Контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Саратов»
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, 78
Приемная +7(8452)27-99-91

Результаты контрольных мероприятий

Информация о результатах проверки департамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов»

В соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» на 2023 год в департаменте Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» (далее по тексту – Департамент) проведено контрольное мероприятие: «Проверка исполнения полномочий главного администратора доходов бюджета муниципального образования «Город Саратов за 2022 год и истекший период 2023 года. Проверка достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главными администраторами доходов бюджета муниципального образования «Город Саратов», главными распорядителями бюджетных средств за 2022 год. Проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, а также законности и эффективности использования бюджетных средств за 2022 год и истекший период 2023 года».

По результатам контрольного мероприятия установлено следующее.

В проверяемом периоде Департаментом заключались контракты на выполнение работ по ямочному ремонту автомобильных дорог, зимнему содержанию автомобильных дорог, ликвидации несанкционированных свалок, ремонту тротуаров, противопожарной опашке, окашиванию газонов (зеленых зон), очистке от мусора газонов (зеленых зон), стрижке живой изгороди, валке (обрезке) деревьев. Условия заключенных контрактов не содержали сведений, позволяющих непосредственно определить место, время, периодичность (сроки) выполнения работ (услуг).

Приемка и оплата указанных работ также осуществлялась либо в отсутствие документов, подтверждающих место, время выполнения работ, их объем и качество, либо на основании документов, не содержащих однозначного подтверждения факта выполнения работ. Общая сумма расходов на оплату неподтвержденных документально результатов работ составила 49 548,7 тыс. рублей.

Так, например, во время проведения осмотра результатов выполненных работ по ямочному ремонту, ни заказчик, ни подрядчик, не смогли указать точное место проведения работ, не указали и места (участки) проведения ремонта тротуаров.

Систематические действия Департамента при заключении и исполнении контрактов в отсутствие положений, определяющих конкретное место, время, сроки (периодичность) выполнения работ (услуг), в отсутствие положений, предусматривающих необходимость составления и предоставления заказчику исполнительной документации, подтверждающей соответствие выполненных работ (услуг) условиям контракта, не обеспечивают прозрачность закупок, не позволяют осуществлять объективный контроль за исполнением муниципальных контрактов и создают коррупционные риски при реализации должностными лицами Департамента полномочий в сфере закупок.

Для благоустройства общественной территории «Сквер Памяти» в п. Соколовый Департаментом был заключен муниципальный контракт от 29.03.2022 с АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России». В августе 2022 года Департаментом неправомерно произведена приемка и оплата фактически невыполненных работ на общую сумму 3 229,2 тыс. рублей, в том числе по установке 11 бюстов героев из натурального мрамора на сумму 2 929,6 тыс. рублей, по устройству освещения на сумму 299,6 тыс. рублей, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

В ходе контрольного мероприятия в 2023 году Департаментом в Сквере Памяти п. Соколовый были установлены бюсты героев из иного (композитного) материала. При этом сами бюсты и постаменты имели деформацию материала (отслоение, потеки, сколы и т.д.).

На постаментах с установленными на них бюстами отсутствовали информационные надписи (таблички) о личности героев. Техническое задание и иные документы, относящиеся к исполнению муниципального контракта от 29.03.2022, в соответствии с которым изготавливались и устанавливались бюсты в Сквере Памяти р.п. Соколовый, также не содержали информацию о личности героев. Таким образом, при благоустройстве общественной территории было не только нарушено бюджетное законодательство, но и создана ситуация, при которой мероприятие, направленное на увековечивание памяти героев, воспитания патриотизма, было реализовано в форме создания безликой аллеи, установки безымянных бюстов.

Необходимо отметить, что контракт на выполнение работ по благоустройству общественной территории «Сквер Памяти» от 29.03.2022 был заключен с АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России» без проведения торгов, что нарушало требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Кроме указанного контракта Департаментом с АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России» в 2022 году было заключено еще 3 контракта с нарушением способа выбора поставщика (подрядчика, исполнителя). Общая стоимость 4 контрактов, заключенных с указанной организацией без проведения торгов, составила 16 478,2 тыс. рублей.

Департаментом произведены расходы, не соответствующие принципу эффективного использования бюджетных средств, установленному в статье 34 Бюджетного кодекса РФ, в том числе:

- на строительство системы наружного водоотведения (хозяйственно-бытовая канализация) для непостроенного 50-квартирного жилого дома (п. Дубки), не являющегося муниципальным имуществом, строительство которого осуществлялось в рамках исполнения государственных полномочий, и который не сможет быть введен в эксплуатацию в связи с несоответствием объекта строительства ограничениям, установленным на приаэродромной территории, - 4 999,4 тыс. рублей;

- на устройство покрытия из песка толщиной менее допустимой толщины песочного покрытия, установленной ГОСТ Р 52169-2012, при строительстве детских площадок в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды муниципального образования «Город Саратов» - 490,0 тыс. рублей;

- на оборудование детских игровых и спортивных площадок на территории, прилегающей к зданию, которое не используется как жилое, что не соответствует целям и задачам мероприятий по благоустройству дворовых территорий, - 131,0 тыс. рублей;

- на оплату услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации, включающий проверку достоверности определения сметной стоимости по объекту «I этап - Ледовая арена», по договору, заключенному после расторжения аналогичного договора, имеющего меньшую цену - 192,3 тыс. рублей.

