и истекший период 2022 года, в муниципальном бюджетном учреждении «Служба благоустройства города» (далее - учреждение).

По результатам контрольного мероприятия было установлено следующее.

В ходе анализа утвержденных учредителями на 2021-2022 годы муниципальных заданий было отмечено, что единственным показателем муниципальных заданий являются закрепленные за учреждением территории (дороги, тротуары, зеленые зоны и прочие) с указанием их общей площади. Работы, подлежащие выполнению, в муниципальных заданиях указаны в укрупненном виде с указанием общей площади территорий, на которых их необходимо выполнить. Доведение показателей муниципального задания в указанной форме не позволяет однозначно определить в какой пропорции (доле) от общей закрепленной площади подлежит выполнению каждый вид работ - подметание, сбор мусора, уборка снега, вывоз мусора и снега, очистка бортового камня, уборка с тротуаров посторонних предметов.

Информации о периодичности (кратности, количестве) осуществления работ по содержанию территории в надлежащем состоянии (раз в неделю, месяц, квартал и т.д.) в муниципальных заданиях также не содержится.

Таким образом, в муниципальных заданиях отсутствовали сведения об общей суммарной площади территорий (с учетом кратности выполнения работ), работы на которой необходимо выполнить в течение отчетного периода для достижения поставленных целей. Данные недостатки не позволяют однозначно оценить полноту выполнения учреждениями муниципальных заданий и эффективность расходования бюджетных средств.

Согласно представленным отчетам о выполнении муниципального задания учреждением ежемесячно производится уборка, очистка на всей закрепленной за ним площади указанных объектов. Вместе с тем, как следует из оправдательных документов (отчеты об исполнении муниципального задания и приложения к ним), приложенных к отчетам о выполнении муниципального задания, Учреждением в течение месяца производятся работы только на части закрепленной площади, но по несколько раз.

Так, например, муниципальным заданием на 2022 год предусмотрено выполнение следующих работ:

- механизированная уборка тротуаров с асфальтобетонным покрытием - 784 567,76 кв. м;

- механизированная уборка проезжей части автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием (в том числе инженерных сооружений), содержание и ремонт конструкции проезжей части и элементов обустройства дорог (в том числе инженерных сооружений) - 2 484 462,28 кв. м;

- ручная очистка (подметание, сбор случайного мусора, уборка снега, вывоз мусора и снега) автомобильных дорог с грунтовым покрытием, тротуаров, бортового камня, уборка/демонтаж с проезжей части автомобильных дорог и тротуаров посторонних предметов, не относящихся средствам организации дорожного движения, - 2 314 343,97 кв. м (в том числе на инженерных сооружениях - 68 364,31 кв. м).

Отчет о выполнении муниципального задания за февраль (период с 01 по 21 число месяца) 2022 года содержит сведения, идентичные сведениям, установленным в муниципальном задании. Вместе с тем согласно приложенным к отчету документам в феврале 2022 года фактически выполнены следующие объемы работ:

- очистка тротуаров механизированным способом от снега на площади 286 348 кв. м (с учетом кратности проведения работ - 942 623,0 кв. м), то есть только 36,5% от площади всех тротуаров с асфальтобетонным покрытием, указанных в муниципальном задании;

- механизированная уборка проезжей части автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием (в том числе инженерных сооружений), содержание и ремонт конструкции проезжей части и элементов обустройства дорог (в том числе инженерных сооружений) на площади 1 502 740,25 кв. м (то есть только 60,5% от площади проезжей части автомобильных дорог, указанной в муниципальном задании);

- ручная очистка тротуаров от случайного мусора на площади 290 617,2 кв. м (с учетом кратности проведения работ - 5 736 612,0 кв. м), то есть только 37% от площади тротуаров с асфальтобетонным покрытием, указанной в муниципальном задании);

- ручная очистка тротуаров от снега на площади 89 907 кв. м (с учетом кратности проведения работ - 177 686 кв. м), то есть только 11,4% от площади тротуаров с асфальтобетонным покрытием, указанной в муниципальном задании);

- ручная очистка тротуаров от снега с посыпкой песком - на площади 79 530 кв. м (с учетом кратности проведения работ - 257 362 кв. м), то есть только 10% от площади тротуаров с асфальтобетонным покрытием, указанной в муниципальном задании).

