Новости
Говоря о будущем созданного органа внешнего финансового контроля, его целях и задачах, невозможно не обратиться к истории, тем более что в год принятия знакового Федерального закона №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» Российская Федерация отмечала историческую дату – 200-летие создания Государственного контроля.
Система финансового управления и контроля в России имеет более чем тысячелетнюю историю. Однако, только высочайшим манифестом от 28 января 1811 года «О Государственном контроле и об устройстве Главного управления Ревизии Государственных счетов» был образован самостоятельный орган центрального управления – Государственный контроль, обладающий правами отдельного министерства. Государственный контроль стал первым специализированным органом финансового контроля в России, ознаменовавшим собой создание в нашей стране института финансового контроля.
Теоретические основы организации государственного финансового контроля в царской России заложили М. Сперанский, В. Татаринов, И. Вышнеградский, Ф. Бочковский, С. Витте, И. Озеров и др.
Впервые вопрос об изменении в организации финансового контроля возник в связи с проектами внутренних реформ, разработкой которых занимался М.М. Сперанский. Он ясно осознавал, что даже хорошо задуманная бюджетная система может функционировать нормально только при наличии четко организованного контроля: «...одна ревизия счетов может показать, до какой степени финансовый закон в каждом году был сохранен или нарушен». Среди основных целей финансового контроля он называл контроль над исполнением государственного бюджета, а в качестве задач ставил совершенствование методов контроля, в частности ревизии, и распространение ревизионной деятельности контроля на все виды государственных и местных доходов и расходов, на все звенья государственного аппарата, на всех должностных лиц, вплоть до министров.
Основной идеей М.М. Сперанского являлось создание тотального, целостного финансового контроля над расходованием государственных денежных средств, обеспечивающего прозрачность всех финансовых потоков и невозможность для злоупотреблений. Контроль он считал важнейшим элементом государственной системы, способным обеспечить богатство и процветание Российской империи.
Примечательно, что ведущее место в системе Государственного контроля отводилось введенному В.А. Татариновым предварительному контролю, который имел профилактическое и воспитательное значение, приучал к точному соблюдению законности, принципов и предписаний, искоренял финансовый произвол.
Следствием проведенных преобразований явилось создание специального, независимого, со статусом министерства государственного финансово-контрольного ведомства, заложившего основу для нового этапа в развитии российского финансового контроля.
Во все времена во главу угла контрольной деятельности были поставлены вопросы укрепления дисциплины в выполнении предприятиями установленных заданий по объему и качеству продукции, повышения производительности труда, улучшения использования производственных мощностей, осуществления строжайшего режима экономии, выполнения заданий по снижению себестоимости, усиления контроля за состоянием учета, сохранностью и расходованием материальных ценностей и денежных средств, искоренению растрат, хищений и злоупотреблений.
Государственный контроль России, в отличие от контрольных учреждений стран Запада, деятельность которых ограничивалась только ревизионными обязанностями, играл исторически весьма важную роль в выработке законодательных предположений, а также в рассмотрении и решении вопросов государственной важности.
В 1995 году был принят Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», в 1996 году – Указ Президента РФ «О государственном финансовом контроле», в 1998 году – Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принятие данных документов ознаменовало новый этап в развитии финансового контроля в России. Организация действенного финансового контроля над полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также над законностью и эффективностью использования бюджетных средств и распоряжения государственной собственностью становится одним из важнейших направлений российской экономической политики. Во многих регионах России постепенно стали формироваться собственные органы внешнего финансового контроля, была создана Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации, ассоциации контрольно-счетных органов в отдельных регионах.
С принятием Федерального закона от 07.02.2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» были определены статус контрольно-счетных органов, их состав, структура и основные полномочия, установлены права, обязанности, ответственность должностных лиц контрольно-счетных органов и гарантии прав проверяемых организаций. Федеральный закон № 6-ФЗ закрепил за региональными и муниципальными контрольно-счетными органами организационную и функциональную независимость, а также целый ряд элементов, позволяющих реализовать ее на практике. К ним можно отнести закрепление обязанности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации осуществлять свою деятельность самостоятельно; наделение таких органов правами юридического лица; запрет на приостановление их деятельности; право контрольно-счетного органа на самостоятельную разработку и принятия плана своей деятельности; гарантии личной независимости их высших должностных лиц, а также гарантии финансовой независимости контрольно-счетных органов. Данный правовой акт создает достаточно прочную основу для развития системы независимых контрольно-счетных органов в России и существенно укрепляет роль контрольно-счетных органов в большинстве субъектов Российской Федерации. Фактически данный закон является новым этапом для развития контрольно-счетных органов и обладает достаточно большим потенциалом для развития системы государственного аудита в России.
В марте 2012 года в Устав муниципального образования «Город Саратов» были внесены изменения, согласно которым контрольно-счетная палата получала статус юридического лица. В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 26 апреля 2012 г. № 13-154 «О контрольно-счетной палате муниципального образования «Город Саратов» 12 мая 2012 года в городе была образована контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Саратов». Конечно, это не означает, что до этого в городе не функционировала система финансового контроля. В структуре Саратовской городской Думы контрольно-счетная палата появилась еще в декабре 1996 года. Подразделение сразу стало важной частью системы контроля эффективности использования бюджетных средств, а также инструментом повышения качества принимаемых законодательным собранием решений. В результате работы, проводимой специалистами КСП, органы власти получали объективную информацию о расходовании бюджетных средств на территории муниципального образования, а также конструктивные предложения по совершенствованию законодательства. Эффективная деятельность с каждым годом повышала авторитет контрольно-счетной палаты, как органа государственного контроля в сфере управления бюджетом, собственностью и ресурсами муниципального образования. А год назад контрольно-счетная палата получила полномочия самостоятельного юридического лица, основными принципами деятельности которого являются законность, объективность, независимость и гласность.