В проверяемом периоде Департаментом не была организована надлежащим образом деятельность по взысканию задолженности по плате за наем с нанимателей жилых помещений. Кроме того, Департаментом не организован аналитический учет дебиторской задолженности по плате за наем социального жилья в разрезе нанимателей, не проводилась надлежащим образом инвентаризация, в связи с чем бухгалтерский учет Департамента не обеспечивает достоверность показателя дебиторской задолженности в бухгалтерской отчетности.

Полномочия в части осуществления контроля за фактическим наличием и техническим состоянием объектов казны, внесением изменений в соответствующие учетные документы объектов казны, за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам в проверяемом периоде исполнялись ненадлежащим образом.

Так, по результатам осмотра жилых помещений, проведенного в ходе контрольного мероприятия, были зафиксированы факты использования муниципального жилищного фонда без правовых оснований, несоответствия технических и адресных характеристик сведениям, указанным в реестре имущественной части муниципальной казны, и другие несоответствия. Действия Департамента, направленные на устранение данных нарушений, были предприняты только в ходе контрольного мероприятия.

Проверкой исполнения бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств в части определения показателей, характеризующих качество и (или) объем оказываемых муниципальных услуг, выполняемых работ, порядка контроля за исполнением муниципального задания, за соблюдением требований к отчетности об исполнении муниципального задания установлено, что Департаментом не осуществлялся контроль за исполнением муниципального задания подведомственными муниципальными учреждениями.

Так, подведомственными учреждениями Департаменту предоставлялись отчеты о выполнении муниципальных заданий, содержащие недостоверные сведения, не соблюдались требования к форме отчетов, нарушалась периодичность их предоставления. Плановые показатели муниципальных заданий численности обучающихся (воспитанников) не соответствовали численности обучающихся (воспитанников), указанной в приказах образовательных учреждений о комплектовании. В отчетах об исполнении муниципального задания отсутствовали сведения о фактическом достижении показателей, характеризующих объем муниципальных услуг, установлен случай внесения в отчет сведений об оказании услуги по реализация дополнительных общеразвивающих программ, которая до учреждения муниципальным заданием не доводилась.

Департаментом как органом-учредителем муниципальных учреждений не был разработан и утвержден порядок составления и утверждения отчетов о результатах деятельности муниципальных учреждений и об использовании закрепленного за ними муниципального имущества. Как следствие отчеты о результатах деятельности за 2022 год подведомственными Департаменту учреждениями не предоставлялись.

При проверке Департамента были выявлены многочисленные нарушения ведения бюджетного (бухгалтерского) учета.

Например, Департаментом не был организован аналитический учет на забалансовых счетах сведений о количестве и стоимости земельных участков, полученных в пользование, в связи с чем бухгалтерский учет не обеспечивает достоверность сведений о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в бухгалтерской отчетности. Так, в бухгалтерском учете Департамента не учитывалось 28 земельных участков кадастровой стоимостью 12 989,5 тыс. рублей, полученных в пользование для размещения элементов благоустройства и строительства ледовой арены и бассейна.

Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету повлекло искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности по состоянию на 01.01.2023, выразившееся в искажении информации об активах, в том числе:

- завышение данных бюджетного (бухгалтерского) учета на начало 2022 года по счету 101.00 «Основные средства» на сумму 16 833,6 тыс. рублей вследствие принятия к учету имущества в отсутствие распоряжения уполномоченного представителя собственника;

- завышение данных бюджетного (бухгалтерского) учета на начало 2022 года по счету 108.00 «Нефинансовые активы имущества казны» на сумму 1 825,9 рублей вследствие принятия к учету имущества в отсутствие распоряжения уполномоченного представителя собственника;

- завышение данных бюджетного (бухгалтерского) учета по счету 106.11 «Вложения в нефинансовые активы» на конец 2022 года на сумму 2 839,8 тыс. рублей вследствие отражения объектов, переданных иной муниципальной организации и эксплуатирующихся по своему назначению;

- завышение данных бюджетного (бухгалтерского) учета по счету 106.11 «Вложения в нефинансовые активы» на конец 2022 года на сумму 20 127,2 тыс. рублей вследствие необоснованного отражения объекта незавершенного строительства;

- занижение данных бюджетного (бухгалтерского) учета по счету 108.00 «Нефинансовые активы имущества казны» на конец 2022 года на сумму 10 127,2 рублей в результате бездействия Департамента (не направлено ходатайство комитету по управлению имуществом города Саратова об уточнении фактически сложившихся вложений в нефинансовый актив «объект незавершенного строительства»);

- занижение данных по счету 108.00 «Нефинансовые активы имущества казны» на конец 2022 года на сумму 9 243,3 тыс. рублей в результате непринятия к учету объектов нефинансовых активов, созданных при выполнении работ по благоустройству общественных территорий, непринятия к учету имущества в результате неисполнения распоряжения уполномоченного представителя собственника.

По результатам контрольного мероприятия руководителю Департамента направлено представление. В отношении двух должностных лиц Департамента составлены протоколы об административных правонарушениях по статье 15.15.6 «Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности» и по статье 15.15.5 «Нарушение условий предоставления субсидий» КоАП РФ.

Информация о результатах контрольного мероприятия была направлена главе муниципального образования «Город Саратов», в Саратовскую городскую Думу.

Скачать PDF

Возврат к списку