Администрацией города утвержден Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, в соответствии с которым нормативные затраты на выполнение работы определяются при расчете объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания в порядке, установленном учредителем и (или) главным распорядителем бюджетных средств (в случае принятия ими решения о применении нормативных затрат при расчете объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания на выполнение работ). Приказами учредителей утверждены и доведены до учреждений Порядки определения нормативных затрат на выполнение муниципальных работ, согласно которым объем финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий должен рассчитываться на основании нормативных затрат на выполнение муниципальных работ по установленной учредителями формуле. Нормативные затраты должны быть рассчитаны на единицу объема работы, значения которых утверждаются учредителями.

Однако фактически в 2021 - 2022 годах учредителями не производились оценка достаточности выделенного финансирования для выполнения муниципального задания и сопоставление этих данных с данными о проценте выполнения работ.

Значительное количество нарушений и недостатков было выявлено при проверке данных отчетов о выполнении муниципальных заданий, представляемых учреждением учредителю. Например, согласно отчету об уборке тротуаров механизированным способом за февраль 2022 года площадь уборки на ул. им. Азина составила 53 891 кв. м, что соответствует 100% площади тротуаров, расположенных на данной улице, отраженной в муниципальном задании. Однако согласно подтверждающим документам, приложенным к отчету, указанные работы на ул. им. Азина в феврале 2022 года произведены на площади 21 556 кв. м или на 40% от закрепленной в муниципальном задании площади. Также указано, что тротуары площадью 21 556 кв. м убирались 3 раза, то есть фактическая площадь механизированной уборки составила 64 668 кв. м. Таким образом, отчет недостоверен, при этом данные о фактически выполненных работах с учетом их кратности не отражают степень выполнения муниципального задания, в котором доведен показатель площади тротуаров в целом.

В отчетах о выполнении муниципального задания показатели объемов работ в ряде случаев не подтверждены первичными документами (актами сдачи выполненных работ, путевыми листами, иными документами):

- не подтверждены путевыми листами данные отчета о выполнении муниципального по механизированной уборке тротуаров с асфальтобетонным покрытием за январь 2022 года (работы по механизированной уборке 4 тротуаров общей площадью 21 261,0 кв. м) и февраль 2022 года (работы по механизированной уборке 15 тротуаров общей площадью 106 665,0 кв. м;

- работы по проведению механизированной уборки 12 тротуаров в период с 1 по 21 февраля, сведения о которых отражены в ежедневных планах работ и включены в отчет о выполнении муниципального задания за февраль 2022 года, не подтверждены актами осмотра от 25 февраля 2022 года.

Были выявлены нарушения и недостатки, связанные с проведением учреждением работ по ремонту автомобильного транспорта, а также приобретением и использованием запасных частей.

Так, в МБУ «Служба благоустройства города» допускалась многократная замена запчастей в течение короткого периода времени в отсутствие документов, обосновывающих причины замены, в том числе повторной замены одной и той же детали, не принимались меры по замене деталей в рамках гарантийного срока в соответствии с условиями договоров. Тем самым не обеспечивалось эффективное использование бюджетных средств, направленных на ремонт автотранспортных средств на общую сумму 888,1 тыс. рублей.

Также учреждением не осуществлялся учет на забалансовом счете списанных в связи с непригодностью металлических запасных частей, которые подлежат дальнейшей реализации в качестве лома с целью получения дохода. Проведенный при проверке анализ ремонтных работ, показал, что в 2021 году учреждением было снято 448 шт. состоящих только из металла узлов, деталей и запасных частей весом 12,6 т, а в 2022 году (январь-февраль) - 216 шт. узлов, деталей и запасных частей весом 5,9 т, которые возможно было сдать на металлолом. Таким образом, сумма недополученных доходов составила 453,3 тыс. рублей (расчет произведен исходя из средней рыночной стоимости 24,5 тыс. рублей за 1 т лома в мае 2022 года).

После получения акта проверки учреждение внесло изменения в свою учетную политику, представило бухгалтерские справки, составленные в период июня-июля 2022 года, об отнесении на забалансовый счет запчастей, пришедших в негодность в количестве 675 шт. (с приложением актов осмотра запчастей, списанных в период с 01.01.2021 по 30.06.2022) с ориентировочным весом 17,3 т, договор от 01.07.2022 на сдачу лома и отходов черных металлов, приемо-сдаточный акт от 06.07.2022 о сдаче лома черных металлов весом 16,125 т на сумму 201,6 тыс. рублей (или 12,5 тыс. рублей за 1 т).
Однако, учитывая длительное отсутствие учета непригодных запчастей, дополнительно представленные документы могут быть оценены как частичное устранение выявленного в ходе контрольного мероприятия нарушения.