Первый год самостоятельной деятельности КСП ознаменовался увеличением масштабов контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической работы и организационным становлением. Главным на этом этапе стало формирование коллектива, способного на высоком уровне, объективно проводить проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств в самых различных отраслях. Эта задача была успешно решена. В течение 2012 года были сформированы и укомплектованы кадрами четыре инспекции, которые разделили между собой по отраслевому принципу полномочия по осуществлению контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической и финансово-хозяйственной деятельности. Удалось привлечь к работе в контрольно-счетной палате специалистов с необходимым уровнем знаний и опытом практической работы. Средний возраст специалистов КСП – 40 лет, все они имеют высшее специальное образование и очень увлечены своим делом. Коллектив КСП, выполняя свои прямые обязанности, активно изучает опыт других контрольно-финансовых структур, а также разрабатывает собственные методики проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Именно это помогло полностью выполнить насыщенный и сложный план 2012 года. Специалистами КСП были проведены контрольные мероприятия в 6 структурных подразделениях администрации города, 12 муниципальных учреждениях и 3 муниципальных предприятиях.
Общий объем выявленных контрольно-счетной палатой в 2012 году финансовых нарушений составил 6 млрд. 830,7 млн. рублей. Большая их часть – это искажение и недостоверность финансовой отчетности, выразившееся в отсутствии в учете учреждений и предприятий муниципального жилого фонда, земельных участков и безвозмездно полученного оборудования. Общая сумма данных нарушений составила 5 млрд. 574,2 млн. рублей, или 81,6% от общего объема. Остальные нарушения касаются уже расходования средств. Это нецелевое использование бюджетных средств, недостачи и излишки денежных средств и материальных ценностей, завышение объемов выполненных работ и оказанных услуг, необоснованные и документально неподтвержденные расходы, необоснованное предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, муниципальным предприятиям, расходование субсидий с нарушением установленного порядка, заключение крупных сделок без согласования с учредителем (акционером), упущенная выгода, необоснованное авансирование коммерческих организаций и прочие нарушения.
Работа КСП была представлена депутатам Саратовской городской Думы, которые на заседании в марте 2013 года подробно ознакомились с первым годовым отчетом органа финансового контроля. В документе были проанализированы не только финансовые нарушения, но и дано обоснование экономической эффективности деятельности контрольно-счетной палаты. Ее можно оценить следующими результатами:
- Сумма нарушений, выявленных контрольно-счетной палатой в 2012 году, превысила сумму средств, направленных на ее содержание, в 572 раза.
- Стоимость не отраженных в бухгалтерском учете земельных участков, помещений муниципального жилищного фонда, выявленных контрольно-счетной палатой, составила 4 млрд. 982,6 млн. рублей. По итогам проверок уже исправлено таких нарушений на 1 млрд. 634,2 млн. рублей, или 23,9% от общего объема выявленных в 2012 году финансовых нарушений. Таким образом, на 1 рубль, затраченный на содержание контрольно-счетной палаты в 2012 году, обеспечена сохранность муниципальной собственности на 137 рублей.
Материалы всех контрольно-ревизионных мероприятий, проведенных в 2012 году, были направлены в прокуратуру города Саратова. В настоящее время рассматривается проект соглашения о сотрудничестве с этим надзорным ведомством.
В 2013 году запланировано проведение 28 контрольных мероприятий. Кроме того, контрольно-счетная палата, имея статус юридического лица, впервые осуществляла внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов» за 2012 год.
Необходимо отметить, что работа контрольно-счетной палаты заключается не только в осуществлении мероприятий последующего финансового контроля, но и в проведении экспертиз муниципальных правовых актов. Предварительный контроль позволяет предупредить потенциальные нарушения, недостатки, исключить непроизводительные расходы и неэффективное использование ресурсов еще до начала осуществления хозяйственных операций, предоставляет возможность повысить качество муниципальных правовых актов в целом.
В 2012 году палатой проведено 50 экспертиз, по результатам которых были подготовлены заключения, а в текущем году таких заключений подготовлено уже более 20. При рассмотрении проектов правовых актов Саратовской городской Думой все предложения и замечания, внесенные КСП, были учтены. Это еще раз подтверждает высокий уровень квалификации и профессионализма ее специалистов.
Экспертная работа контрольно-счетной палаты осуществляется во взаимосвязи с мероприятиями последующего контроля, что дает возможность представлять объективные данные депутатскому корпусу, вносить взвешенные и выверенные предложения администрации муниципального образования «Город Саратов».
Важным шагом в стремлении к открытости и доступности результатов работы контрольно-счетной палаты для широкой общественности, коллег из других ведомств явилось создание сайта КСП. Теперь Интернет-ресурс позволяет получить необходимую информацию справочного характера, ознакомиться с текущей деятельностью контрольно-счетной палаты города Саратова и перспективными планами.
Сегодня КСП города Саратова – это динамично развивающийся орган муниципального финансового контроля, играющий одну из ключевых ролей в бюджетном процессе. Эффективная деятельность контрольно-счетной палаты способствует укреплению доверия общества к власти. Кадровый потенциал и четкая система взаимодействия с администрацией муниципального образования «Город Саратов» и Саратовской городской Думой способствуют решению задач, возложенных на контрольно-счетную палату.