В ходе контрольных мероприятий был также проведен сравнительный анализ затрат на ремонт автотранспортных средств и специализированной дорожной техники МБУ «Дорстрой» и МБУ «Служба благоустройства города» за 2021 год.

По результатам анализа установлено, что, несмотря на сопоставимость по количеству и составу транспортных средств, проценту изношенности автопарка, сходных условиях эксплуатации в пределах единой дорожно-транспортной сети г. Саратова в 2021 году расходы на ремонт техники МБУ «Служба благоустройства города» превышают аналогичные расходы МБУ «Дорстрой» на общую сумму 10 902,4 тыс. рублей (или на 59%). При этом в осенне-зимний период 2021/2022 годов для выполнения работ в МБУ «Служба благоустройства города» фактически использовалось только 157 единиц техники из 252 единиц, в то время как в МБУ «Дорстрой» - 185 единиц из 235 единиц, а общее количество отремонтированных в 2021 году транспортных средств в МБУ «Служба благоустройства города» меньше на 20 единиц (или на 9%), чем в МБУ «Дорстрой».

Несмотря на меньшее количество отремонтированных транспортных средств, общее количество запасных частей, списанных в 2021 году на ремонт автопарка МБУ «Служба благоустройства города», составило 25 984 ед., что превышает в 2,6 раза количество списанных за аналогичный период запасных частей в МБУ «Дорстрой» (9 910 ед.).

По результатам сравнительного анализа затрат на ремонты сопоставимых по модели и году выпуска автотранспортных средств установлено, что при аналогичном характере работ и наименований использованных при проведении ремонтов запасных частей и расходных материалов, стоимость ремонтов в большинстве случаев выше у МБУ «Служба благоустройства города», чем у МБУ «Дорстрой».

Превышение расходов на ремонт автотранспортной техники в МБУ «Службы благоустройства города» над аналогичными расходами в МБУ «Дорстрой» обусловлено, в том числе тем, что при наличии большего количества штатных слесарей по ремонту автомобилей в МБУ «Служба благоустройства города» (17 человек) по сравнению с МБУ «Дорстрой» (12 человек), МБУ «Служба благоустройства города» в значительно большем объеме осуществляет ремонт техники с привлечением услуг сторонних организаций.

Кроме того, установлены случаи значительного превышения стоимости запасных частей, приобретенных для ремонта техники МБУ «Служба благоустройства города», над стоимостью аналогичных запасных частей, приобретенных МБУ «Дорстрой».

Например, МБУ «Дорстрой» в 2021 году для ремонта автомобиля Камаз 65115-62 произведено списание вала коленчатого стоимостью 56,7 тыс. рублей, при этом на ремонт автомобиля аналогичной модели МБУ «Служба благоустройства города» списана идентичная деталь, но по более высокой стоимости - 130,9 тыс. рублей (более чем в два раза). Следует отметить, что замена вала коленчатого по указанной цене в МБУ «Служба благоустройства города» на данном автомобиле в 2021 году производилась неоднократно.

Подконтрольным объектом во время проведения мероприятия не были предоставлены некоторые документы, в том числе по причине необходимости их восстановления. Уже после получения акта проверки (и после продления срока предоставления возражений на акт проверки) в контрольно-счетную палату учреждением были направлены дополнительные пояснения и документы, подтверждающие сведения Отчетов о выполнении муниципального задания за январь и февраль 2022 года: путевые листы на погрузчики, мини-погрузчики и акты выполненных работ по арендованной технике, содержащие данные о периоде работ, марке и гос.номере техники, количестве отработанных часов и наименовании улицы, где производилась по механизированная уборка тротуаров. Однако представленными документами так и не были подтверждены работы по механизированной уборке 4 тротуаров в Октябрьском районе общей площадью 21261 кв. м. в январе 2022 года и 15 тротуаров в Заводском и Октябрьском районах общей площадью 106665 кв. м. в феврале 2022 года.

Для подтверждения использования противогололедных материалов (ПГМ) в объеме 8403 т на сумму 65 457,7 тыс. рублей в 2021 году и 3750 т на сумму 35 359,7 тыс. рублей в период января - февраля 2022 года учреждением были дополнительно представлены скорректированные (отражающие кратность выполнения работ) отчеты об исполнении муниципального задания в части обработки дорог ПГМ, подписанные учредителем.

По результатам проверки учреждению было направлено представление.

Информация о результатах проверки направлена в Саратовскую городскую Думу и администрацию муниципального образования «Город Саратов».

 Скачать
Возврат к списку